upiter@rusnauka.com

Психология и социология // 8. Педагогическая психология

К.психол.н. Захарюта Н.В.

Армавирская государственная педагогическая академия, Россия

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

 

В связи со стратегической целью Министерства образования и науки Российской Федерации, направленной на развитие творческого потенциала личности с раннего онтогенеза, в психолого-педагогической науке активизировались исследования по воображению и творчеству.

Объект данного исследования – воображение детей дошкольного возраста, его предмет – психологические закономерности, условия и средства развития воображения детей в процессе формирования сложных мнемотехнических приёмов: смыслового соотнесения разрозненного материала (с 3-х лет), смысловой группировки связного материала – текстов с незавершёнными, прерванными действиями (у этих же детей с 4-х лет). Учёными доказано, что именно овладение сложными мнемотехническими приёмами наряду с другими факторами (проявление мотивации, стенических эмоций, интереса к запоминаемому, использование устной речи в процессе общения, самоконтроля в условиях значимой для детей деятельности) и оказывает эффективное влияние на продуктивность произвольной культурной памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов и их последователи).

Методология исследования – культурно-историческая концепция психического развития, в которой воображение рассматривается как «универсальная человеческая способность», «сложная психологическая система», основа творческой уникальной и неповторимой личности, «центральное психологическое новообразование» дошкольного детства (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и их единомышленники). Кроме этого, в исследовании учитываются следующие важнейшие психологические показатели этой концепции: социальная ситуация развития ребёнка-дошкольника – значительные возможности общения со взрослыми и особенно со сверстниками в процессе собственной, активной деятельности и деятельности, стимулируемой взрослыми, её ведущий тип – игровой, центральная психическая функция – эмоции.

В данных тезисах опишем возможности развития воображения в процессе формирования первого мнемотехнического приёма: смыслового соотнесения разрозненного материала у детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования разработаны развивающие творческие игры (РТИ), представляющие собой значительную модификацию игр, использованных в исследованиях других учёных. В наших РТИ уже дети трёх-четырёх лет выполняют разнообразные творческие задания, предоставляющие возможность действовать им по собственной инициативе, притом, неоднократно в процессе одной и той же игры. Форма проведения этих игр – подгрупповая (от 2-х до 5-ти чел.), так как в дошкольном возрасте общение детей со сверстниками выдвигается на первое место, в отличие от общения со взрослыми. В игровые подгруппы включаются дошкольники с проявлениями доброжелательности друг к другу в различных видах деятельности, в первую очередь, в самостоятельных творческих играх.

Для РТИ подобраны картинки с нарисованными предметами из различных групп («игрушки», «растительный и животный мир», «транспорт», «предметы домашнего обихода» и др.), карточки с усложнённым их изображением: какой-либо отдельной части предмета и его половины. Они представляют собой нетрадиционную предметную среду – первый важнейший структурный компонент воображения. Их количество в каждой игре зависит от числа играющих, на каждого из которых готовится не менее 15 картинок (или карточек) одновременно из разных групп с учётом возможных вариантов смысловых соотнесений между ними. По количеству играющих также готовятся листы разноцветной бумаги, на которых по середине друг под другом на небольшом расстоянии начерчены короткие линии.

Ещё до РТИ дети выполняют ряд следующих творческих действий: стоя, показывают своё настроение мимикой, жестами или движениями, отвечают на вопросы: на что оно похоже, каким может быть по цвету, запаху, вкусу. Затем вместе со взрослым считалкой выбирают ребёнка, который выполняет самое ответственное задание – раскладывает на столе (в два-три ряда) приготовленные картинки (или карточки). В это время другие дети, стоящие возле стола, рассматривают и называют их. Если предмет нарисован в усложнённом варианте, дошкольникам вначале надо представить его, т.е. по части определить целое (проявить свойство воображения) и только потом назвать его. После чего они по своему желанию выбирают лист цветной бумаги, выполняющий функцию индивидуального игрового поля, называют его цвет, сообщают, на что он похож, почему его выбрали, кладут на своё место и садятся за стол.

Каждая РТИ включает в себя ряд следующих последовательных творческих действий: вначале поочерёдный выбор только одной понравившейся картинки и объяснение её выбора. Эту картинку дети кладут на лист цветной бумаги, т.е. игровое поле, с левой стороны первой верхней полоски. К этой отобранной картинке в порядке очерёдности каждый ребёнок выбирает другую картинку, сходную по смыслу (по содержанию), объясняет её выбор и кладёт на лист цветной бумаги с другой, правой стороны верхней полоски. Эта полоска между двумя отобранными картинками помогает детям «увидеть», понять установленную смысловую связь между ними, например, «розы – лейка («цветы надо поливать, а то они засохнут»), «белка – ёлочка» («белка живёт на ёлочке»), «котёнок – молоко» («котёнок любит пить молоко») и др.

Затем задания повторяются: по очереди каждый малыш вновь выбирает одну понравившуюся картинку, объясняет её выбор, также кладёт с левой стороны, но только теперь у второй верхней полоски. К ней в порядке очерёдности выбирает по смыслу новую картинку, также объясняет её выбор и кладёт с правой стороны этой полоски. Для первых РТИ достаточным является подбор небольшого количества картинок (4-х – к двум полоскам на бумаге, 6-ти – к трём полоскам), так как на их основе дети выполняют ещё другие творческие задания. К их числу относятся лексические, так как активная связная речь способствует развитию воображения (Л.С. Выготский). В первую очередь, происходит подбор слов-синонимов: «Посмотри на свои картинки и назови, какая роза? какое море? какой хлеб?...». Дошкольники также называют, какой этот предмет по вкусу, цвету, форме, размеру, из чего он сделан, какие действия можно с ним совершать, где он может жить, какую пользу приносит. Также предлагается им называть предметы на картинках ласково – осуществлять подбор слов в уменьшительно-ласкательной форме, к предметам подбирать слова и с противоположным значением – антонимы: «Скажи по-другому». Дети также вспоминают ранее выученные стихи и загадки, взрослый также использует новые из них.

Обязательными в каждой РТИ являются творческие этюды, т.е. «воображение в движении» (Л.С. Выготский). Играющие поочерёдно показывают, «оживляют» на выбор нарисованный предмет на отобранных картинках. Они могут наделить его человеческими свойствами: говорить, бегать, прыгать, смеяться, петь и т.д. Такие творческие этюды, с одной стороны, развивают воображение детей, с другой стороны, выполняют роль физкультминуток.

Во второй половине РТИ дети выполняют мнемотехнические задания. Вначале ещё раз они внимательно рассматривают и вспоминают картинки, которые подобрали друг к другу и причины их подбора. Затем по желанию закрывают любой ряд картинок: левый или правый, а по оставшемуся ряду картинок и полоскам к ним вспоминают и называют закрытый ряд картинок. Разработаны для дошкольников и варианты РТИ с усложнением. Каждая игра завершается важным приёмом их нравственно-эмоционального воспитания – чествованием победителя, который определяется по подсчёту полученных фишек.

Деятельностный подход, реализуемый в данных играх с опорой на жизненный опыт играющих – второй важнейший структурный компонент воображения – оказывает эффективное влияние на запоминание и воспроизведение, как правило, всех выбранных картинок по смысловому соотнесению. Кроме этого, младшие дети запоминают и называют многие картинки, выбранные по смыслу и их сверстниками в процессе РТИ.