ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ЗАДАЧИ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                   

А. И. Ыскак, С.А.Жолдасбекова

 

     Принципы государственной образовательной политики нашей страны созвучны тенденциям, сложившимся в последнее время в мировом образовательном пространстве. Принятие государственной программы Республики Казахстан «Культурное наследие», направленной на сохранение и передачу последующим поколениям бесценного богатства национальной культуры казахского народа повышает роль этнохудожественного образования молодежи как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество в ситуации изменения мира и прогресса человечества.

     В выступлении Президента Н.А. Назарбаева на одном из заседаний Общественного совета по итогам реализации названной программы, проходившим под лозунгом: «Без прошлого нет настоящего, а без настоящего – будущего» высказана мысль: «Восстановление историко-культурного наследия- это еще и воссоздание такой связи времен, которая обладает четкой проекцией в будущее. Задавая вопросы о реальном содержании нашего прошлого, мы обогащаем понимание настоящего и можем конструировать вдохновляющие образы нашего будущего» /1/.

    Значение этнохудожественного образования в духовно-нравственном становлении личности прослежено и в исследованиях отечественных ученых. Суть значения выражена в следующих мыслях: знание традиционной культуры, с одной стороны, несёт в себе в себе эстетическое, нравственное обогащение, а с другой – увеличивает осознание молодежью собственной принадлежности к единой государственности, прививает чувства гордости и патриотизма (А. Сейдимбек, Ж.Ж. Наурызбай); создает предпосылки к формированию компонентов национального самосознания (Ш.М. Мухтарова); национальной самоидентификации, представления личности о себе и своей общности, эмоционально-психологической установки личности, принятия национальных ценностей, осознанное отношение к ним, действия личности во внутриэтнических связях с этносом (Г.С. Оралова); культурная самобытность народов расширяет возможности человечества для поступательного всестороннего развития, мобилизуя каждый народ искать истоки сил в историческом прошлом (М.Е. Ержанов).

    Исходя из сказанного, для нас принципиально важной  становится необходимость определиться в терминологическом значении понятия «этнохудожественное образование».

    Мы полагаем, сущностными составляющими понятия «Этнохудожественное образование» (ЭХО) являются термины «этнос» (Э), «художественность» (Х), «образование» (О) и «художественное образование» (ХО). Таким образом, ЭХО =Э+Х+О или ЭХО= ЭХ+О.

     Обращение к словарным источникам показало: термин «этнос» (Э) –в переводе с греческого- ethnos – народ в Словаре иностранных слов трактуется как  принадлежность к какому-либо народу, относящийся к нему (например, этническая группа, этнический состав населения) /2, с. 594/. В Словаре русского языка С.И. Ожегова – как исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация /3, с. 910/,а в Энциклопедическом словаре данный термин определяется как исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией /4, с. 1582/.

     Термин «художественность» (Х) Словарь по эстетике /5, с. 189/ определяет как одно из важнейших понятий эстетики и искусствознания, означающее, во-первых, специфическую особенность искусства как формы отражения и познания действительности ( в отличие от науки, например) и, во-вторых степень эстетического совершенствования художественного произведения (в этом смысле оно может быть более или  менее художественным).

      Аналогично, в двух значениях, названный термин определяется и в Словаре пластических искусств /6, с.144/ - в широком и узком смыслах. В широком смысле под термином «художественность», как и в вышеприведенном словарном источнике, имеется ввиду специфическая особенность отражения действительности в искусстве, отличающая его от других форм общественного сознания (науки, религии и т.д.). В широком смысле художественность предполагает своеобразие содержания искусства, его формы и их единства. И это своеобразие  характеризуется понятием художественного образа как единства обобщения и индивидуализации, рационального и эмоционального, отвлеченного и чувственно-конкретного.

        В другом, более узком смысле слова, «художественность», как и в Словаре по эстетике, означает степень эстетического совершенствования художественного произведения. Под узким значением термина подразумевается некий критерий качества произведения искусства, равнозначный прекрасному в искусстве. В данном смысле речь может идти о произведениях высокохудожественных (или подлинно художественных), малохудожественных (или слабых, серых) и совсем нехудожественных (плохих, неудачных),«хотя последние не перестают от этого быть явлениями искусства, относиться к его сфере. Художественность в этом смысле зависит от степени единства, слияния глубокого и правдивого содержания и воплощающей его совершенной художественной формы, единства замысла и исполнения» /там же/.

       Термин «образование» в общепризнанном значении представляет собой непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития и профессиональной компетентности членов общества.

       В связи с наполнением системы образования новой образовательной парадигмой, ряд ученых, например К. Арынгазин и Б. Момынбаев, образование определяют как «процесс перевода мира природы, мира человека и мира культуры (накопленного опыта человечества) в мир личности» / 7, с.64/. А другой авторский коллектив (М.Р. Ковжасарова, Н.Н. Нурахметов, Г.Д.Аульбекова) названное понятие трактуют в трех значениях: 1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у обучаемых системы знаний, умений и навыков, отношениям к явлениям природы и общественной жизни; 2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми ЗУНами в связи с изменяющимися условиями жизни; 3) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней /8, с. 203/.

