Омарова К.Т., Немченко Е.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

Педагогические аспекты формирования гуманности у младших школьников.

В современных условиях развивающегося общества, характеризующихся нестабильностью правовых, моральных и ценностных ориентаций, особенно обострились социальные, межэтнические и межличностные отношения. Социальные обстоятельства усугубляются и тем, что традиционные общечеловеческие и этнические ценности, в том числе и гуманистические идеалы, оттесняются на второй план, а на первое место выходит прагматическая идеология, которая  усиливается экстремизмом, национализмом, этнической нетерпимостью.

В данной социально - политической обстановке особую актуальность приобретает формирование гуманных взаимоотношений в полиэтнической детской среде. В этой связи возникает необходимость возрождения в начальной школе народного опыта воспитания и восстановления многовековых этнических традиций, которые могут быть осуществлены только на основе народных гуманистических традиций. Проблема гуманистического воспитания не является исключительно национально - этнической, в ней приоритетное положение занимают общечеловеческие ценности, несущие в себе такие явления, как свобода и любовь, а также интернациональные понятия, такие  как демократичность и гуманность.

Впервые идеи гуманизма получили свое распространение в эпоху Возрождения, когда развернулось движение за освобождение личности от насилия и идейного застоя феодализма, от темноты и невежества, хотя великие образцы гуманности задолго до этого оставил человечеству Сократ. В работах Т. Мора, Р. Оуэна, Ф. Рабле, М. Фурье прозвучало требование уважения человека, вера в его разум, силы, возможности. Труды великих педагогов и просветителей - М. Лютера, Я. А. Каменского, Д. Локка, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо пронизаны идеями гуманизма. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов считали высшим предназначением деятельности личности на любой ступени лестницы общественной иерархии  - быть человеком. К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, Н.И. Пирогов представили гуманизм в своих трудах в качестве основы и главной цели воспитания. К.Д. Ушинский писал о необходимости развития, прежде всего гуманности в человеке, о потребности воспитать сначала в «дитяти» человека, а потом на этом прочном основании строить любое здание. Большой вклад в разработку проблем гуманизма внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.А. Католиков. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что мыслители прошлого не используют понятие «гуманности», подразумевают под ним общечеловечность. Взгляды западных философов на решение проблемы воспитания гуманности менялись в зависимости от смены общественно экономической формации, однако на рубеже XIX-ХХ в.в. произошёл возврат к общечеловеческим ценностям в деле воспитания гуманной личности [1].

Педагоги советского периода Е.В. Бондаревская, Д.И. Водзинский, О.С. Газман, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Т.В. Мальковская, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова рассматривали проблемы воспитания гуманности с позиций единства воспитания и обучения. Новый вклад в теорию и практику воспитания гуманности личности внесли учителя-новаторы, работающие на основе идей педагогического сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Н.Е. Щypкoвa) и утверждающие личностно-ориентированный подход к формированию личности младшего школьника.

В последние годы достаточно активно ведется разработка проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса в целом. В исследованиях Байковой Л.А., Берулавы  М. Н., Молдрахманова А. Б.,   Успанова К. С., Никандрова Н. Д., прослеживаются педагогические подходы к содержанию гуманистического воспитания.   

Гуманность - (от лат. humanus - человечный) - человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям; обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуются в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи [2]. Гуманность как нравственное качество является сложным интегративным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения. Базовой категорией воспитания гуманности является понятие «гуманные чувства», т.е. эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий. Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым, создавая предпосылки для процесса их дальнейшей интеграции [3].

Гуманизация образования, творческое развитие способностей каждого ребенка, уважение к его личности ориентация на духовно-нравственное воспитание прослеживаются в настоящее время во многих педагогических концепциях и программах. В центре внимания гуманного воспитания  находится процесс формирования гуманности. Высшим гуманистическим смыслом провозглашено отношение к человеку как высшей ценности бытия, признание его целью развития и основным критерием оценки общественного прогресса. Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности [4].

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина. Данный возраст является наиболее сенситивным периодом для воспитания гуманности, он связан с утратой детской «непосредственности». Ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность. В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности. Нравственные чувства выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень зрелости человека, его нравственную культуру [5].

Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер [6].

Важным условием формирования гуманности является организация коллективной учебной общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.  Приоритетность гуманного воспитания на основе объединения деятельности школы, семьи, культурно-общественных организаций, церкви, общин является достаточно существенным условием формирования гуманности у младших школьников, их ценностей и идеалов.

Таким образом, междисциплинарный характер педагогического процесса формирования гуманности требует интеграции педагогических сил всех социальных институтов общества: школы, семьи, общественности, детских организаций и внешкольных учреждений, которые каждый в отдельности располагает богатыми возможностями для работы в заданном направлении. Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит начальной школе, создающей необходимые условия для формирования гуманности: достаточная физическая подготовленность к проявлению гуманного отношения к природе, другим людям, ярко выраженная готовность к положительному восприятию и осмыслению общественно-политической, социально-экономической жизни окружающего общества. Именно начальная школа имеет прекрасную возможность организации разносторонней общественно-полезной деятельности младших школьников через многообразие форм и способов, оказывающих наибольшее влияние на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого критериев.

 

Литература:

1.     Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.     Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол. М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебов и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

3.     Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.:Издательский центр “Академия”, 2001. - 176 с.

4.     Ильин B.C. Формирование личности школьника. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

5.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - Т. 1. - 712 с.

6.     Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы  в начальных классах. М: Просвещение, 1986 - 192 с.