Кашляк С. Г.

Республика Беларусь, г. Минск, БГУИР, ФИТиУ, кафедра гуманитарных дисциплин, преподаватель.

К ВОПРОСУ О «РОСАХ» И «ВАРАНГАХ» В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

 

Литература, посвященная наемному корпусу «росов и варангов» поистине необъятна: чего стоит ставший классическим труд В. Г. Васильевского «Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков», а также работы С. Вриониса, Р. Даукниса, Д. М. Николла, Д. Годфри, С. Блэндаля и многих других исследователей. [литературу см. 22, p. 1; 23, p. 1] Так в Австралии в 1990-е гг. группа энтузиастов – историков и реконструкторов создала ассоциацию New Varangian Guards – «Новая Охрана Варангов», которая изучает историю, доспехи, костюм и вооружение воинов из византийского «корпуса варангов», ассоциация издает журнал «Varangian Voice» (выходит раз в три месяца), их вебсайт: http://www.geocities.com/svenskildbiter/NVGInc/.

На историю варяжско-русского корпуса косвенно накладывается длительная и в целом плодотворная для исторической науки полемика вокруг происхождения этнонима «Росы» так называемых норманистов и антинорманистов. [1, с. 384-389, 465-470; 6, с. 291-307] Известно, что княгиню Ольгу (Елену) в европейских хрониках называли «королева ругов» (regina rugorum), а Ярослав Мудрый определяется как король «земли ругов, которую мы зовем Русией» (terra rugorum, quam nos vocamus Ruseiam). [9, с. 162; 18, с. 15-16] По крайней мере, сами византийцы относили росов-дромитов (οι Ρως οι και Δρομιται) к германцам-«франкам» (οι εκ γενους των Φραγγων). А русы-«шведы» Бертинских анналов 839 г., которые вернулись почему-то не в Швецию, а к своему кагану, соотносятся, скорее с так называемой «Великой [холодной] Швецией», позднее названной Гардарики, чем с собственно скандинавской Швецией. [4, с. 726; 8, с. 17]

Впервые росы (Ρώς, ρώσοι) в составе имперских войск упоминаются Константином VII, как участники похода Имерия на Крит в 904 г., в походе участвовало 700 росов на 12 кораблях с походной рогой в один кентинарий золота (7200 номисм), что сопоставимо с жалованием византийских гвардейцев-схолариев (!). [4, с. 638; 21, Lib. II. Cap. Col. 1213-1214, 1215-1216] Если и в XI в. данное соотношение сохраняется, то «походные» выплаты росам и варангам могли доходить до 8-10 кентинариев, учитывая, что увеличившийся до 6000 человек «корпус» в это время участвовал в XI в. в боях практически непрерывно. Принимали участие корабли росов и в критском походе 949 г. (семь кораблей, 629 росов: 584 воина и 45 слуг), и в походе императора Романа I Лакапина в Италию (семь кораблей, 415 росов) [4, с. 639; 21, Lib. II. Cap. Col. 1223-1224]. В 954 г. при участии росов осаждался Хадат, впоследствии они входили в состав гарнизонов крепостей на сирийской границе. В 957 г. Хадат был взят, а в 958 г. – Самосата. Принимали участие росы и в победоносном походе Никифора Фоки на Крит в 960 г., а два их корабля действуют в составе флота, направленного в Италию в 968 г. [10, с. 437]

Отряд из «крещенных русов» (!) состоял в составе экипажей кораблей василевса еще при Константине VII Багрянородном, вместе с талмациями (Ταλματζίοι), жителями фемы Далмация [21, Lib. II. Cap. Col. 1081-1082]. В трактате Никифора II Фоки «Стратегика» росы сопоставляются с аконтистами-дротикометателями [13, с. 7]. Что довольно необычно, поскольку они обычно определяются как секироносцы или щитоносная пехота с копьями и мечами: «Крещеные росы с фламулами, носящие щиты и свои мечи» (Οι βαπτισμενοι Ρως μετα φλαμουλλων, βασταζοντες σκουταρια, φορουντες και τα εαυτων σπαθια). [21, Lib. II. Cap. Col. 1081-1082] Входили они в состав «пешей этерии»: с василевсом в поход уходила минимум одна тагма росов. По мнению Г. Шлюмберже росы составляли Великую и Среднюю этерии, а варанги – малую (по другим версиям в Великую этерию входили граждане империи, в Среднюю – иностранцы-христиане, в Малую – иностранцы-язычники). [23, p. 1; 24] Кроме тагмы росов в пешей этерии василевса («пехоте василевса»), находившейся с ним в походе, были тагмы «токсотов (лучников) василевса» и неких малартиев (дротикометателей-аконтистов с дротиками, булавами, мечами, щитами и копьями), действовавших совместно (всего три тагмы – до 1500 человек). [14, с. 350, 362] Командовал росами аколуф (ακολούθος): начальник как собственно варяжской лейб-гвардии «крещеных росов», так и всего варяжско-русского корпуса. Занимал третью ступень в служебном аппарате арифмы великого друнгария виглы (первоначально относился к IV классу: «апоэпархонты и стратилаты» (απο επαρχοντες και στρατηλαται). [19, с. 129, 136-137; 21, Lib. II. Cap. Col. 1021-1022, 1352-1354]

