К.п.н. Степанова Т.М.

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

К.п.н. Степанов А.В.

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Онтопроектная сущность арт-дизайна

В профессиональном поле педагогики в последнее время все больше внимания уделяется формированию научно-теоретических основ проектной деятельности. Проектная деятельность является одной  из важнейших составляющих в целостной человеческой деятельности. В процессе  проектирования через взаимодействие целей и средств формируется особая система ценностей, которая призвана раскрывать представление человека о своем видении окружающего мира, а также о собственном месте в этом мире.

Определение целей проектирования преимущественно связывается с поиском и реализацией той или иной предметной составляющей, имеющей «функциональный шанс» быть включенной в реальную действительность. Между тем, направленность проектной деятельности на «оформление» предмета, постоянное усложнение потребностных  состояний в предмете могут создать предпосылки для закрепления прагматического взгляда на саму систему опредмеченных ценностей. Поэтому важно, чтобы систематизированное представление проектировщика, основанное на доминанте перспективных предметных потребностей, не замыкалось в рамках лишь прагматики, а несло в себе мотивацию приближения и приобщения к гармонии и красоте.

Данная проблема находит определенное разрешение в семиотическом подходе к формированию предметного мира. Поиск предметной формы, связанной со знаково-выраженным эстетическим потенциалом, становится в последнее время основным и самым заметным вектором проектирования.

Установка на потребностный уровень уже не является проектной доминантой, а соотносится с установкой на эстетический уровень, который в определенных ситуациях и на определенных стадиях сам становится   доминирующим компонентом проектной деятельности. В процессе осмысления мотивов, ценностей (аксиологии) проектной деятельности и её эволюции приобретает все более отчетливые формы особый образ проектируемого «желаемого будущего», в котором смыслы и цели направляются и замыкаются не на предмете, а на самом человеке. Человеческий фактор центрирует проектную деятельность,  способствует созданию новых условий её функционирования, а также стремится к формированию новых продуктов проектной культуры все больше связанных с инициацией духовного образа жизни.

       Выражение ценностного отношения к предметному миру в дизайне на первом этапе реализовалось в специфике одного из подходов, основой которого можно считать деиндивидуализацию проектного творчества. Дизайнер-автор должен был как бы «раствориться» в своем произведении (изделии), которое, в свою очередь, приобретало образ некой объективной вещи. Намеренный отказ от авторского «я» считался в дизайне одной из нормативных целей, исполнение которой должно было приводить к самодостаточности дизайн-концепции того или иного изделия, опирающуюся, на некую содержательную самобытность проектируемого объекта.

Данный подход презентовал оригинальность и неповторимость облика той или иной конкретной формы, выявленной в дизайнерском решении, как самобытную целостность, интегрирующую в единое целое функциональные, предметно-пространственные и др. условия и факторы.

В рамках представленного подхода не допускалась формальная оригинальность вещи, аппелирующая к свободному, «поверхностному» ходу, приему и т.д. в дизайнерском решении.

Таким образом, подчеркивалась доминанта функционально-прагматического начала в оформлении дизайнерской идеи.

Вместе с тем наблюдалось проявление (в противопоставлении концептуально-дизайнерскому) другого подхода, основой которого явилось раскрытие индивидуальных черт автора-дизайнера. В этом подходе ведущим принципом можно определить именно «формальную оригинальность», наложенную на те или иные (часто не несущие новизны) содержательные концепты. Данный тип проектной деятельности преимущественно опирается на художественные возможности и средства, которыми оснащен автор-дизайнер, его характеризует эмоционально-образная направленность в поиске проектной идеи.

Разграничение в целостной дизайнерской деятельности функционально прагматического и эмоционально-образных начал не явилось разрушением системы дизайна, а напротив, утвердилось как диалектическое единство, создав предпосылки для более узко специализированной проектной деятельности. Ситуация противоречий послужила формированию концепции единства дизайнерской и художественной идеи, а также разделению функций проектирования.

Одной из вновь возникших проектных специализаций стала специализация в области образного проектирования – так называемый арт-дизайн, специфика и целесообразность которого определены вектором индивидуализации проектного творчества.

