ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

 

Жеделов К.О. к.п.н., доцент,

заведующий кафедрой МПСД и истории искусства художественно-графического факультета КазНПУ им. Абая

        

         Задача повышения качества обучения магистрантов в настоящее время достаточно актуальная проблема. Это, прежде всего, связано с особенностями подготовки магистрантов на художественно – графических факультетах. Наряду с основной специальностью выпускники магистратуры  получает право преподавания изобразительного искусства в средних школах и других специальных учебных заведениях: колледжах, лицеях, художественных школах и  художественных вузах. Право преподавания в специализированных учреждениях художественного профиля подразумевает под собой усиление подготовки магистров. Поэтому корректировка некоторых аспектов подготовки магистров на художественно-графических факультетах – одна из острых задач.

         Подготовка магистров изобразительного искусства и черчения на факультете осуществляется в течении двух лет и опирается, прежде всего, на профессиональное овладение как дисциплин научного, так и творческого характера.

         Изучение специальных дисциплин содержат потенциальную возможность основательно совершенствовать профессионально- педагогическую подготовку будущих магистров. На занятиях по специальным предметам магистранты, овладевают приемами, методами, структурой организации занятий, проводимым ведущими преподавателями. Тем самым накапливается педагогический опыт в области методики преподавания, которую выпускник факультета может использовать в своей будущей педагогической деятельности. Отсюда возникает необходимость постоянного совершенствования содержания и методики обучения и воспитания будущих специалистов художников - педагогов. Эта работа подчинена обучению и воспитанию специалиста, безупречно владеющего своим предметом, способного творчески решать задачи педагогического воздействия, испытывающего постоянную потребность творческого роста, самообразования и пр.

         Вместе с тем следует заметить, что изменения, связанные с сокращением часов по предмету методики преподавания изобразительного искусства в школе, требует пересмотра содержания и всей программы обучения этой дисциплине. В содержание подготовки магистрантов по методике преподавания изобразительного искусства входят разделы учебно - практической работы, предусмотренные учебным планом и программами: курс методики преподавания изобразительного искусства рассчитан по учебному плану на один семестр (1 кредит). Таким образом, объем изучаемого материала по курсу методики преподавания изобразительного искусства ограничивается одним семестром, что во временном  эквиваленте составляет примерно, 15 час аудиторных занятий, 15 СРМП. За это необоснованно короткое время магистранты должны получить основные сведения: - об истории развития методов обучения рисованию; - о психолого- педагогических основах обучения школьников (учащихся колледжей, художественных школ) изобразительному искусству; - об основном содержании уроков изобразительного искусства и общих методических указаниях к их проведению. Поскольку за отводимое время невозможно основательное изучение всего материла в учебном семестре, часть его, а именно, изучение и отработку последнего пункта, где речь идет об изучении содержания уроков изобразительного искусства, можно перенести непосредственно в содержание педагогической практики, а также на индивидуальную работу магистрантами, непосредственно в школе или другом учебном заведении. Здесь также надо отметить, что специфика общеобразовательной школы (уроков изобразительного искусства), работа с одаренными детьми (в художественных школах), обучение в художественных колледжах (уровень профессионального становления) естественно разная. Работа с различными уровнями художественного образования (школа, художественная школа, художественный колледж) требует более детального изучения магистрантами ее специфики, ее методики преподавания. При таком объеме выделяемых часов данное практически невозможно. Поэтому необходима корректировка учебных планов подготовки магистров на художественно-графических факультетах, в частности расширения основных (профессиональных) курсов (методика преподавания изобразительного искусства), также курсов по выбору (методика обучения специальным дисциплинам в условиях художественного колледжа, методика обучения изобразительному искусству в художественных школах и др.). Усиление дисциплин научно-методического характера, а именно изучение таких аспектов как: конструирование содержания художественного образования на разных уровнях (художественная школа, художественный колледж и другие специальные художественные учебные заведения), формирование моделей подготовки учащихся по этим уровням и т.д.

         Выделение таких пробелов в подготовке магистров на художественно-графических факультетах не умаляют достоинства существующей подготовки. Необходимо отметить некоторые положительные стороны. Так, на практических занятиях магистранты вырабатывают навыки организационно- методической работы, владение которыми в значительной мере обеспечивает успех практической деятельности учителя; изучают существующие программы по изобразительному искусству для средней школы и др., разрабатывают поурочные планы по каждому виду учебных занятий (рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, восприятие изобразительного искусства, иллюстрирование литературного текста и т.п.); выполняют методические разработки с изготовлением наглядных пособий; овладевают навыками работы на классной доске; проводят уроки в форме деловой игры. Достаточно развита методическая система, раскрывающая навыки работы на классной доске и в настоящее время остается весьма актуальной, носит элементы творчества. Систематическая творческая работа, помимо удовлетворения духовных запросов и профессиональных потребностей учителя, выполняет еще одну важную функцию: помогает ему поддерживать на должном уровне творческий потенциал и художественное мастерство, придает уверенность в своих силах, способствует свободному владению изобразительными средствами, дает возможность интересно и эффективно проводить занятия по своей специальности.

         Как известно, одним из главных средств наглядного обучения изобразительному искусству являются рисунки, выполненные учителем с целью иллюстрирования и дополнения устного объяснения учебного материала. Это обстоятельство обуславливает необходимость уверенного владения свободным, беглым рисунком. Приобретение такого умения, поддержание его на должном уровне требует систематических и целенаправленных упражнений. На факультете такая возможность существует. Для этой работы имеется специально оборудованная аудитория, где есть классные доски хорошего качества, позволяющие работать на них.

         Выполнение курсовых работ магистрантми тоже одна из самых интересных тем. В содержание курсовой работы по методике изобразительного искусства входит цикл практических работ (учебных наглядных пособий, моделей, рисунков, живописных работ, изделий или эскизов по декоративно- прикладному искусству и т.д.) и пояснительная записка с необходимыми теоретическими и методическими обоснованиями ее темы. Тематика и содержание курсовых работ отражает систематическую работу магистранта с программами, литературными источниками и монографиями, использование опыта педагогической практики, что позволяет рационально подойти к вопросам организации различных видов деятельности при подготовке к уроку или занятию, к проведению кружковых и факультативных занятий. Курсовые работы, выполненные магистрантами, имеют научно - исследовательский характер и содержат ценные методические рекомендации по проведению занятий  для студентов 1-3 курсов.

         Выполнение курсовой работы по методике преподавания изобразительного искусства требует от магистранта  нахождения средств для решения поставленной задачи, получения опытных результатов на практике, подтверждающих выдвинутую гипотезу, способствует развитию у будущего специалиста творческого отношения к своей будущей работе, научного подхода к решению той или проблемы, а также является основательной подготовкой к выполнению диссертационого проекта. На основании вышесказанного можно сделать о том, что переориентация в подготовке магистров на факультете должна осуществляться параллельно с овладением профессиональными знаниями по специальным дисциплинам. 

         Улучшение качества подготовки магистров может решаться только комплексом учебно - воспитательного процесса, который включает разделы учебно - практической работы по методической подготовке и по предметам специальностей. Новая ориентация в подготовке магистрантов дает возможность обеспечения высококвалифицированными специалистами такие учебных заведений, как вузы, лицеи, колледжи, специальные художественные школы  и другие учебные заведения.

 

Литература:

 

1.     Ивахнова Л.А.  Интегративные тенденции в процессе подготовки учителей изобразительного искусства. Алма- Ата: АГУ им. Абая, 1992.- 96 с.

2.     Ростовцев Н.Н. Методика преподователя изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. – 235 с.