Известно, что 6000 тавроскифов – «росов и варангов, кондаратов [копейщиков – С. К.] и моряков», были присланы князем Владимиром Василию II в Византию по договору): «…и поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавроскифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев [по-видимому тех же «крещеных росов» – С. К.] и послал против вражеского войска». [15, с. 232-233; 16, с. 12] «Боевое крещение» корпус прошел под Хрисополем (совр. Скутари) и Абидосом 13 апреля 989 г. Русы под Хрисополем высадились и под прикрытием холмов обошли лагерь мятежников с тыла, после чего разгромили его. По словам Пселла: «…Застали неприятеля врасплох, готовившихся не противника побить, а вина попить, многих убили, остальных рассеяли». [16, с. 12] По словам Аристакэса Ластивертци, в боях под Хрисополем и Абидосом действовало непосредственно 4000 воинов-русов. [3, с. 64] По мнению академика Г. Г. Литаврина, Кекавменом четко разделяется функциональное назначение и тех, и других: если росы (русы) соотносятся с «кондаратами», то есть пешими копейщиками, образующими «стену щитов», то варанги (варяги, вэринги) – непосредственно с экипажами боевых кораблей. [5, с. 176.23, 427-428] Позднее, 3000 размещались на востоке империи, в Халдии и Ивирии, а 3000 – на западе, в Италии. Начиная с Василия II варанги и росы размещались в Трапезунде (в первую очередь против мятежных полководцев – Варды Фоки и Варды Склира, а также – против независимых правителей на землях Грузии и Армении), где и находились почти все XI столетие и действовали в интересах империи весьма успешно.

Рядовые варанги получали в месяц минимум по 1,5 номисмы, находясь на полном обеспечении. Это 18 номисм в год, что сопоставимо с годовым доходом стратиота-всадника в 18,5 номисм, который не был на государственном обеспечении. Годовая выплата наемнику, по мнению академика Г. Г. Литаврина, должна была превышать выплаты рядовому ополченцу по меньшей мере в 1,5 раза. [7, с. 317; 9, с. 89] Она позволяла варангу из Скандинавии на родине приобрести разом раба, рабыню, 1-2 лошади, 2 коровы, 10 свиней, меч и копье. [8, с. 146, 259] За каждый поход наемники получали дополнительные выплаты, в случае успеха – раздавались награды: деньги и чины (впрочем, не очень высокие – не выше спафарокандидата). [5, с. 299] Из всех наемных росов и варангов лишь «малая часть» (ολιγη μερις ξενικη) «содержалась при дворе» (το παρατρεφομενον εν ταις αυλαις ξενικον) и «несла личный караул» (την φρουραν, την του σωματος φρουραν), «служа телохранителями» (φυλακες, σωματοφυλακες, δορυφορια) – это были «дворцовые варанги» (οι εν τω παλατιω Βαραγγοι) «с секирами на правом плече» (πελεκεις απο του δεξιου ωμου). Это была дневная стража василевса, ночью предававшаяся своему любимому занятию – неумеренному употреблению вина. Были и «внешние варанги» (οι εκτος Βαραγγοι), единоплеменные с первыми (ομοεθνεις), располагавшиеся в фемах и участвовавшие в походах и сражениях. [17, с. 41]

