Поникаровская Н. А.

Харьковская гуманитарно-педагогическая академия, Украина

Психологическая готовность детей к обучению в классе духовых инструментов

         Обучение в классе духовых инструментов сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с длительностью обучения, отсутствием «быстрого» результата и обязательными домашними занятиями. Определенную трудность, наряду с эмоциональными и интеллектуальными, представляют физические нагрузки, а также стрессы, связанные с концертными выступлениями. Поэтому занятия в классе духовых инструментов следует начинать со вступительных бесед, направленных не только на ознакомление ученика с инструментом и его историей, но и на выявление психологической готовности ученика к обучению.

         Готовность к обучению ребенка в музыкальной школе – это необходимый и достаточный уровень психологического развития для освоения школьной программы, личностная заинтересованность ученика в занятиях, физические данные.

         Обучение игре на любом инструменте – это растянутый во времени и чрезвычайно трудоемкий процесс, который потребует от ученика желания обучаться, дисциплинированности и сдержанности, усидчивости и трудолюбия.

Таким образом, психологическая готовность к обучению проявляется в сформированности основных психических сфер: мотивационной, нравственной, волевой и умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.

         Выделяют следующие аспекты психологической готовности ученика: интеллектуальный, эмоциональный, мотивационный, волевой, социальный и физический.

         Интеллектуальная готовность представляет собой общую способность к познанию, которая объединяет восприятие, память, мышление, представление, воображение.

         Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний и навыков, умение их практического применения, развитую форму наглядно-образного и словесно-логического мышления, творческое воображение. Под интеллектуальной готовностью понимается дифференцированное восприятие; концентрация внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями, понимания закономерностей; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец.

         Эмоциональная готовность понимается как наличие определенного уровня эмоциональной устойчивости, уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

         В мотивационной готовности ученика можно выделить несколько групп мотивов учения, а именно:

1.     Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения, стремление к социальной роли ученика и музыканта.

2.     Учебные мотивы, которые определяются непосредственным интересом к деятельности.

3.     Учебно-познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении к новым знаниям и практическим умениям, в стремлении овладеть способами самостоятельного приобретения знаний.

4.     Оценочные мотивы, то есть стремление получить положительную оценку родителей, преподавателя, аудитории слушателей.

5.     Мотивация достижения успеха, то есть желание хорошо, правильно выполнить домашнее задание, получить нужный результат. Мотивацию достижения успеха часто также называют «мотивацией избегания неудач», вместо стремления к достижению высоких результатов обучения ученик делает все для того, чтобы избежать неудачи, например, быть осмеянным на концерте, вызвать недовольство преподавателя, ощущения «мой номер не взяли на концерт» и тому подобного.

         Тем не менее, самым сильным мотивом для ученика младшего школьного возраста является поощрение, более слабым – наказание, еще более слабым – собственное обещание. Требовать обещаний от детей дошкольного и младшего школьного возраста не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, что, в свою очередь, подкрепляет развитие такой личностной черты, как необязательность.

         Волевая готовность к обучению выражается в стремлении ребенка сознательно управлять своими эмоциями и поступками, в желании преодолевать трудности, наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости, самостоятельности, организованности, дисциплинированности.

         К социальной готовности относятся потребность ребенка в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение правилам поведения на уроках с индивидуальной и групповой формами обучения, а также способность исполнять роль ученика в ситуации обучения в музыкальной школе.

          Физическая готовность выступает одним из главных аспектов готовности ученика к обучению в классе духовых инструментов. Физическая готовность предполагает хорошее состояние здоровья ребенка; нормальное физическое и нервно-психическое развитие; работоспособность организма; правильное функционирование сердечнососудистой, пищеварительной и дыхательной систем; наличие развитой мелкой моторики обеих рук; профессиональная пригодность к обучению в классе духовых инструментов;  овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками и соблюдение правил личной гигиены.

         Но обучение ребенка в музыкальной школе – это не только работа преподавателя и наличие у ребенка желания и готовности там обучаться, это еще и работа и внимание родителей. Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его музыкальных занятиях на уроке и дома со стороны взрослых. Важно развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, а не его самого, сравнивая его игру с образцом исполнения произведения, находить причины трудностей и ошибок, а также способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

         Семья, особенно в первые несколько лет обучения ребенка в музыкальной школе, должна проявлять заинтересованность в музыкальных занятиях ученика, например, устраивая домашние концерты. Домашние концерты не только дадут ученику возможность получить положительной отзыв о собственной музыкальной деятельности, но и помогут справиться со страхом перед выходом на сцену, обыграть музыкальный материал.

Литература:

1.     Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., –1993. –С. 39-40.

2.     Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. – 193 с.

3.     Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского./А.В.Петровский. - М., Просвещение, 1973, 95с.

4.     Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПБ. – 2004. – 208 с.

5.     Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., – 1983

6.     Немов Р. С. Психология. -  М.: Просвещение, 1995. – 496 с.

7.     Платонов Н. Школа игры на флейте. Издание седьмое, переработанное. Издательство «Музыка» /Под. ред. Ю. Должикова/ М.,  - 1983., 156 с.

8.     Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии . - СПб. : Питер , 2002. – 296 с. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Московского Университета, 1981. – 473 с.