Гасанова У.У.

                                    Алиева Л.А.

ДГУ

 

   Топонимия    Хайдака:история,право,этнография

                               

       Общеизвестно, что ономастические исследования помогают выявлять пути миграций различных народов, языковые и культурные контакты и  более древнее состояние языков. Исследование собственных имен представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Национальная культура передается из поколения в поколение, утверждает свою суть, раскрывает свой творческий порыв.

Топонимика хайдакского региона представляет ряд различных пластов, различающихся по структурным типам и способам образования. Топонимы возникали в определенные исторические эпохи, менялись во времени по форме, а часто и по содержанию, распространялись в зависимости от конкретных исторических событий. 

Вдумчивое изучение названий гор, рек, местностей уясняет моменты из далеких глубин истории. На равнин­ной территории процесс миграции народов всегда проис­ходил более интенсивно, и поэтому названия местностей вне гор, с приходом нового народа, могут забываться или заменяться новыми. Старые названия искажаются так, что с трудом удается реконструировать их старое звучание и семантическое содержание.

 Топонимический материал содержит весьма ценные сведения о народах, об их жизни, быте и культуре.  Историческая, археологическая, лингвистическая наука, а также фольклорные тексты и существующие памятники письменности располагают сведениями о пребывании того или иного народа на определенной территории Северного Кавказа еще с VIII века.

Кавказ – один из сложных этноязыковых и топонимических регионов. Здесь на сравнительно небольшой территории представлены топонимы индоевропейской, кавказской и алтайской семей языков, тесно связанные с расселением их носителей и миграцией населения.    Лингвистическое изучение его топонимии связанно с именами ученых Грузии, Армении, Азербайджана, Дагестана и других северо-кавказских территорий. Изучение топонимии Кавказа в географическом отношении – одни из надежных источников в исследовании процессов, происходящих в природе и обществе.

      Одним из источников изучения расселения народов и миграционных процессов в прошлом является топонимический материал. Топонимические данные привлекаются для определения территории  былого расселения какого-либо народа, этнической принадлежности народов, для изучения истории возникновения населенных пунктов и их первоначальных функций.

       Пребывание того или иного племени на определенной местности неизбежно оставляет след в виде топонимов. Миграционные процессы, массовое или индивидуальное перемещение населения, их направления и пути, сущность, характер и стимулы, в конечном счете, определяется деятельностью людей. Миграции населения, менявшие этническую и языковую карту мира, бывали всегда.

      Топонимия Хайдака своеобразно отражает местность, природу, важные исторические события, особенности культуры. Имеются  объяснения происхождения этнонима Хайдак, -пишет Р.М. Магомедов, - согласно преданию, хайдакозначает «гоняй скот с гор ими обитаемых» [Магомедов 1964: 5]. Такого мнения придерживался и Л.В. Комаров. Он отмечает, что тюркское название «кара» т.е. «черный», дано по виду гор, покрытых густым лесом, ограничивающих Кара-Кайтак с юга» [Комаров 1957: 18]. Версий о происхождении названия Хайдак множество.

    Этимология некоторых названий отражает исторические события. Например, название села Шиляги означает шилла х1и  «Кровь села». По преданию, на территории этого села произошла кровопролитная битва с Надыр-шахом, после чего текли реки крови. До этой битвы это село называлось Уллучайкент, что означало буквально «Село у Большой реки», т.к. данное село расположено на берегу реки Уллучай. После тех событий село стало называться Шилагьи «Шиляги».

Название районного центра Кайтагского района Маджалис в переводе с арабского означает мажлис«собрание, суд». По преданию, здесь собирались старейшины всего региона, чтобы обсудить важные вопросы хозяйственной и политической жизни.

  Немало также названий сел, семантика которых затемнена: Ттурей, Кьулижа, Жигай, Мижигъли, Сулупан, Адагъа, Бяжлук и т.д. 

    Некоторые названия сел отражаеют местность, природу. Например, название села Санчи происходит по месту его расположения  сана гьаби – «на солнечной стороне». Название села Ч1ях1дик1на - ч1ях1дикна букв.означает «там, где скользко»напрямую связано с его месторасположением, на территории этого села очень глинистая скользская земля. Имеются названия сел, связанные с именами людей: Ахмедкент, Маллакент. 