Создание корпуса росов и варангов в Византии совпадает с активной трансевразийской торговлей на путях «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Главную роль в этой торговле играли, согласно «Повести временных лет», скандинавские викинги – «варяги-находники из Заморья» [12, с. 21]. Необходимо отметить, что в состав наемников Византии входили не только росы (Ρωσοι) и варанги (Βαραγγοι), но также и кулпинги (Κουλπιγγοι, сканд. кюльфинги, рус. колбяги – от «кюльфа» – колокол, созывающий воинов на сходку). К началу XI в. термин «колбяги» входит в древнерусское право, при этом они отделяются и от руси (княжеской дружины), и от варягов (наемников-скандинавов), представляя собой разноплеменные объединения бродячих воинов и торговцев в одном лице. А к концу XI в. кулпинги (Κουλπιγγοι) появляются как одна из категорий византийских наемников, не связанных напрямую с теми или иными феодальными или племенными лидерами. Кстати, Древняя Русь у скандинавов до X в. называлась именно «Кюльфингаланд» и только потом – «Гардарики» [1, с. 392; 4, 647-648, 665-666]. Если ориентироваться на рунические граффити, найденные в Византии, то обнаружится, что дружины варангов/кюльфингов состояли из felagi – «сотоварищей, компаньонов» и huskarlar – «дружинников» [11, с. 172]. Эти иностранные наемники, не испорченные политическими дворцовыми интригами, использовались императорами в виде политической полиции – для проведения арестов важных лиц, когда нельзя было положиться на граждан империи. Уникальным памятником пребывания скандинавов в Византии являются надписи на Пирейском льве: надпись изысканно орнаментирована и достаточно нетрадиционного содержания, к тому же среднешведского происхождения. Она сообщает помимо всего о том, что норманны участвовали в подавлении какого-то восстания, по-видимому, Петра Деляна, называя имена Гакона, Ульфа, Асмунда, Ерна и «Гаральда Высокого» (предположительно – Гаральда Гардраде), которые наложили значительные подати на жителей Афин. Важные сведения о «дворцовых варангах» мы получаем из граффити в соборе Св. Софии в Константинополе. А так же среди рунических камней в Упланде – в 18 из 53 повествуется о Византии. [5, с. 557; 10, с. 166-180; 19, с. 248]

Важно отметить в данном контексте, что по описанию Ибн-Хордадбеха (846 г.) в «Книге путей и государств» купцы русы «называют себя христианами» [12, с. 25]. По свидетельству ряда мусульманских авторов Аль-Марвази и Ауфи русы принимают крещение в 912 г. (!), что соотносится с походами Олега Вещего. О крещении русов Аскольда говорится и в связи с походом на Константинополь в 862 г. Или самое раннее подобное упоминание легендарного князя «русов» Бравлина из «Жития св. Стефана Сурожского» крестившийся в конце VIII века во время набега на Сурож (святой скончался в 789 г.) [1, с. 391-402]. Это означает, что в результате каждого крупного похода на Византию часть элиты русов принимала крещение. А сам процесс христианизации Руси реально занял более 200 лет до официального шага князя Владимира в конце X в. Довольно часто мы наблюдаем так называемое «неполное крещение», поскольку «это был распространенный обычай у торговых людей и у тех, кто нанимался к христианам, потому что принявшие неполное крещение могли одинаково общаться и с христианами и с язычниками, а веру они себе выбирали ту, какая им больше понравится». [Цит по 12, с. 30] Этот обряд сопоставим с практикой восточного катахумената и ритуалом primo consignatio, являющимися частью оглашения, которое предшествует собственно крещению. Если на Западе этот обряд практически исчезает в каролингское время, то в Византии он оставался актуален до развитого средневековья, что объясняется значительным количеством наемников-язычников – «росов и варангов». Возвращаясь из далекого Миклагарда или Царьграда бывшие наемники везли домой не только заработанные немалые богатства, но и нередко новую веру. Пример тому – зафиксированное мученичество в Киеве двух варягов, Феодора и Иоанна в 983 г., которые пришли «из Грек и держаше веру христианскую». [12, с. 30] Впоследствии на этом месте была сооружена Десятинная церковь.

Все это означает, что воины из корпуса варангов (а именно: росы, варанги и кулпинги) сложились ко времени династии Комнинов в свое достаточно специфическое наследственное профессиональное воинское сообщество (НПВС) с собственными оригинальными воинским этосом и профессиональной честью (φιλοτιμο): когда в 1034 г. один из варангов фемы Фракисий был убит женщиной при попытке ее изнасилования, то другие варанги воздали почести женщине и передали ей имущество убитого, а сам он был брошен без погребения как самоубийца. [17, с. 41] На Руси и в Скандинавии (Норвегия, Швеция) за столетие – к 80-м гг. XI в. складываются специфические социальные группы, представители которых несли такую наследственную службу в Константинополе: «Что до варягов, носящих мечи на плечах, то они рассматривают свою верность императорам и службу по их охране как наследственный долг, как жребий, переходящий от отца к сыну». [2, с. 109] Воины корпуса являлись своеобразными культурными медиаторами, осуществлявшими контакты народов Северной и Восточной Европы с Византийской империей, воспринимая ее высокие достижения в материальной и духовной культуре.

 

Литература:

1.     Алексеев С. В. Славянская Европа VII-VIII вв. / С. В. Алексеев. – М.: Вече, 2007. – 480 с.

2.     Анна Комнина. Алексиада / Перевод с греческого Я. Н. Любарского / А. Комнина. – СПб.: Алетейя, 1996. – 704 с.

3.     Аристакес Ластивертци, вардапет. Повествование / А. Ластивертци / Перев., вст. ст. и комм. К. Н. Юзбашяна. – М.: Наука, 1968. – 194 с.

