К.и.н. Рассказова Н.В.

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского, Россия

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Современная экономическая система характеризуется тем, что традиционное производство материальных благ, оставаясь основой хозяйства развитых стран, перестает быть его центральным элементом. Данные качественные   изменения  накладывают отпечаток на положение человека  в экономической системе. Следует отметить, что экономическая система представляет собой относительно   самостоятельную подсистему общества, в которой выделяются прямые и обратные связи между человеком и экономикой. Сущностью существования экономической системы  в определенной степени является удовлетворение потребностей членов общества. Но в тоже время можно проследить и обратную зависимость: непрерывное функционирование экономической системы невозможно без наличия «человеческой» составляющей. Эти прямые и обратные связи человека и экономической системы видоизменялись с развитием человеческой цивилизации.

Место и роль человека в экономической системе рассматривались учеными на протяжении возникновения и развития экономической теории. Классическая политическая экономия и механическое научное мировоззрение 17-18 веков низводили человека, хозяйствующего субъекта до уровня объекта в хозяйственном механизме, лишенного творчества и активности. Указанная концепция отражала специфику взаимосвязи субъекта экономики с объективными факторами его существования на определенных этапах. В доиндустриальный и индустриальный периоды становления человеческой цивилизации развитие индивида являлось функцией экономических отношений. Замедленный процесс развития общественных и экономических отношений, определял неизменное социальное положение всех представителей целого поколения. В современную, постиндустриальную эпоху положение меняется: развитие экономических отношений становится функцией совершенствования самого экономического субъекта. Уровень его способностей, общего и специального образования, квалификации и культуры впервые в истории развития человечества становятся определяющими в процессе воспроизводства благ и услуг. Данное обстоятельство коренным образом изменяет роль человека в самом производстве. В современной экономике преимущество получают распространение новых научных и технологических достижений, информационное обеспечение производства, реализация новых качеств человеческой личности и т.д. Отсюда человек и его деятельность приобретают новые черты.

Методологической основой анализа человека в современной экономической системе может служить новый подход к  человеку и его деятельности, выражающийся в единстве предметной и познавательной сторон. Превращение человека и его деятельности в основополагающую категорию означает, что материальное производство, производительные силы и производственные отношения могут играть производную по отношению к деятельности человека роль, а не рассматриваться в качестве исходных категорий. Критерием общественно-исторического прогресса в таком случае выступает не уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, а достигнутая степень развития познавательной способности человека и реализация ее в предметном воплощении [1]. Причиной необратимости и неравновесности процессов с этой точки зрения является человек с его неповторимостью и поэтому именно человек и его деятельность выступает постоянным источником стихийности и неупорядоченности социально-экономической системы.

Современное развитие экономической системы характеризуется качественными изменениями производственного процесса. Прежде всего, это относится к соотношению энергии и информации в процессе производства. Исходя из трактовки  Н.Винера, информация  - это содержание, получаемое нами извне и не являющееся ни материей, ни энергией. Именно в этом качестве информация превращается в основной стратегический ресурс общества, что связано с исчерпанием возможностей занимавшей и занимающей до сих пор место энергии. Известно, что возобновляемые источники энергии, прежде всего солнечной, составляют не более 15%, а невозобновляемые катастрофически сокращаются.

Поэтому основной задачей современности является поиск нового источника жизни и жизнедеятельности человека. Таким источником является информация, представляющая самостоятельную, более глубокую природную сущность наряду с материей (энергией). Причем неверно понимать полную замену энергии информацией, которая лишь превращается в основной стратегический ресурс, но этим не исключается и роль энергии. 

Главный признак рыночной экономики – производство товаров для обмена. Основным стратегическим ресурсом здесь выступает энергия, в частности трудовая. Поэтому основные общественно-производственные отношения возникают между собственником средств производства и наемным работником.

 Сегодня по найму работают электронщики, программисты, владельцы персональных компьютеров, но новое содержание их труда, работающего на информационную, а не энергетическую составляющую производства и общества, не соответствует старой форме найма, а должно отвечать условиям становления информации как нового основного стратегического ресурса общества. Количество людей, работающих в сфере услуг и информационных технологий, неуклонно и бурно растет и сейчас в развитых странах составляет примерно 80%.

