Психология и социология/ 7. Общая психология

К. психол. н. Шутенко Е.Н.

НИУ Белгородский государственный университет, Россия

Самореализация личности в вузовском обучении

 

Становление личности в условиях высшей школы представляется, прежде всего, как процесс саморазвития. Это обусловлено тем, что ведущей жизненной интенцией на данном возрастном этапе выступает экзистенциальное стремление к самоопределению [2]. Данное стремление как ведущая внутренняя задача личности разрешается посредством механизма самореализации. В действительности молодой человек не может определиться не проявив себя, не выразив своя Я, не познав себя с различных сторон. Он должен состояться как можно в бóльших областях и сферах жизнедеятельности, и, получив обратную связь для себя, избрать свой жизненный удел. Известно, что самореализация как некая общая мотивация жизни достигает пика своей актуальности именно в период молодости, когда молодой человек, в силу своих психофизических и ментальных особенностей, обладает наибольшей энергией и работоспособностью.

Понятие «самореализация» вошло в научный и культурный обиход во многом благодаря трудам ученых, относящих себя к течению гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт и др.). Представляя движение за «развитие человеческого потенциала», авторы этого направления рассматривали человека, прежде всего, с точки зрения способности к самосовершенствованию [3]. Если обратиться к психологии в целом, то нужно констатировать, что здесь категории «самореализация» придаётся большей частью смысл индивидуального самоутверждения человека как личности. При этом нередко оттеняются социальные, культурные механизмы самореализации, которые подразумеваются как изначально «встроенные» в саму природу личности, стремящейся к совершенству.

Признавая внутреннее начало самореализации, мы считаем, что такой сугубо индивидоцентричный подход оказывается односторонним и недостаточным. Человек как личность не может реализовать себя из себя, не обратившись к чему-то бóльшему, чем свое «Я», не познав и не преодолев ограниченность своёго «Я», не изменив себя в культуре [5]. Этот процесс самоизменений, идущий вслед за самосознанием в культуре, и есть собственно процесс самореализации как обретение не столько себя для себя, сколько себя для других, для общества в целом. Только приобщившись к культуре как совокупному опыту других личностей можно познать себя, почувствовать мир своей личности. И в этом плане сфера образования становится своеобразным полем самореализации, полем поиска смыслов и способов своего личностного роста [1].  

Понятие самореализации как некий уникальный опыт человека быть личностью представляется как механизм и способ личностного становления человека, действующий на протяжении всей жизни и задающий внутреннюю историю жизненного пути. Особо интенсивно и напряженно действие данного механизма складывается в период молодости, в студенческие годы жизни. 

Проблема самореализации в образовательном процессе высшей школы требует своего адекватного психолого-педагогического разрешения. В качестве ведущего, узлового момента здесь выступает необходимость переосмысления целей высшего образования на основе понимания феноменологии становления личности в образовательном процессе.

Как отмечают сегодня многие ученые и видные деятели высшей школы, высшее образование должно готовить не столько специалиста, сколько человека как носителя культуры и нравственности, должно обеспечить выживание самого человека, то есть обратиться к проблеме становления человеческого в человеке [4]. По своей сути полноценное образование должно жить личностью, составлять её мир и пространство её развития. В качестве цели образования должна рассматриваться сама личность обучаемого в динамическом состоянии поступательного развития. То есть в качестве исходной ценности для высшей школы выступает развивающаяся личность, личность уже существующая, становящаяся, разворачивающая свои сущностные силы во времени и в пространстве.

Говоря о личности как цели образования, нужно иметь в виду, то обстоятельство, что личность, как отмечают ученые, – это  всегда увязка времен (минувшего, настоящего и будущего), а значит цели образования не могут быть сведены к «подготовке» человека к чему-либо. В этом и состоит суть вопроса – личность в отличие от умений делать что-либо существует уже в настоящий момент [4]. Игнорирование этого важного положения проявляется в формулировке образовательной цели в безличных, нехарактерологических категориях, выражающих функционально- деятельностные, поведенческие, исполнительские, индивидные, а не личностные характеристики человека. В этой связи, вместо функционального изучения и подготовки человека (в функции студента, конкурентного специалиста, ученого и т.п.) необходимо изучение его самого, без заранее установленных границ и мерок как самореализующегося субъекта в образовательном пространстве вуза.

 

Литература:

1.     Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002. – 592с.

2.     Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. – 335 с.

3.     Маслоу А. Мотивация и личность. Спб.: Евразия, 1999.

4.     Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.

5.     Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. –366с.