Гамадова Л. Г.

Лаборатория обычного права ДГУ

 

Адаты народов Дагестана. Сравнительный анализ

обычного права - лакцы и даргинцы .

 

 

Введение.

 

Темой моей статья является «Сравнительный анализ обычного права лакцев и даргинцев».  Первоначально рассматривая обычаи и традиции двух этих народностей, я пришла к выводу, что множество обычаев и традиций у данных народностей схожи.

При рассмотрении адатов лакцев и даргинцев я так же увидела как сходства, так и различия. Для сравнения адатов этих народностей я выбрала «Адаты по поранению» и «Адаты по воровству».

 

«Адаты по поранению».

 

Подходя к самим адатом, первоначально рассмотрим «Адаты по поранению». При нанесение раны одним лицом другому  у лакцев плата за рану определялась врачом. Сумма штрафа за нанесённый вред была точно определенна, если рана углублена до кости без повреждения ее, взыскивалось 30 рублей, если перерублена кость – 60 рублей, если пуля прошла насквозь – 60 рублей, если пуля остановилась, и пораженный излечился без увечья, поранитель платит тоже 60 рублей. Если рана нанесена в лицо, то за нее платят ту же сумму, как и за рану первого разряда, т.е. 30 рублей. В свою очередь у даргинцев при нанесении увечья сам раненый, или родственники его, обязаны тотчас же объявить об этом джамаату, без чего  впоследствии жалоба не принимается.

Взыскание полагалось за всякую рану, требующую лечения. Для определения действительно ли нанесена рана, требующая лечения, посылается по одному  доверенному от джамаатов, к которым принадлежат ранивший и раненый. С виновного в пользу раненого за нанесение раны взыскивалось 3 рубля, рана лечилась на собственный счет раненого. Исходя из вышеизложенного следует, что у лакцев взыскание штрафов было более прагматично, так как, к примеру, потерпевший длительное время будет нетрудоспособен и,следовательно, его семья будет ощущать финансовые затруднения.

Если вследствие нанесения раны пострадавший умрет, у лакцев поранивший делается канлыем, всвою очередь у даргинцев если раненый умер от раны, то с виновного взыскивался штраф как за убийство.

Если поранение сделано при участии нескольких лиц, у даргинцев раненый взводит обвинение на одного из участвовавших, по своему усмотрению и подтверждает обвинение присягою. Если хоть один из участвовавших сознался, что рана нанесена им, такое сознания не принимается, и раненый, может обвинить того, кого находит действительно виновным, свидетели от сознающихся не принимались. У лакцев тоже отвечает тот, на которого покажет раненый, но если кто из участников сам на себя укажет, раненому в таком случае уже не верили, хоть его показание и будут подтверждены свидетелями, и ответственность,следовательно, падала на сознавшегося. В данном случае я считаю, что более объективно признание виновного было у даргинцев, так как учитывалось мнение пострадавшего.

Как у лакцев, так и у даргинцев в тех случаях, когда требовалась присягадля оправдания подозреваемого,должны были быть призваны к присяге его ближайшие родственники, в первую очередь со стороны отца, а по недостаче или по неимении их призываются и со стороны матери.

«Адаты по воровству».

Подходя к адатам о воровстве, следует отметить,  что у обеих народностей о совершенном воровстве в тот же час сообщалось кадию.

За воровство у лакцев, если вор, застигнут на месте – 15 рублей штрафа и возвращение стоимости украденного. У даргинцев если вор пойман на воровстве, то взыскивается с него только один бык в пользу того, кто его поймал.

Как у даргинцев, так и у лакцев если уворованная вещь найдена, то она возвращалась хозяину. Если же краденая вещь будет найдена в сараях, загонах или скотском дворе (перечень мест производится в зависимости от того, что было украдено), хозяин этих строений присягает и с ним 12 человек, которые являлись его ближайшими родственниками. Тут мы видим явное сходство во взыскании штрафов принахождение украденной вещи, у обеих народностей.

У лакцев подозреваемый в воровстве имущества из мечети или в краже пшеницы или муки с мельницы, или же с кладбища должен представить в свое оправдание 50 человек родственников-присяжников. За воровство из мечети, мельницы, с пашни и гумна, а также хлеба в колосьях, штраф у даргинцев взыскивался вдвое больше. Из этого можно сделать вывод, что схожесть замечается в увеличении, как суммы штрафа, так и увеличение количества родственников которые должны дать присягу.


 

При вынесении решения и присуждения наказания, как у даргинцев, так и у лакцев  имелись некоторые пробелы в том плане, что не учитывались некоторые обстоятельства при совершении преступлений, так, к примеру, у обеих народностей если на месте воровства оставлена вором какая-либо собственная вещь, то хозяин этой вещи признавался за вора, и более никаких доказательств не требовалось. А ведь возможно, что преступник ранее украл эту, к примеру, незначительную вещь у другого человека, предусмотрев, что при совершении преступления, в частности более крупной кражи оставив ранее украденную вещь на месте новой кражи, вина ляжет на хозяина этой ранее украденной вещи. Это один из многих подобных случаев, которые не были учтены как в адатах лакцев, так и даргинцев.

Исходя из всего вышеизложенного, и приведенным примерам совершения преступлений, явно видны схожие черты адатов двух народов и замечу, что схожих моментов было больше, нежели различий.