Османкина Г.Ю.,

ОмГТУ,  г. Омск

 

Изобразительные линии в дизайне и их эмоционально-психологическое воздействие на человека.

 

Дизайн, стремясь завоевать потребителя, использует различные приемы и формы. Линия, одна из выразительных средств и приемов в композиции, может многое, особенно в дизайнерском творчестве. Линии, которые используются для создании форм, закладывают определенное психологически-философское значение, очень важное для восприятия потребителем.

Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Ею пользуются и в длительном рисунке, и в кратковременных набросках, и в эскизах композиций, но главная роль линии в ее виде и эмоциональном отражении.

Линия может выражать образы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда.

Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости.

Например, контурная линия заключает форму предмета и несмотря на то, что на плоскости проводятся только линии, все же создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его тон плоскости. Возникает иллюзия силуэта предмета светлым пятном на фоне, кажущимся темнее, чем он есть на самом деле. Более того, линейный рисунок может передать впечатление объема предмета. Это достигается, во-первых, тем, что линия строит форму в пропорциях и в перспективе, во-вторых, тем, что линия изменяется по толщине, а, следовательно, и по силе звучания. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы. Замкнутая линия, ограничивает силуэт и зависит от восприятия формы этого пятна.

Линии бывают сплошные и прерывистые, прямые и волнистые, толстые и тонкие, пересекающиеся и параллельные, плавные и угловатые, вертикальные, горизонтальные и диагональные. Причем необходимо знать, что: во-первых, горизонтальная линия кажется толще, чем такая же вертикальная; во-вторых, иллюзия движения воспринимается слева направо, поэтому необходимо учитывать, что горизонтальная линия кажется летящей (или ползущей) слева на право, а диагональная линия, нарисованная из левого верхнего угла в правый нижний, кажется направленной вниз и если линия направлена из левого нижнего угла в правый верхний, то она движется вверх.

Линии в художественном произведении можно сравнить с музыкальными звуками, и звучать они должны разнообразно и красиво. Только в этом случае рисунок становится живым и трепетным. Бездарный музыкант играет так, что у него все звуки однотонные, так и рисунок, выполненный линиями одинаковой толщины, будет производить антихудожественное впечатление. Плавность линии, ее повороты, изгибы, динамическая направленность, тональность, гармония цветовых сочетаний, структурное соотношение и взаимодействие с другими линиями может восприниматься как музыка, как певучесть. Недаром английский художник-гравер 18 века Уильям Хогарт в своем трактате «Анализ красоты», называет линию, то линией красоты, то линией привлекательности. В частности он утверждал: «Наиболее изящные формы имеют наименьшее количество прямых линий». [1. 138 с.]

Важнейшими выразительными средствами считается контраст и нюанс линий по отношению к плоскости, особенно при изображении пейзажных мотивов и зарисовок на пленэре. Художник тем самым стремиться создать впечатление пространственности, подчеркивая контрастными линиями передний план и ослабляя задний – нюансными.

Большие возможности технических приемов линейной графики используются в тональной разработке формы, выявлении ее освещенности, фактуры. Овладение средствами изображения и приемами линейной графики необходимо художнику и дизайнеру для того, чтобы умело применять их для выражения своих идей.

Линия имеет универсальные пластические возможности, ее можно использовать не только в плоскостном изображении, но и в реальном пространстве.

Линия вовсе не является искусственным изобретением художников или дизайнеров, она присутствует в окружающем человека пространстве, космосе, вселенной. В природе линии передают либо часть структуры (узор листьев, ветви деревьев), либо части поверхности (рельефные линии на панцире черепахи, полосы на тулове осы).

Различный характер линий оказывает определенное эмоционально-психологическое воздействие на человека. Дизайнеры, зная эти особенности линий, создают нужное произведение, отвечающее задуманной идее.

Эмоциональное содержание линии – это эмоциональная реакция на характер линий. Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создают впечатление веса, массы. Вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости, горизонтальные – покой, диагональные – динамику. Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. Прямая, по сравнению с кривой, выглядит более жесткой, определенной. Такая линия больше используется в чертежах, а не в рисунках. Линии могут передавать такие эмоционально-психологические состояния как: энергию, динамику, напряжение, либо безмятежность, лень, спокойствие, равнодушие и т.д.

Характер линий очень важен для дизайнера, поэтому необходимо знать как та или иная линия действует визуально на человека. Практическая психология помогает детально разобраться в воздействии рисунков на эмоциональное состояние человека. Дизайн должен основываться на научные изыскания психологов, учитывать предыдущий исторический опыт для того, чтобы создавать объекты, которые делают быт более комфортным, удобным и красивым.

Итак, какие же эмоции вызывают линии.