Новое понимание информации не только трансформирует понятие наемного труда, но в результате приведет к трансформации понятия труда и отношения найма, равно как и к другой составляющей – собственности. Такие свойства информации как универсальность и общедоступность исключают присвоение (собственность) в ее любых формах и проявлениях. А это значит, что наемный труд превращается в  свободную деятельность, жестко регламентируемую особенностями самого объекта, т.е. информации[2].

Трансформация трудовых отношений и изменение роли человека в производственном процессе выдвигает новую систему мотивации, основанной на стремлении людей к самовыражению и саморазвитию. Данное обстоятельство находит свое отражение в терминологии, применяемой западными исследователями. В последнее время все большее количество исследователей отмечают возможность и необходимость определения современной деятельности в качестве креативной, творческой. При этом важно отметить, что терминологический аппарат западных исследователей, допускающий использование термина «creative work» для обозначения творческой деятельности, не признает возможным применения понятия «creative labour»[3].

Креативность можно определить как  способность к производству нового и ее реализация. Именно креативность создает новые формы и содержание жизни. Под влиянием креативного обновления жизненный процесс системы  будет длиться, пока не исчерпается потенциал креативности. Системы непрерывно становятся в производимых ими новых формах бытия. Связанная с этим способность быстро отвечать на вызовы изменяющейся среды и изменять ее в процессе собственных изменений поддерживает их креативный, а, следовательно, и жизненный потенциал.

Креативность присуща многим субъектам экономики, но в первую очередь предпринимателям. Кредо предпринимателей – быть первопроходцами, открывателями, победителями. Процесс самоорганизации предпринимательства  запускается и поддерживается креативной сущностью предпринимателя.

 Новый поток идей, преобразующихся в материально-предметное состояние, приводит к необратимым переменам в обществе. Адаптация креативности в обществе размыкает цикл развития, преодолевая фазы застоя, деградации и системного кризиса. В результате предпринимательство и общество органически едины в своем креативном направлении. Поэтому преодоление кризисных явлений цивилизации во многом будет зависеть от креативных деятелей, в частности предпринимателей, которые потенцируют генезис новых систем и создают условия для их функционирования. В данном случае идеально-творческие начала предпринимателей смогут определить материально-предметное развитие мира в контексте духовно-познавательной эволюции homo sapiens.

В современной экономической системе актуальной является проблема человека как хозяйствующего субъекта и этики. С точки зрения современной экономической теории этическое поведение хозяйствующих субъектов позволяет найти выход из проблем, связанных с отсутствием или неравным распределением информации и мешающих достижению социального оптимума. Среди таких проблем можно отметить: уменьшение трансакционных издержек – при высокой степени недоверия к потенциальным контрагентам трансакционные издержки могут стать очень высокими и сделка вообще не состоится; «дилемма заключенного», когда каждый участник не доверяет партнеру  и максимизирует собственную выгоду, а в итоге получается неоптимальный результат для обоих; проблема неопределенности качества, когда один из участников сделки располагает меньшей информацией о качестве блага, чем его контрагент, и поэтому, предполагая, что партнер, скорее всего, его обманет, может вообще отказаться от сделки; проблема «безбилетников», которая мешает финансированию производства общественных благ[4].

Введение этики в повседневную хозяйственную жизнь человека диктуется решением вопроса о том, кто будет платить за внешние эффекты при наличии трансакционных издержек. Кроме того, как справедливо отметил академик Д.С.Львов, игнорирование этических, нравственных принципов в рыночной экономике приводит к нарушению равновесия между социальными инвариантами в общественном укладе. А это, в свою очередь, создает значительные препятствия для нормального воспроизводства человеческого капитала, разрушает нравственное здоровье нации, резко усиливает социальное расслоение общества, замедляет экономический рост и создает предпосылки смены эволюционного развития общественного уклада на революционный[5].

Важнейшим направлением, создающим возможности для развития современной экономической системы, является становление нового образа человека, его качества. Проблема нового образа человека – это проблема особой трансформации его духовного мира, преображение на основе новой культуры жизни и экологической философии жизненного поведения. Ее суть в том, чтобы осознанная связь нравственного императива с экологическим стала достоянием человечества и основой его повседневного поведения [6].