      Антропонимы и этнонимы в составе хайдакских топонимов также занимают важное место. Этническая система хайдакцев сложилась в процессе длительного периода истории и восходит к общедагестанской этнической системе 1Х – Х  вв. Этническая терминология хайдакцев нашла широкое употребление в номинации географических объектов.

     С помощью наименований, отражающих названия различных иноязычных этнических групп можно выявить контакты хайдакцев с представителями разных народов или различные исторические периоды в жизни хайдакцев: Жугьут1ла ххяв«могила еврея»,Къазакълагат«холм казака», Г1ярусла хьхьуни«дорога русского», Цигалла ши «поселение цыган». Х1урхъян вяхъившур«скала, на которой ранили урахинца» и т.д.

Хайдакскаяантропонимия имеет свои характерные черты. В ней отразились влияние разных исторических, культурных и общественно-политических факторов. История хайдакцев отражается в их именах: Уцмий (Уцма), Араб, Темирхан, Талхъан и т.д.

Хайдакскаяантропонимия активно участвует в образовании географических названий. Около 15 процентов хайдакских  топонимов содержат в своем составе антропонимический компонент. Такие топонимы отражают сведения об отношении какого-либо лица к конкретному объекту. Антропонимический компонент употребляется в ойконимах, гидронимах и т.д. Особенно много таких компонентов в названиях полян, полей, лесов. Для хайдакца играло немаловажную роль в очистке и сохранении леса, полей, полян, лугов т.к. они кормили хайдакца-скотовода, хайдакца-землепашца. Данные названия только подтверждают былую частную собственность на землю. Приведем примеры: Х1япизла чухми «ореховая роща Гапиза», Мирзаццилахъу «поле Мирзаации», Ник1а Г1ялила гат «Холм маленького Али», Айзулакъатта«овраг Айзу», Усбаннахъуби «поля Усбана», Мядаламурби «Луга Мяды», Х1ясанна г1яниц «родник Гасана», Анулахъу «поле Ану», Вач1ала г1яниц «родник Вачи», Мирзялиланиттирби «угодья Мирзали»,  Гьусенна мура «луг Гусена», Т1агьирла майдан «поляна Тагира», Санайлахъу «поле Саная», Гурмишан Г1явдуллала хъу «поле  Абдуллы из Гурмиша», Г1ясбанна урхби «мельницы Асбана», Ханбегилахъуби«поля Ханбеги», Усбаннадуцца «лес Усбана», Мердемладуцца «лес Мердема», Х1япизла балт1а «роща Гапиза» и т.д.

Следует отметить, что соотношение мужских и женских имен в географических названиях на  данной территории далеко не одинаково. Мужские имена в географических названиях преобладают. Это объясняется привилегированным положением мужчин в семье и в обществе: мужчина и защитник, мужчина и добытчик, мужчина и  продолжатель рода.

У многих народов имена возникали от наименований различных тотемов - обожествляемых животных, растений, явлений природы. «Звериные»  имена  – это мифологемы, они указывают на принадлежность к данному роду, восходящему к мифическому прародителю – «зверю». В таких именах сохраняются черты чрезвычайной этнокультурной архаики. С утратой этой мифологической актуальности в современных условиях некоторые из таких имен претерпели метафоризацию, в результате чего превратились в имена-пожелания с качественными характеристиками [Гаджиахмедов 2000: 100]. В хайдакском – Бец1 «волк», Сикамях1ямма «медведьмагомед», Арслан «лев» и др.

            В именах, связанных с названиями небесных тел отразился тот факт, что  древние хайдакцы  поклонялись небесным светилам: звездам, солнцу (Ц1ибац «новая луна», Зури, Зурият «звезда», Бари  «солнце»).

        

Литература:

1.Гаджиахмедов Н.Э. Личные имена кумыков. Махачкала, 2008.

2. Комаров А.В. Народонаселение Дагестанской области ЭКОРГО, 1973, вып.8.

3. Магомедов Р.М. Памятники истории и письма даргинцев 17в. Махачкала, 1964.