Рассмотрим, сначала горизонтальную линию, привычную для человека. Все знают, что горизонтальная линия создает ощущение покоя, статики, текучести. Почему такое восприятие? Да потому, что сама природа дает примеры такого восприятия и человек привык считать горизонтально расположенные объекты статичными, спокойными. Например, горная, холмистая цепь, разворачивающаяся по горизонтали, может тянуться долго и быть необъятной для глаза человека, вызывая чувство умиротворения. Линия горизонта проходит горизонтально, вызывая ощущения монотонности и покоя, располагаясь параллельно земле, она покоится относительно линии силы притяжения. Следовательно, композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия.

В архитектуре горизонтальная линия подчеркивает слияние зданий с природой, так американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт использовал такую линию для создания жилых домов, которые получили названия биоархитектуры. Здания как бы сливаются с окружающим пространством и растворяются в нем, подчеркивая ее функциональность.

Издревна считалась горизонталь – символом материи, движения. Данная линия представляющая линию горизонта, олицетворяет грань Неба и Земли. В эзотерике горизонтальная линия ассоциируется с белым цветом и символом Земли. Земля – это мать человечества, поэтому, неся в себе женские черты, горизонталь передает в первую очередь восприимчивость женской натуры.

         Горизонталь это и движение во времени – из прошлого в будущее. Философское понятие временного взаимопроникновения прошлого в настоящее и в будущее по прямой, когда события плавно переходят из одного в другое.

Противоположность горизонтали – вертикаль. Вертикальная линия, это стремление вверх и символ возвышенного, духовного, поэтому в период готики католические соборы были сильно вытянуты по вертикали, как символ стремления к Богу. Но не только религия использует в своих целях характер линии, но и современное общество прибегает к таким линиям. Так общественные здания и офисы крупнейших корпораций предпочитают  небоскребы, устремленные в небо, показывая тем самым богатство, пышность, власть, неограниченные возможности. Создавая ощущение высоты, полета, воздушности вертикаль символизирует нечто превосходящее, недоступное человеческому пониманию, а посему внушающее уважение.

Вертикаль – линия сообщения между священной сферой и сферой обыденности, низшим и высшим мирами.

Если горизонталь олицетворяет женское начало, то вертикаль – это мужская энергетика. Отсюда и характер линий, передающий стойкость выносливость, возвышенность, силу духа, духовность.

Различные виды дизайна применяют вертикальную линию для усиления своей идеи.

Архитектурные сооружения сильно вытянутые по вертикали, как уже говорилось выше, передают стремление ввысь, масштабность, величие, мощь. Современные архитекторы увлечены вертикалью, так как в век быстрых технологий и космических полетов все стремиться ввысь. Сегодня высотные здания норма жизни, еще 20-30 лет назад трудно было представить, что для жизни люде будут активно строиться многоэтажные высотные дома. Многие страны соревнуются в строительстве высоток. Уникальные высотные здания построены в Китае, Арабских Эмиратах,  США, Англии и других странах.

В природе существует понятие тройственности: три основных цвета – красный, желтый, синий; три основные геометрические фигуры –  треугольник, квадрат, круг; в религии – понятие троицы: Бог-Отец, Бог-сын, Святой дух. В характере линий тоже прослеживается троичность. Как уже говорилось, есть горизонталь, вертикаль и третья не менее важная направляющая линия – это диагональ. Она является средней направляющей между вертикалью и горизонталью. Как утверждает Титовец Андрей, руководитель проекта http://webfocus.ru: «Не меньшее воздействие на сознание оказывают линии, имеющие диагональное направление, которые также воспринимаются вполне однозначно. Линии, направленные подобным образом символизируют либо движение, либо нестабильность объекта».[2]

В любом случае диагонально направленные линии оживляют изображение, так как они всегда несут в себе движение. В двухмерных композициях диагонали часто используются для создания глубины, иллюзии перспективы, которая затем вызывает у смотрящего иллюзию пространства, в котором можно двигаться. Так, художник или дизайнер, делая зарисовки пейзажа, в котором показывается перспектива улиц, домов, дорог, обязательно применяют диагональные линии.

В архитектуре диагональ присутствует в основном как элемент «декора», а не как функциональное действо.

Анализируя характер линий, можно сделать вывод, что объектом дизайнерской деятельности является мир природы. Очень часто дизайнер вдохновляется окружающей пространством, внимательно наблюдая объекты природы или явлений. В результате получаются уникальные произведения очень близкие душеной гармонии человека.

Литература:

1.     Хогарт У. Анализ красоты.  – Л.: Искусство, 1987.

2.     Титовец А. Линия. http://webfocus.ru

 Османкина Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент Омского государственного технического университета.

644050, г. Омск-50, Химиков 6, кор. 3, кВ. 144.