     Доктором социологических наук, профессором З.Шаукеновой в статье «Качество образования – в носителях знаний»  образование определяется как концентрированное выражение определенной культуры. Высказывая мнение, что образование должно стоять в авангарде общества и быть очень чувствительным к обновлениям и новациям, продуцируемым как в мире, так и в стане, автор ключевыми потребностями в сфере образования называет преемственность поколений, передачу и ретрансляцию опыта от одного поколения к другому. Но, резюмируя свою точку зрения, Шаукенова предостерегает: «при этом важно нахождение оптимального баланса между изменением и стабильностью, традиционным и модернизационным, национальным и глобальным» /9, с. 4/.

     Опираясь на мнение английского философа, математика Альфреда Норт Уайхеда, который, говоря о новизне, указывал: «Что привычно для одного народа, будет опасным для другого», З. Шакенова обосновывает свою точку зрения следующим: национальное - всегда более стабильно и консервативно, чем глобальное. В последнем (автор имеет ввиду глобальное) больше возможностей для суммирования движения мыслей и идей, глобальное больше нацелено на эффект, внешнее проявление, броскость и динамику.        

      Говоря о традиционном и национальном в образовании, автор считает, что и традиционное, и национальное – это, с одной стороны, преломление окружающего мира в рамках конкретной территориальной общности людей, а с другой – механизм накопления, передачи опыта и защиты от внешних влияний, их фильтрации для конкретного общества / там же /.

     Опираясь на изложенные позиции и приняв их за базовую основу,  проследим дальнейшие подходы к определению сущности этнохудожественного образования студентов вуза.

    Дальнейшее терминологическое исследование приводит к понятию «художественное образование» (ХО). В Словаре пластических искусств

 /10, с.144/ данное понятие определяется как процесс усвоения специальных знаний, умений и навыков в области искусства в определенной системе. Результатом его является подготовка обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством. Названое понятие также определяется как система подготовки квалифицированных специалистов всех видов пластических искусств и искусствоведов. Она обеспечивает подготовку художников высшей и средней квалификации. В систему ХО входят: высшие учебные заведения (академии, университеты, институты), средние специальные (художественные колледжи, лицеи, гимназии искусств и др.), а также детские художественные школы и школы искусств.

   Определившись в рассмотренных понятиях, перейдем непосредственно к выяснению понятия «Этнохудожественное образование». 

   Этнохудожественное образование  в определении Г.С. Ораловой выступает как область образования, направленная, с одной стороны, на освоение учащимися уникальности этнохудожественного компонента общечеловеческой культуры как особой сферы восприятия действительности, развитие художественного потенциала и творческой активности личности; с другой стороны, на сохранение и развитие этнохудожественной культуры общества на основе использования новейших достижений науки /11, с. 12/.

    Основываясь на проведенном терминологическом исследовании, мы подошли к собственному пониманию к исследуемого понятия и формулируем его в нижеприведенном определении.

    Этнохудожественное образование  - это процесс и результат подготовки обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством, обеспечивающие осознание личностью необходимости национальной самоидентификации через освоение специальных знаний, умений и навыков в определенной области искусства и сохранение национальных особенностей художественной культуры в оптимальном сочетании образовательного суверенитета и интеграции в системе международного образования.

       Мы полагаем, задачи развития ЭХО в целостном педагогическом процессе должны решаться с учетом особенностей истории мировой и национальной художественной культуры, а также культуры данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного наследия.
     В таком широком контексте традиционная народная художественная культура предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными
сферами жизни общества, а ЭХО - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

   Педагогические основы этнохудожественного образования студентов вуза , на наш взгляд, детерминируются основными категориями теории обучения: цели ЭХО, процесс обучения, содержание, методы, технологии и результаты обучения.

  

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Назарбаев Н. А. Культурное наследие – достояние народа: Выступление на расширенном заседании Общественного совета по реализации государственной программы «Культурное наследие» от 14 февраля 2007 г. (СМИ).

2. Словарь  иностранных  слов.: 12 – е   изд. – М.: Рус. яз.,1985.- 608 с.

3. Ожегов С.И.Словарь русского языка: 70 000 слов /Под. Ред. Н.Ю. Шведовой. – 23 – е изд., испр. – М.: Рус. яз.,1990. – 917 с.

4.Советский энциклопедический словарь.- М.: СЭ,1989.- 1632 с.

5. Краткий словарь по эстетике.М.:Просвещение, 1983.- 224 с.

6. Пластические искусства: Краткий терминологический словарь.- М.: ПАССИМ,1994, 160 с.

7. Арынгазин К., Момынбаев Б. Становление новой культурно-исторической педагогической эпохи //Высшая школа Казахстана.- № 6, 1998.- с. 64.

8. Ковжасарова М.Р., Нурахметов Н.Н., Аульбекова Г.Д. Технологизация  учебного  процесса: казахстанский  опыт.-Алматы:Зият-Пресс,2005.-224 с.

9. Шаукенова З. Качество образования – в носителях знаний // Казахстанская правда, 15 ноября 2007 г.

10. Пластические искусства: Краткий терминологический словарь.- М.: ПАССИМ,1994, 160 с.

11. Оралова Г.С. Педагогические основы этнохудожественного образования студентов с использованием информационных технологий. Автореф. дисс..к.п.н., Караганда,2004.-29 с.

 

                                       Резюме

 В статье рассматривается терминологическое значение отдельных понятий, составляющих сущностные характеристики этнохудожественного образования и его задачи. Дано авторское определение исследуемого понятия «этнохудожественное образование».

 

Summary

 

In given article was considered terminological value of the separate concepts making intrinsic characteristics of ethno art formation and its problem. There are given « ethno art formation » author's definition of investigated concept.