Попова Н.В.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мичуринский государственный аграрный университет»

Категоризация «красоты» с позиций восприятия и оценки субъекта и объекта

Красота может относиться как к сфере объекта, так и субъекта восприятия и оценки.

Красота в ситуации восприятия/оценки может быть представлена следующим образом:

1.    красота как сам воспринимаемый объект или ситуация;

2.    красота как свойство воспринимаемого объекта или ситуации;

3.    красота как состояние субъекта.

      Красота как воспринимаемый объект или ситуация может пониматься как предмет, вещь или явление, которые нравятся на вид и тем самым привлекают к себе внимание.

Красота как свойство воспринимаемого объекта или ситуации может рассматриваться как свойство, качество, черта или состояние лица или предмета.

Исходя из этого, «красота» может пониматься:

- как свойство чего-или кого-либо  доставлять удовольствие от созерцания;

- как совокупность у человека духовных, душевных и физических качеств, которые делают его привлекательным во всех отношениях для окружающих;

- как положительная отличительная черта человека, определяющая его превосходство по какому-либо признаку или действию;

- как определение внешнего состояния какого-либо предмета.

Если соотнести семантические особенности метакатегорий: свойство, качество, черта с понятием «красота», то можно выявить варианты концептуализации прекрасного в русской языковой картине мира.

Красота как «свойство» – это красота, которую можно сразу разглядеть. Она существует вне времени как некий образец, тип, не подлежащий этической или утилитарной оценке.

Красота как «качество» характерна для конкретных индивидов. Это внутренняя красота, которую приобретают усилиями воли и оценивают с точки зрения моральных, а не эстетических норм.

Красота как «черта» может рассматриваться как нечто выделяющееся  на фоне окружающих. Такой тип красоты связан с человеком, обладающим главными свойствами: души и внутреннего мира.

Красота как «состояние наблюдателя» представляет ощущение, чувство и состояние субъекта восприятия, а именно: красота как

- ощущение абсолютной полноты бытия;

- чувство, когда человек видит предметы, явления, которые приносят ему моральное удовлетворение;

- состояние своеобразного притяжения к кому- или чему – либо.

Хотелось бы подчеркнуть, что в высказываниях о красоте наиболее часто употребляются метакорреляты, то есть члены корреляции, которые взаимно связаны, двух типов:

«1. с причинно-инструментальной семантикой (причина, залог (успеха), сила, двигатель, инструмент, оружие, средство);

2. с семантикой цели – результата (цель, задача,  дело, результат)» [Леонтьева 2004: 557].

Красота как «причина» может рассматриваться как природная, уже существующая красота. Такая красота либо становится причиной того, что происходит с ее носителем – пациенсом, либо сам носитель – агенс делает свою красоту причиной чего–либо, использует ее сознательно для достижения каких-либо целей.

В обоих случаях носителем красоты обычно является человек, и красота-причина понимается с точки зрения наивного языкового сознания как физическая привлекательность, которая дается от природы.

Красота как «цель» не может быть дана свыше, ее нужно создавать. Эта красота, в отличие от красоты – причины, проецируется в будущее. «Красотой - целью» становится не только физическая привлекательность человека, но и красота артефактов, а также соответствующим образом оцениваемая ситуация, то есть красота в мире, в жизни  [Леонтьева 2004: 558].

Особый случай красоты-цели – это человек, преобразующий общественную жизнь, что обычно называют «духовной красотой». Результатом его деятельности красота-ситуация. Согласно представлениям наивных носителей языка, духовную красоту человек не может получить  от природы, ее нужно создавать, то есть воспитывать в себе.

Исходя из принципа наивной этики о том, что использовать красоту в своих целях плохо, а создавать ее хорошо, можно утверждать, что красота – цель оценивается положительно, а красота – причина отрицательно.

Интересно заметить, что человек, услышав слово «красота», в первую очередь представляет внешнюю привлекательность чего-или кого-либо (красота-причина), в то время как носители языка считают «истинной красотой» красоту духовную (красоту-цель).

Отношение к разным типам красоты можно объяснить с точки зрения психологии. Человек всегда больше ценит то, что достиг сам в результате деятельности, приложив усилия (красота-цель), а не то, что уже существовало, было дано, получилось случайно (красота-причина).

Литература:

1.Леонтьева А.Л. Так что же есть на свете красота? / Арутюнова Н.Д.    // Логический анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного. – М., 2004.- с. 549-558.