Становление  нового образа человека непосредственным образом ведет к изменению экономической системы, которая стремится к стабильному, устойчивому развитию.  С этой позиции устойчивость экономического развития выступает как специфический тип воспроизводства, для которого характерно решение экологических проблем за счет ресурсосберегающих технологий, бережного отношения к природе, обеспечивающего экологическую безопасность современному и будущим поколениям. Реализация такого типа воспроизводства невозможно без согласования экологических и экономических  интересов человека  и общества в целом.

Экологические интересы возникают на основе тесной взаимозависимости между человеком и природой и являются противоречивым понятием. Они представляют собой объективную необходимость удовлетворения сложившихся и постоянно развивающихся экологических потребностей в определенных условиях экономических отношений. Поэтому осознание того, что экологические интересы в основном проявляются через экономические интересы,  будет способствовать решению противоречий между ними и возможности использования экономических рычагов в экологической сфере.

Однако формирование конкретных форм хозяйственного механизма обнаруживает различия между экологическими и экономическими интересами. Это проявляется в том, что данные виды интересов какого-либо субъекта не всегда совпадают, со смещением акцента преимущественно в пользу экономических интересов. Например, в круг личных интересов любого человека входит качество природной среды. Но данные экологические интересы могут не совпадать с групповыми интересами предприятия. Парадоксальным является факт участия людей в экологических митингах против загрязнения окружающей среды (выражая личный и общественный экологический интерес), но которые одновременно противостоят закрытию экологически опасных  структур производства. Причиной тому чаще всего является экономическая заинтересованность работников в повышенной оплате труда во «вредных» условиях, сокращении возраста выхода на пенсию и др.

Поэтому перед каждым человеком стоит проблема соотношения экономических и экологических интересов и их удовлетворение. Для этого необходимо переориентировать рыночное поведение человека как хозяйствующего субъекта, сформировать такую систему предпочтений, чтобы стремление добиться собственного высокого благосостояния не заслоняло задачи обеспечения высокого качества жизни будущих поколений.

Особая роль в развитии экологически безопасной экономической системе отводится человеку как потребителю. Домашние хозяйства, демонстрируя дружелюбное поведение на рынке и отдавая предпочтение продукции с высокими экологическими характеристиками, способны существенно влиять на производство и распределение в направлении природоохраны. Экологизация потребления продуктов активно развивается в экономически развитых странах. Но данный процесс постепенно начинает охватывать и российское общество.

Не последнее значение в решении проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды   отводится экологическому образованию и формированию экологического менталитета как основы формирования экологической культуры. Сутью экологической культуры выступает «совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности во всем многообразии ее проявлений, которая обусловливает соответствие социокультурного процесса сохранению естественной природной среды обитания»[7].

Таким образом, современный человек должен расширить границы традиционных способов мышления и действий, включив в круг своих интересов и  экологические проблемы. Именно от человека зависит, по какому пути будет развиваться экономическая система, будет ли она нацелена на решение экологических проблем.

Итак, конечной целью социально-экономического развития является человек. Новые качественные характеристики его деятельности как хозяйствующего субъекта обозначены креативностью, стремлением к самовыражению и саморазвитию, этическим и экологическим аспектами. Нарождающийся образ человека в современной экономической системе будет способствовать стабилизации экономической системы и ее устойчивому развитию.

 

Литература:

1. Самоорганизация, организация, управление. – М., 1995. – С.48-50.

2. Егоров В.С. Постнеклассическая наука и современное миропонимание.// Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М., 2003. – С.81-85.

3. Иноземцев В.Л. За десять лет.  К концепции постэкономического общества: научное издание. М.: «Academia», 1998.С.277-278.

4. Автономов В.  «Рыночное поведение»: рациональный и этический аспекты.// Российский экономический журнал. 1997. №7. С.76.

5. Львов Д.С. Стратегия развития России.// http://www.perspektivy.info/rus/ekob/strategiya

 

6. Веряскина В.П. Императивы экологической этики и новый образ человека.//  Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М.: Прогресс – Традиция, 2003. – С. 271.

7. Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Агар», 2000. – С.78-79.