Арт-дизайн – относится к одному из новых современных видов проектного дизайнерского творчества. В связи с этим описание совокупности его существенных признаков в настоящее время не приобрело как необходимого обобщения, так и должной конкретики. Неопределенность понятия «арт-дизайн» - явление объективное, связанное с процессом  формирования данного вида творческой деятельности, поиском аспектов его исследования и рассмотрением перспектив.

Особо следует подчеркнуть положительную перспективу использования возможностей арт-дизайна в образовательной системе (причем, всех уровней), где арт-дизайн может раскрыться как средство творческой реализации индивида, средство развития креативного мышления, воспитания вкуса, формирования ценностных ориентаций и т.д. 

Рассматривать арт-дизайн как явление, безусловно, следует не изолированно, а в рамках системы дизайна. Данный подход позволит более точно проследить взаимосвязи арт-дизайна с базовой системой, каковой является для него дизайн, определить в ней его место, выявить роль и специфику.

 «Экспансия» арт-дизайна в окружающий мир «в связке» с существующими видами (с разновидностями) дизайна несет определенную тенденцию, выражающуюся в специфическом подходе арт-дизайна к созданию образа на основе  «выхода» проектируемого предмета (объекта) в область искусства, художественного творчества. При этом проектируемый предмет (объект) сохраняет хотя бы малую часть своей функциональной  «независимости», самодостаточности.

Стремление дизайна к интеграции с искусством отмечено в истории дизайна давно. В подтверждении этого можно вспомнить, например, Британское движение  «Искусств и ремесел» (Х1Хв.), традиции «Баухауса», привести имена таких художников, как Густав Климт, Анри де Тулуз-Лотрек, Пит Мондриан, Владимир Татлин, Казимир Малевич, Сальвадор Дали, Хуан Миро, а также поэта Гийома Аполлинера, писателя Андре Бретона и многих других представителей «чистого искусства», которые вошли в историю дизайна как ключевые фигуры.

В свою очередь арт-дизайн настолько «плотно» интегрирует себя в искусство, что не только «самоидентифицирует» свое присутствие в нем (искусстве), но и становится зачастую неразличимым с ним (искусством). Подобный вариант полного слияния образной формы можно проследить, например, в сравнении объектов арт-дизайна и концептуального искусства. Внешне эти объекты могут быть  «вполне идентичны», но в контексте несут разную образную нагрузку. Именно  «контекстуальность» объекта становится разграничителем плоскостей воздействия арт-дизайна и соприкасающегося с ним концептуального искусства. Следует обратить внимание и на то, что цели у дизайнера и художника различны.  Если дизайнер выстраивает образ на основе идеи предмета (объекта), то художник реализует идею образа  «через предмет».

Возможность существования арт-объекта в  «двойственном контексте» следует признать в данном случае определенным парадоксом, а также феноменом. И хотя факты двойственности контекста в истории искусств существуют, но они носят несколько иной характер. Например, фаюмский портрет (ритуальный и музейный контексты), икона, храмовая живопись и скульптура,  многие другие объекты искусства. 

Сегодня арт-дизайн можно позиционировать как вид дизайнерского творчества. Анализируя арт-дизайн как самостоятельную творческую форму, можно в рамках его структурно-функциональной целостности выделить следующие ипостаси: 

·        арт-дизайн как стиль;

·        арт-дизайн как метод проектирования;

·        арт-дизайн собственно как вид самостоятельного творчества.

           Область функционирования арт-дизайна в данных его ипостасях постоянно расширяется, постепенно обозначая его как интегральную систему.  Формулируя арт-дизайн как системное явление, можно дать его следующую дефиницию:

            Арт-дизайн -    это вид (точнее, тип) проектирования в рамках предметно-пространственных, антропо-предметных, натурно-предметных систем и совершающихся в них действий  (деятельности), особенность которого состоит в организации художественного впечатления, получаемого от образа воспринимаемого объекта (действия).

Совокупность полезных функций арт-дизайна заключается в его творческих ценностных свойствах. Аксиология арт-дизайна раскрывается в перспективах его применения как специфической формы проектной деятельности.

Предметный мир теснейшим образом связан с культурой. Само понятие культура раскрывается в значительной степени через предметные формы, вещи. Формирование предметного мира, реализуясь через различные подходы (геометрического формообразования; «органического» формообразования, т.е. видения предмета как органического продолжения живого; семантического формообразования; информационного формообразования и др.) получают в последнее время еще один существенный вектор – индивидуализацию предметного творчества.

