Болат САЙЛАН

 

Казахский государственный

Женский педогогический университет,

к.и.н., доцент кафедры “Истории Казахстана”

 

Участия казахстанской молодежи в подъеме овцеводческого хозяйства в 70-80-е годы ХХ века: история и уроки

 Одним из вопросов, который заставил взять в руки казахскую молодежь и молодежные организации в период 1970-1980-х годов, на пике коммунистической идеологии в советское время, когда социалистическая идея захватила все слои и участки общества, было создание бригад чабанов.

Да, ухаживание за скотом с утра до ночи является веками сформированной привычкой. Животновод не может уснуть спокойно ночью, прерывая свой сон, не может отдохнуть сутками. У него нет возможности ни путешествовать, ни расслабиться, ни повышать свой уровень образования и совершенствовать искусство. Но идеология не считалась с этими желаниями народа.

Генеральный секретарь КПСС Л.И. Брежнев, пришедший к власти в 1960-е годы, говоря о своей неудовлетворенности развитием овцеводства, о его медленном росте и развитии, поставил перед обществом большую задачу, сказав: «Нужно основательно взять это дело в руки, как было взято освоение целины» [1].

Если в свое время на освоение целины привлекалась молодежь из разных уголков Союза, то дело возрождения овцеводства было возложено только на молодежь казахской национальности. Власть и партия решили вовлекать выпускников школ в сельскохозяйственную сферу, формируя комсомольско-молодежные бригады, так как самым главным преимуществом данных бригад было достаточное количество человеческих сил. Считалось, что есть все возможности для работы по коммунистическому принципу «Один – за всех и все – за одного!». Таким образом, в среду казахской молодежи был брошен лозунг: «Овцеводство – дело молодежи», который мгновенно распространился среди молодежи, и была начата кампания создания комсомолско-молодежных овцеводческих бригад. Центральный Комитет Союза Молодежи Казахстана одобрил это решение Москвы.

Самыми первыми бросила лозунг молодежи Республики о помощи овцеводчесим хозяйствам группа выпускников средней школы Шубартауского района Восточно-Казахстанской области [2]. Зачинщики нового дела, создав комсомольско-молодежные бригады, стали активно участвовать в труде. Инициатива шубартауцев была доведена до всех молодежных организаций и лозунг «Овцеводческое хозяйство – ударный труд комсомола!» стал девизом юных трудящихся села. Комитет молодежи только одной Южно-Казахстанской области в 1971 году направил на ударное строительство 300 и на сельское хозяйство – 800 юношей и девушек по специальным путевкам [3].

Коммунистическая партия, бросившая лозунг среди молодежи, всячески помогала создавать комсомольско-молодежные бригады и в других регионах. Поэтому по следам этой инициативы в совхозахи колхозах нашей необъятной республики создавались комсомольско-молодежные овцеводческие бригады, уверенно взявшие в свои руки овцеводческое хозяйство страны. В каждой бригаде чабанов было по 10-12 человек. Бригады были названы такими громкими названиями как «Жас кайрат» («Молодые силы»), «Жас даурен» («Молодость»), «Ұшқын» («Искра»), «Өркен» («Молодые побеги»), «Тұлпар» («Крылатый конь»), «Жас түлек» («Молодое поколение»), «Жас ұлан» («Юные отроки»), «Жас талап» («Молодое стремление»), «Армандастар» («Мечтатели»), «Қарлығаштар» («Ласточки») и др., которых было великое множество по всей казахстанской земле [4]. Особенно выпускники Алматинской, Акмолинской, Костанайской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской областей сразу по окончании школы направлялись на животноводческие фермы. Их вынуждали закалять свою молодость в нелегком труде животновода. Яркая жизнь молодежи и их труд в животноводческих хозяйствах выставлялись в качестве примера, с чувством радости публиковались на страницах советской печати.

Эта тенденция, поднятая в качестве патриотической инициативы, год от года увеличивалось число комсомольско-молодежных бригад чабанов. Советский режим, распространяя опыт этих бригад в качестве примера для подражания, образца, но никоим образом не поднимал вопроса о таких актуальных вопросах как великие искания и эффективность труда, о том, как нужно вести животноводческое хозяйство, о том, как вовлекать молодежь в работу чабанов. Вместо этого он ограничивался лишь распространением восхвалений и привычных лозунгов.

