Попова Н.В.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мичуринский государственный аграрный университет»

Дихотомия «красота - безобразие»

 как один из критериев осмысления окружающей действительности

Между понятиями «красоты» и «безобразия» может прослеживаться амбивалентность через анантиосемическую связь, посредством которой происходит раздвоение значений, то есть в одном слове могут совмещаться два противоположных значения.

Связь слова «урод» со словом «рождение» этимологически очевидна. Однако в некоторых западнославянских языках «uroda» означает «красота, красавица», вероятно потому, что красота – в какой – то степени Божий дар,  как  и уродство – Божье наказание. А глагол «уродиться» не имеет отрицательной коннотации, а от него возможны «положительно окрашенные дериваты», а именно: «урожай», «урожайный».

Всякая аномалия может рассматриваться как уродство, и как чудо.

Слова «дивный» и «чудный» - это вызывающие удивление (обычно красотой), а «чудной» и от него «чудак» - это почти как «урод, то есть отличающийся то других своей манерой одеваться, своим поведением и т.д.», и имеет пейоративный оттенок.

Понятие «красоты» и «безобразия» в сознании людей осмысляются как нормы человеческой жизни, характер отношений между людьми.

Красота является необходимой составной частью жизни человека, который не просто принимает ее, но и совершает действия по созданию красоты, украшая свой быт. Отсюда «красота» может пониматься как прагматическая категория, способствующая эстетизации бытия человека.

Понятие «безобразие» может тоже рассматриваться как прагматическая категория, направленная на негативное, когда человек отталкивает его, так как оно непригодно для жизни.

Красота приносит в жизнь человека радость, благополучие, а безобразие, наоборот, влечет за собой печаль и нужду.

Красота и безобразие как эстетические категории связаны с чувственным восприятием.

В народной культуре с понятием «красоты» и «безобразия» на первый план выходит человек с красивой, привлекательной внешностью и некрасивой, отталкивающей внешностью.

Однако «красота» соотносится с миром природы, а безобразие – нет, так как в мире все прекрасно и целесообразно.

Таким образом, понятия «красоты» и «безобразия» употребляются, прежде всего, в номинации человека.

В эстетическом восприятии человека положительная оценка внешности касается женщин, а отрицательная мужчин. Даже, когда эстетическая оценка внешности мужчины выступает с позитивной стороны, то она сопровождается отрицательной коннотацией.

«В эстетическом восприятии человека выделяется несколько аспектов осмысления красоты и безобразия: визуальный, этический, социальный» [Арутюнова 2004: 155].

Красивый человек в представлении русского народа – это «видный» человек, а некрасивый – это человек невидный, незаметный своей внешностью.

Красота и безобразие человека могут оцениваться с витальной точки зрения, так как красивый человек – это прежде всего здоровый человек, а некрасивый – это человек хилый и болезненный.

При определении женской красоты немаловажным оказывается и ее одежда. У мужчин этот атрибут может оцениваться отрицательно.

Некрасивая женщина в языковом сознании русского народа может пониматься как худая и плохо одетая .

Красивый мужчина – это прежде всего человек здоровый, крепкий, сильный, а некрасивый – это человек слабосильный и маленького роста .

Наряду с чувственным созерцанием красоты и безобразия в народной культуре существует восприятие, когда оба этих понятия осмысляются в этических категориях. И если красота связывается с добротой, честностью, порядочностью, то безобразие – с его глупостью, неуживчивостью, беспутностью.

 Красота в языковом сознании русского народа оценивается и как социальное явление, так как красивый человек получает своеобразное признание общества. Безобразие, наоборот, оценивается как отсутствие у человека его индивидуальности.

Социологизация понятий «красоты» и «безобразия» в человеке проявляется в том, что они воспринимаются с прагматической точки зрения.

Ценность красоты в духовной культуре относительна, так как красота может утрачиваться и убывать.

Красота влечет к себе, безобразие отталкивает. Красотой люди любуются, а от безобразия отворачиваются.  Однако безобразие может притягивать к себе и представлять собой извращение эстетического чувства, эстетического вкуса.

Существует проблема возможности эстетической оценки незримого мира, а конкретнее – духа и души человека. В мире должны находиться в гармонии эстетическая и этическая оценки.

И, если этическая оценка подразумевает соответствие мыслей, желаний, намерений и поступков человека нравственным нормам или образцам, то эстетическая оценка, в первую очередь, вызывает чувства от зрительного восприятия субъекта или объекта.

В религиозных текстах слова эстетической оценки занимают незначительное место. Нередко «этическая оценка противопоставляется эстетической, внутреннее – внешнему, сущность – наружности, подлинное - показному, истинное - фальшивому» [Арутюнова 2004: 13].

В евангельских текстах слово «красивый», ассоциируясь с внешним обликом, имеет отрицательные коннотации, отсюда внешнее благообразие утрачивает гармонию с душой человека.

С этической точки зрения красота ассоциируется не столько с гармонией, сколько – со страстью, которая влечет за собой нарушение заветов и запретов.

Таким образом, красота в этике может восприниматься как соблазн, который может сбить человека с истинного пути.

Внешняя красота может вступать в противоречие с нравственным обликом человека, тогда красота становится дьявольской.

 Здесь прослеживается двойственность красоты, где дьявол борется с Богом. Красота перестает быть гармоничной и соприкасается со своим оппозитом – безобразием.

Таким образом, страсть, выступая как источник удовольствия, может иметь следствием независимость эстетического чувства человека от этических норм.

Дихотомия «красота - безобразие» представляется одним из критериев осмысления окружающей действительности и формирования систем ценностей. Для языковой картины мира она является координатами оценки, границы, и содержание которой может корректироваться этнокультурными закономерностями и социальными стереотипами.

Литература:

1. Арутюнова Н.Д. Истина. Добро. Красота. Взаимодействие концептов. // Логический анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного. – М., 2004.- с. 13 - 155.