Одним из важнейших результатов этой индивидуализации является «выход» дизайна в пограничную зону, близкую к искусству.

Еще Герберт Рид определял дизайн как высшую форму искусства, представляя его в роли независимой сверхпрофессии, свободной от узкоспециализированного профессионализма, и концептуально уравнивал продукты дизайна с продуктами искусства. Подобной точки зрения придерживался, например, Джио Понти, который считал дизайн способом реализации художественных тенденций.

Аспект проектирование как искусство возник отнюдь не в теоретических предположениях. Сама жизнь, практика представила многочисленные и яркие свидетельства этого.

Особенно отчетливо художественность проектного творчества проявила себя в арт-дизайне. Арт-дизайн, поначалу функционировавший в рамках узкой специализации, связанной  с поиском привлекательного образа (внешней формы) вещи, стал трансформироваться в отдельную проектно-художественную систему, состоящую из множественности индивидуализаций и демонстрирующую своей целью раскрытие именно индивидуальных творческих проектных реализаций.

Продукт арт-дизайна, не только стал «конкурировать» с произведениями декоративно-прикладного искусства, скульптуры, графики, живописи, но и приобрел специфические черты. Его границы вышли за рамки классического изобразительного искусства и приобрели образ динамичной, открытой, развивающейся  и расширяющейся за счет синтеза различных видов искусств системы.

Современный арт-дизайн – это «растяжка» от одиночной красивой вещи до сложных пространственно-временных структур, включающих театральные, мультимедийные и др. средства.

Жанровая многомерность арт-дизайна обусловлена, по всей видимости, особым вектором – стремлением к абсолютной свободе, выходящей за рамки привычных жанровых форм и нормативов.

Вместе с тем, внутри жанровой «всепоглощаемости» арт-дизайна существует множество «малых векторов», позволяющих осуществлять любой выбор из широкого арсенала средств, приемов и т.д.

Как один из таких «малых векторов» можно выделить ту проектную деятельность арт-дизайнера, которая, по существу, смыкается, идентифицируется с деятельностью художника.

Данный вид проектного творчества, как показывает практика, может оперировать любыми средствами: изобразительными, аудио-визуальныными, вербально-визуальными и т.д. сущность состоит не в специфике выбираемых средств, а в обретении внутренней техники, ведущей индивида к «самоявленности, формы, рождающей высший импульс», явлению «неотложного призыва бытия», т.е. тому, что связано с понятием онтоискусства (Менегетти).

В данном случае мы наблюдаем определенное внутреннее сходство таких явлений, как искусство и проектирование. Сходство, которое не связано со  «средствами» формирования продукта индивидуализированной деятельности, а определяется некими сущностными средствами «онтовыражения».

Таким образом, можно предположить, что факты  внутренней жизни человека не являются в большей степени социальным заказом, а сами формируют, как  составляющие, «общий» социальный смысл, создают его функцию и семантику.

Реализация «идеала самих себя» осуществляется на пути достижения соответствия своей имманентной специфичности своему проекту в творческом развитии.

В связи с этим возрастает понимание внутренней ценности предмета проектной деятельности, который в данном контексте становится равным тому, что традиционно принято считать искусством. Функциональность проектирования как бы смыкается с функциональностью искусства, а  следовательно, и Онтоискусства.

Появление «онтопроектного» смысла в дизайне в значительной степени связано с арт-дизайном, специфика и сущность «завязаны» на раскрытии индивидуальных значений и смыслов человеческой деятельности. Арт-дизайн по существу является не только специализированной формой (видом) проектирования, но и своеобразной, уникальной технологией онтопроектирования, которая раскрывает человека в рамках онтосемантики, создает его новый сущностный образ, а также предоставляет перспективы для развития современных профессиональных педагогических методик.

 

Библиографический список

1.Глазычев В.Л. О дизайне / В.Л. Глазычев. – М., 1970.

2.Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Под общей ред. Г.Б. Минервина. – М.: Архитектура-С, 2004.

3.Лазарев Е.Н. Дизайн машин / Е.Н. Лазарев. -  Л.:Машиностроение, 1988.

4.Менегетти Антонио. Ин-се искусства и творчество / Антонио Менегетти. – Екатеринбург: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997.

5.Рунге В.Ф, Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М.:МЗ-Пресс, 2003. – 252 с.