ХІІІ съезд Комсомола Казахстана, прошедший в феврале 1974 года, в поддержку инициативы шубартауцев решил до конца пятилетки отправить в животноводческую сферу 13 тысяч девушек и юношей [5]. Перед ребятами ставилась не только цель принимать активное участие в овцеводстве, но и ряд задач:

1.     Каждый член бригады обязан выполнять социалистические обязательства, улучшать показатели труда, участвовать в движении коммунистического труда.

2.     Вести борьбу за экономию и бережливость.

3.     С ответственностью относиться к порученному делу, формировать сознательное отношение к труду, смело вести борьбу с нарушителями трудовой дисциплины.

4.     Составить индивидуальный план и выполнить его.

5.     Бороться за повышение эффективности труда.

6.     Повышать квалификацию.

7.     Оказывать помощь молодежи, вновь поступившей в бригаду, воспитывать юношей и девушек в трудовых традициях.

8.     Активно участвовать в общественно-политической жизни, кружках самодеятельности, организации повышения культуры села.

Таким образом, перед каждым членом бригады ставились конкретные задачи[6].

В каждой овцеводческой бригаде должен был быть свой паспорт, в который записывались все достижения и общественные труды. Паспорт хранился в комитете молодежи совхоза. В отделениях коллектива бригады были стенды с плакатами, на которых указывалось номер и название бригады, фамилии и имена руководителя, группы молодежи-членов бригады.

Заветной мечтой членов комсомольско-молодежных овцеводческих бригад было учиться. Для них стало мечтой мысль о получении какой-либо специальности. Но невозможно было дотянуться до такой цели. Потому что для того чтобы подать документы в вуз, нужно было несколько лет трудиться, ухаживая за скотиной. Советская власть ставила перед молодежью именно этот принцип в качестве незыблемого требования. Перед молодежью, желающей учиться в вузах, были выдвинуты такие условия. в первые годы встречались случаи, когда приезжали преподаватели вузов и давали консультации молодежи. Проводились, хоть и в малой мере, работы по приему экзаменов на местах, в результате которых молодые животноводы имели возможность поступить в вуз (особенно в сельскохозяйственную сферу). Прием экзаменов перед кошарами, где были показаны отличные результаты, был сродни рекламе. Казалось, что уход за скотом равносилен поступлению в вуз. Такой путь отправки молодежи за студенческую парту успешно реализовывался.

Руководящие органы, получившие от партии указание пропагандировать труд комсомольско-молодежных животноводческих бригад в качестве патриотизма, вели агитаторскую работу. Специальные органы не жалели сил в деле распространения трудового опыта молодежи в животноводческих бригадах, их быта. Областные комитеты молодежи организовывали специальные плакаты с описанием жизни коллективов комсомольско-молодежных бригад, приглашая городских жителей для ознакомления и обмена опытом. На страницах областных газет публиковались содержательные материалы с описанием труда, быта, целей молодежи из этих бригад. На экраны телевидения выходили специальные передачи о жизни молодежи. Инициатива молодежи зазвучала в эфире песней. Партийные руководители давали зеленую дорогу таким мерам пропаганды.

Ежегодно перед комсомольско-молодежными бригадами определялись цели и ставились конкретные задачи, принимались социалистические обязательства. Определялся ряд мер по их осуществлению:

а) Сохраняя без потерь количество голов скота, получать и выращивать 105 ягнят от каждой сотни овцематок;

б) Довести вес каждой овцы на сдачу мяса до 50 килограмм и сдать 70-75% скота с высоким результатом;

в) состричь с каждой овцы 2,5 килограмма шерсти;

г) активно участвовать в общественной жизни, в кружках самодеятельности и показывать свое искусство в соседних чабанских аулах;

д) для озеленения аулов молодых чабанов проводить посадку саженцев, высаживать клумбы с цветами;

е) в целях улучшения постоянного выпаса скота на ста гектарах земли высевать траву и ухаживать за ней;

ж) трудиться с девизом «Овцеводство – дело молодежи!», ежемесячно рассматривать на собраниях молодежных групп ход выполнения социалистических обязательств;

з) на бригады возлагалось обязательство. выполняя свои обязательства, призывать другие комсомольско-молодежные бригады к социалистическому соревнованию[7].

Таким образом, на бригады была возложена обязанность выполнять обязательства раньше сроков и с перевыполнением плана. Итоги социалистического соревнования между комсомольско-молодежными коллективами ежеквартально оглашались на бюро районных комитетов по молодежным делам и совместных совещаниях районных сельскохозяйственных управлений. По решению районных комитетов по делам молодежи комсомольско-молодежным коллективам, выигравшим социалистическое соревнование, давались почетные звания. в любом деле, любой сфере деятельности по любой инициативе коммунистическая идеология утверждала цели и структуру социалистических соревнований. И в борьбе за достижение поставленных целей и выполнения задач молодежь, как и всегда и во всем, активно участвовала в деле развития овцеводческого хозяйства.

Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев на ІІ Пленуме ЦК Компартии Казахстана в своем докладе «О задачах республиканской партийной организации в дальнейшей интенсификации сельского хозяйства в соответствии с решениями ХХҮІ съезда КПСС, указаниями и предложениями Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева» отметил, что ведущая отрасль – овцеводство – требует особого внимания, что в последнее время в этой сфере многое сделано, в том числе было сделано много дел молодежью республики. «Практика сотен хозяйств, целых областей подтверждает это. Для увеличения численности овец пришлось изменить формы и методы работы в данной отрасли. Опыт старшего поколения чабанов был передан вновь созданным чабанским бригадам,»  - сказал он [8]. Все это было высоким требованием партии, кинувшей лозунг «Овцеводство – дело молодежи!». Поэтому каждый молодой чабан, будь то юноша или девушка, должен бросить все свои силы на доблестный труд для должного выполнения заданий одиннадцатой пятилетки, было открыто подчеркнуто в докладе.

В целях поддержки этой находчивой инициативы партийного руководства от молодежи были приняты клятвы и призывы. школьники были вынуждены принять клятвы типа: «Мы, работающие в производственных бригадах, после окончания школы будем трудиться в составе комсомольско-молодежных овцеводческих бригад, мы будем трудиться в соответствии с патриотическим движением «Овцеводческое хозяйство – дело молодежи».

Начиная с 1970-х годов развивалась политика сдерживания молодежи в определенных рамках, не давая возможности для свободы выбора будущего. Примером тому может служить то, что в тот период в сельских профессионально-технических училищах большинство специальностей было посвящено подготовке молодых животноводов. Только в 1980 году в училищах республики было обучено 4800 кадров по специальностям животновод-механизатор, мастеров животноводства и другим. 2870 из них после окончания училища начали работать в молодежных животноводческих бригадах. Эта инициатива была распространена по всей республике, и только в Западно-Казахстанской области выпускники 240 училищ пошли работать в комсомольско-молодежные овцеводческие бригады. Таким образом, в то время количество комсомольско-молодежных овцеводческих бригад достигло 1274, и более 11 тысяч юношей и девушек в их составах были вынуждены выращивать более 3,4 миллиона овец. В том числе в Семипалатинском регионе Восточно-Казахстанской области работало 289 бригад, в Актюбинской – 160, в Талдыкорганском регионе Алматинской области – 102, в Западно-Казахстанской области – 97, Южно-Казахстанской области – 65, в Атырауской области – 62 бригады [9].

Подводя итог, можно отметить, что в 70-80-е годы ХХ века молодежь, запутанная в сети социалистической политики, связанной с сельским хозяйством, не могла свободно развиваться. Советская идеология, решившая не выпускать казахскую молодежь за пределы скотных дворов и кошар, заставила создавать тысячи молодежных бригад чабанов. И оценка данного явления, его правильности или неправильности в отношении молодежи ХХ века является обязанностью нынешних историков, которые должны открыто заявить об этом.

1. Мақашев О.Ш. Шубартау тулектери. А., “Кайнар”, 1974. 68-стр.

2. Там же, 2-стр.

3. Бейскулов Т. Акелер данкы жолымен. А., “Казахстан”, 1973. 89-стр.

4. Хряпов Т.Я., Рамазанов С.Р. По зову партий-на вторую целину.А.,“Кайнар”, 1974.12-стр.

5. Там же, 31-стр.

6. Шаменов А.М. Жас шопандар бригадалары. А., “Кайнар”, 1980. 86-стр.

7. Абдуллин В.А., Макашев Ш.О., Казкенов А.А. Кой осируши комсомол-жастар бригадалары. А., “Кайнар”, 1975. 16-стр.

8. Кунаев Д.А. Боевой помощник партии.//Казахстанская правда. 1981. 5 август.

9. Шаменов А.М. Кой шаруашылыгы –жастардын иси. А., “Кайнар”, 1981. 9-стр.

 

РЕЗЮМЕ

       В этой статье говорится вынужденные ситуации об оброзовании казахских молодежных овцеводских бригад 70-80 годах прошлого века. Дается исторически анализ со сегоднишним взглядам прошлому молодежному овцеводскому бригаду.

SUMMARY

     In this article about During 70-80 years Kazakhstan youth group how to they forced by herdsman and discass their point of view history yesterday and today.