Дербисова  Мария Абдувакитовна

канд. пед. наук, ассоц. профессор Факультета Дизайна

Каз ГАСА, г.Алматы, Республика Казахстан

 

Модель профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в обучении акварельной живописи.

 

          Существует множество подходов к разработке дидактических моделей. Нами были проанализированы модели в исследованиях по живописной подготовке и на основании собственной концепции разработана модель совершенствования профессиональной подготовки студентов дизайнеров в процессе обучения акварельной живописи. Так, модель А. В. Новиковой включает теоретический, аналитический, технологический; творческий разделы, которые отражали содержание, методы и средства совершенствования колористической подготовки будущих художников-педагогов в педагогическом вузе [4]. Модель, разработанная И. Н. Тихоненко [5], состояла из двух разделов содержания учебного предмета «Живопись» и раздела учебных действий, которые способствовали развитию композиционного мышления студентов по живописи. Были рассмотрены модели и других авторов в области изобразительного искусства [1; 2; 3; 6].

           Опираясь на требования к разработке моделей, можно сделать вывод, что модель содержания предмета «Акварельная живопись» учебной программы необходимо составлять из взаимосвязанных элементов по следующему плану.  Сначала мотивы, цель деятельности, затем система задач, согласно государственному стандарту образования, принципы обучения, теоретическое содержание предмета, методы, приёмы, средства, формы проведения занятий, система оценки и результат деятельности.  В этой логике разработанная модель исследуемого аспекта состоит из четырёх компонентов: мотивационно-целевого, включающего социальный заказ; содержательного; организационно-методического, результативно-критериального. Целевая составляющая первого компонента включает нормативные материалы и требования к подготовке студентов-дизайнеров по акварельной живописи. С опорой на теоретическое наследие и современные разработки методики обучения дизайнеров нами сформулированы задачи обучения акварельной живописи: освоение композиционных и цветовых закономерностей, развитие образного мышления и творческого воображения, художественной наблюдательности, зрительной памяти, эмоционального отношения к изображаемому явлению, оригинальность мышления и т. д. Помимо дидактических принципов обучения (научности, наглядности, систематичности, индивидуальности, поликультурности, образной осознанности, специфичности предмета, связи с жизнью, связи теории с практикой, прочности, творческой активности, мотивационной направленности) добавлены те, которые ориентированы на социальную востребованность профессии: ориентация на результат подготовки специалиста, принцип интеграции предмета в совокупности дисциплин по специальности, принцип управления самостоятельной работой студентов.

         Исходя их потребностей социального заказа на профессию дизайнера мотивационная составляющая представлена следующими показателями: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к объекту профессиональной деятельности, интерес к профессиональной деятельности дизайнеров, направленность на профессиональные достижения, социальная и профессиональная ответственность. Эти факторы становятся смыслообразующими и побуждающими человека к творческой активности.   Мотивация к профессии всегда связана с реализацией социальных потребностей человека.

         В содержательный компонент модели входит методическое обеспечение дисциплины: типовая и рабочая программы аудиторных занятий по акварельной живописи, программа самостоятельных занятий, учебно-методический комплекс, подробнее о содержании этих документов см. во второй главе диссертации.  Этот компонент включает теоретические знания и основные понятия: знание теорий, законов, правил видения живописного изображения, структуры творческого процесса, способов, методов и приёмов и технологии художественной деятельности, истории и теории изобразительного искусства, интеграционных связей со всеми специальными предметами. Кроме того, должны быть освоены умения и навыки: умение цельно воспринимать натуру, применять законы композиции, колорита; владение изобразительными техниками, реалистическими приёмами и способами работы живописными материалами и приёмами стилизации, трансформации и абстрагирования формы; умение применять знания при решении различных учебно-творческих задач. Всё это с опорой на межпредметные связи специальных и общехудожественных дисциплин.

          Формы проведения занятий определены следующие: аудиторные занятия, лекции-беседы, самостоятельные, практические, индивидуальные, коллективные занятия,  пленэр.

         Организационно-методический компонент включает систему методов, которая необходима для достижения поставленной цели. В обучении акварельной живописи будут использованы традиционные методы обучения: наглядные, репродуктивные, проблемные, исследовательские, модульная система, метод проектов. Методы контроля успеваемости студентов по усвоению техники  акварельной живописи установлены следующие: итоговые оценки, коллегиальный просмотр,  рубежный контроль, групповые обсуждения и анализ работ студентами группы, творческие выставки, тестовые вопросы на определение основных понятий и терминов в живописи, метод независимых экспертов, оценка работ по критериям и показателям, наблюдения за процессом изображения, выставки работ студентов.

           Средствами обеспечения были определены активные раздаточные материалы: наглядные таблицы и пособия, образцы работ из методического фонда, учебники, учебные пособия, компьютер. Результативно-критериальный блок представлен критериями оценки и ожидаемыми результатами. Модель совершенствования профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения акварельной живописи представлена в таблице 1.

 

Таблица 1  Модель профессиональной подготовки студентов дизайнеров в           

                             процессе обучения акварельной живописи

Компонент

 

Нормативная составляющая: Госстандарт, типовой учебный план, типовая учебная программа

Мотивационно-целевой

Цели, задачи.

Задачи обучения акварельной живописи: освоение композиционных и цветовых закономерностей, развитие образного мышления и творческого воображения, художественной наблюдательности, зрительной памяти, эмоционального отношение к изображаемому явлению,  оригинальность мышления и т. д.