4.     Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси / М. В. Бибиков; Российская академия наук, Институт всеобщей истории. – М.: Языки славянской культуры (А. Кошелев), 2004. – 733 с.

5.     Кекавмен. Советы и рассказы Кекавмена. Поучение византийского полководца XI в. / Кекавмен / Подгот. текста, введ., пер. и коммент. Г. Г. Литаврина. СПб.: Алетейя, 2003. – 711 с.

6.     Константин Багрянородный. Об управлении империей / К. Багрянородный / под ред. члена-корр. АН СССР Г. Г. Литаврина и члена-корр. АН СССР А. П. Новосельцева. – М.: Наука, 1989. – 496 с.

7.     Кучма В. В. Военно-экономические проблемы византийской истории на рубеже IX-X вв. по «Тактике Льва» / В. В. Кучма // Кучма В. В. Военная организация Византийской империи. Научное издание / В. В. Кучма. – СПб.: Алетейя, 2001. – 313-325 с.

8.     Ласкавый Г. В. Викинги / Г. В. Ласкавый. – Мн.: – МФЦП, 2004. – 320 с.

9.     Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IXначало XII в.) / Г. Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 2000. – 398 с.

10. Литаврин Г. Г. Условия пребывания древних русов в Константинополе в X в. и их юридический статус / Г. Г. Литаврин // Литаврин Г. Г. Византия и славяне: сб. статей / Г. Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 1999. – С. 453-469.

11. Мельникова Е. А. Византия в свете скандинавских рунических надписей / Е. А. Мельникова // Византийский временник – ΒΥΖΑΝΤΙΝΑ ΧΡΟΝΙΚΑ / Ин-т всеобщ. истории. Т. 64 (89) / редкол.: И. С. Чичуров (отв. ред.) [и др.]. – М.: Наука, 2005.  – С. 160-180.

12. Мусин А. Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета / А. Е. Мусин. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. – 368 с.

13. Никифор II Фока. Стратегика / Н. II Фока / пер. со среднегреч. и комм. А. К. Нефедкина. – СПб.: Алетейя, 2005. – 288 с.

14. Об устройстве лагеря // Два византийских военных трактата конца X века / Издание подготовил В. В. Кучма. Ответственный редактор академик РАН Г. Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 231-390.

15. Поппэ А. Политический фон крещения Руси (Русско-византийские отношения в 986-989 годах) / А. Поппэ // Как была крещена Русь / редкол.: Л. И. Волкова (редактор). – М.: Политиздат, 1989. – С. 202-240.

16. Пселл Михаил. Хронография. Краткая история / Пер., статья, примечания Я. Н. Любарского; Пер. Д. А. Черноглазова, Д. Р. Абдрахмановой / М. Пселл. – СПб.: Алетейя, 2003. – 397 с.

17. Скабаланович Н. А. Византийское государство и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина: В 2-х кн. Кн. II / Вступ. ст. Г. Е. Лебедевой / Н. А. Скабаланович. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. – 416 с.

18. Скляренко В. Г. Русь і варяги. Історико-етимологічне дослідженне / В. Г. Скляренко. – Київ: «Довіра», 2006. – 120 с.

19. Успенский Ф. П. Византийская табель о рангах / Ф. П. Успенский // Известия Русского Археологического Института в Константинополе. Т. III. – Одесса, 1898. – С. 98-137.

20. Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона / Й. Херрман // Как была крещена Русь / редкол.: Л. И. Волкова (редактор). – М.: Политиздат, 1989. – С. 241-259.

21. Constantinus Imperator Porfirogenitus. De ceremonies aulae Byzantinae / C. I. Porfirogenitus // Patrologiae cursus completus seu bibliotheca universalis, integra, uniformis, commoda, economica omnium ss. patrum, doctorum, scriptorum que ecclesiasticorum, ser. Graeca posterior, T. 112. Parisiana: Accurante J. P. Migne, 1864. – 1464 kol. 4 r.

22. Dawson T. The uses of the Varangian Guard / T. Dawson // [Electronic resource]. – Mode of access: http:// www.isidore-of-seville.com/goudenhoorn/61   – Date of access: 08.07.2008.

23. Pappas N. C. J. English Refugees in the Byzantine Armed: The Varangian Guard and Anglo-Saxon Ethnic Consciousness / N. C. J. Pappas // Sam Houston State University [Electronic resource]. – Mode of access: http:// www.geocities.com/svenskildbiter/NVGInc. – Date of access: 08.07.2008.

24. Shlumberger G. Un empereur Byzantin au dixieme siècle Nicéphore Phocas / G. Shlumberger. – Paris : Librarie de Firmin-Dido etc, 1890. – 781 p.