Попова Н.В.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мичуринский государственный аграрный университет»

 

Дефиниция понятия «красота» как базовой универсальной ценности

 

Для людей стало привычным воспринимать красоту как базовую универсальную ценность, третье составляющее триады Истина, Добро, Красота.

Однако какое понятие подразумевается за русским словом «красота», ведь он не менее лингвоспецифичен, чем два других члена триады.

Первое и основное значение слова «красота» принято определять в словарях как «свойство по значению прилагательного «красивый»». Поэтому разумным было бы начать концептуальный анализ слова «красота» с ответа на вопрос: «Что в русском языке понимается под словом «красивый»»?

Слово «красивый» может обозначаться как «доставляющий удовольствие взгляду», то есть «такой, на который приятно смотреть».

Следовательно, говоря о чем-то красивом, мы подразумеваем удовольствие от рассматривания зрительно воспринимаемого объекта. Отсюда прилагательное «красивый» применяется к внешности человека: либо в целом, либо к какой-то отдельной части (Сравните: красивый человек, красивая женщина, красивый мужчина, красивое лицо, красивые глаза).

Также прилагательное «красивый» может использоваться по отношению к любым другим материальным объектам: красивый цветок, красивый сад, красивый дом, красивое платье, красивая посуда.

Красивыми могут быть и общая картина, не сводимая к какому-то одному материальному объекту: красивый вид, красивый пейзаж, красивый закат, а также явления, воспринимаемые в динамике: красивая походка, красивые движения.

Однако характеристика кого-или чего-либо как красивого касается не только зрительного, но и слухового восприятия. Так, красивым может быть голос, мелодия, имя.

Таким образом, слуховое восприятие красивого может выступать не только как нечто, приятное на слух, но и как источник представления о чем-то красивом, то есть как источник эстетических наслаждений.

Осязательное восприятие не может относиться к источнику эстетического удовольствия, так как мы не говорим «красивый салат», если подразумеваем его вкусовые качества, а можем сказать «красивый на вид салат». Хотя слово «вкус» может обозначать не только вкусовые ощущения, но и способность человека к восприятию прекрасного.

Итак, «красивое» можно понимать как «то, что приятно смотреть или слушать». К этому можно добавить, что не всегда то, что приятно слушать, является красивым (например, комплименты приятно слушать каждому, однако это не делает их красивыми).

Следовательно, «красивое» можно наблюдать или слушать даже при отсутствии личной заинтересованности. В этом аспекте «красота» обладает объективированной характеристикой.

Слово «красивый» может приобретать отрицательные коннотации, когда речь идет о чем-то бессодержательном и рассчитанном только на внешний эффект (например, красивые слова, красивые жесты).

Если человек говорит красиво, это не значит, что его речь услаждает слух (как в случае красивого голоса). Красиво говорить значит не столько передавать информацию или выполнять иные непосредственные коммуникативные задачи, сколько реализовать «поэтическую функцию языка» [Шмелев 2000: 304].

Если на первый план выходит практическая потребность коммуникации, то «поэтическая» функция может восприниматься как нечто бесполезное.

Для лингвистического анализа важно ответить на вопрос, какие требования накладываются на лицо или предмет, чтобы их можно было назвать красивыми?

Представление о красоте может быть связано с пользой, правильным результатом, когда употребляют такие словосочетания как «красивый удар»  (в спортивной борьбе), «красивое решение задачи», «красивая комбинация игры» и т. д.

Таким образом, «красота» может рассматриваться как «эффективное достижение цели неочевидным способом, представляющим превосходство человеческого разума». Если «красивый удар» можно рассматривать как зрительно воспринимаемое явление, то словосочетания  «красивое решение задачи» и «красивая комбинация» предполагают соединение эстетической оценки с оценкой интеллектуальной, так как «красота» здесь воспринимается не столько внешним зрением, сколько внутренним, мысленным.

 

Использованная литература:

1. Шмелев А.Д. Общие слова // Слово в тексте и словаре: Сб. ст. к семидесятилетию академика Ю.Д.Апресяна. М., 2000.