Дидактические принципы обучения: научность, наглядность, систематичность, индивидуальность, поликультурность образной осознанности, специфичность предмета, связь с жизнью, связь теории с практикой, прочность, творческая активность, мотивационная направленность; ориентация на результат подготовки специалиста, принцип интеграции предмета в совокупности дисциплин по специальности, принцип управления самостоятельной работой студентов.

Исходя их потребностей социального заказа на профессию дизайнера мотивационная составляющая представлена следующими показателями: положительное отношение к учебной деятельности; интерес к объекту профессиональной деятельности; интерес к профессиональной деятельности дизайнеров; направленность на профессиональные достижения; социальная  и профессиональная  ответственность

Содержателный

 

Методическое обеспечение дисциплины: рабочие планы, рабочие учебные программы, УМК.

Теоретические знания и основные понятия: знание теорий, законов, правил ведения живописного изображения; знание структуры творческого процесса; знание способов, методов и приёмов и технологии художественной деятельности; знание истории и теории изобразительного искусства, интеграционные связи со всеми специальными предметами.

Умения и навыки: умение цельно воспринимать натуру, применять законы  композиции,  колорита; владение изобразительными техниками, реалистическими приемами и способами работы живописными материалами и приемами стилизации, трансформации и абстрагирования формы; умение применять знания при решении различных учебно-творческих задач. Опора на межпредметные связи специальных и общехудожественных  дисциплин

Организационно-методический

 

Технология обучения включает: наглядные, репродуктивные, проблемные, исследовательские методы, модульное обучение, практическую и самостоятельную работу.

Приемы: репродуктивный, композиционно-творческий, проблемный

Методы контроля: выставления, рубежный контроль, групповые обсуждения.

Средства обеспечения: наглядность, образцы работ, ТСО, электронные книги, учебники, учебные пособия, видиотехника, компьютер, образцы работ студентов, оборудование по специальности, мультимедиа, наглядные пособия, Интернет.

Формы проведения занятий: аудиторные, самостоятельные, лекции-беседы, практические, индивидуальные, коллективные

Результативно-критериальный

Критерии оценки акварельной работы:

техника исполнения,

цветовой строй,

композиционный,

эмоционально-содержательный,

теоретический (тестирование теории)

Результат: интерес к профессии дизайнера, обладание достаточным объёмом теоретических знаний умений, навыков, техникой акварельной живописи, композиционными и творческими способностями к применению в профессиональной деятельности со сформированным мировоззрением и художественным вкусом

         

            Выбор критериев оценки живописных работ как компонента совершенствования профессиональной подготовки будущих студентов-дизайнеров обусловлен системным анализом требований к живописной подготовке студентов, представленных в современных исследованиях [1; 3; 5]. Данный анализ позволил определить среди множества критериев необходимые и достаточные. Критерий понимания законов цвета в исследовании С. И. Абишевой включает следующие показатели: теоретическую подготовку, эмоциональность изображения, креативность, развитие образного осмысления средств выражения и гармонию, опыт цветового творчества, самостоятельность. И. Н. Тихоненко [5] для анализа развития композиционного мышления студентов на начальном этапе обучения живописи выделяет критерии: знание способов композиционно-конструктивного построения, знание способов живописной организации изображения, знание технологии и владение различными техническими приёмами исполнения живописного изображения, выразительность, эмоциональность. А. В. Новикова [4] определила следующие характеристики цветовой передачи натуры: анализ цветовых отношений, отбор выразительных средств и технических приёмов в соответствии с замыслом, использование изобразительных умений и навыков в процессе воображения (художественные комбинации, творческая интерпретация цветового строя натуры).

         Исходя из целей нашей работы, были выделены следующие критерии: владение понятийно-теоретической терминологией, эмоционально-содержательный, композиционный, цветовой, владение приёмами работы акварелью (техническое исполнение). Данные критерии характеризуются группой показателей, которые на этапе констатирующего и формирующего экспериментов были использованы для диагностики уровня подготовки студентов.        

         Таким образом, содержание и структура модели совершенствования профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в процессе обучения акварельной живописи обеспечивает направленность на объект профессиональной деятельности дизайнера.    

                     

                                     Литература:

1. Абишева С. И. Формирование гармоничного цветового восприятия студентов на занятиях по цветоведению: автореф. ... канд. педагог. наук. – Омск, 2007. – 21 с.

2. Вилкова А. А. Формирование компетентности в процессе обучения живописи у специалиста дизайнера в вузе: автореф. ... канд. педагог. наук. – Ульяновск, 2007. – 26 с.

3. Гагарин Б. Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи (в системе подготовке учителей изобразительного искусства): автореф. ... канд. педагог. наук. – М., 1975. – 24 с.

4. Новикова А. В. Колористические основы в системе профессиональной подготовки будущих художников-педагогов // Наука – вуз – школа: сб. науч. тр. молодых исследователей / под ред. З. М. Уметбаева, А. М. Колобовой. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – Вып. 9. – С. 347–352.

5. Тихоненко И. Н. Развитие композиционного мышления на занятиях живописи у студентов начальных курсов педагогических вузов: Автореф. ... канд. педагог. наук. – Омск, 2005. – 23 с.

6. Шаюнова О. В. Акварель в системе подготовки художника-педагога: автореф. ... канд. педагог. наук. СПб., 2003. – 16 с.