к.б.н. профессор Мутаева И.Ш.

Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Набережные Челны, Россия

 

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ  ЛЕГКОАТЛЕТОВ-БЕГУНОВ

 

 

 Чемпионат мира по легкой атлетике 2013 года  еще раз показал, что стабильность высоких достижений в легкоатлетическом спорте может быть обеспечена за счет сочетания высочайшего уровня спортивного  мастерства и функционально-физической  кондиций легкоатлетов-бегунов. В этой связи важнейшей задачей всей спортивной подготовки является формирование высокого уровня функциональной подготовленности легкоатлетов-бегунов.

Функциональная подготовка в нашем понимании подразумевается   как управление  функциональными и резервными возможностями организма человека с использованием различных средств и методов, она направлена на  расширение границ функциональной адаптации, по­зволяющей без ущерба для здоровья переносить объемы и интенсивность трени­ровочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спор­тивного мастерства. Принятый за основу комплексный подход определения функционального состояния предопределил выбор методических приемов, которые позволили интегрально оценить состояние ряда физиологических систем организма бегунов на различные дистанции.

Исследования проводилась на базе НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» г. Набережные Челны, в них приняли участие студенты специализации «теория и методика легкой атлетики», а также учащиеся ДЮСШ  МАОУ ДОД «Яр Чаллы», СДЮСШОР №12.

Факторный анализ позволил выделить 5 компонентов, характеризующих структуру функционального состояния бегунов.

Первый  компонент в структуре функционального состояния мы интерпретировали как функциональная производительность. Данный компонент является самым крупным, его доля в общей дисперсии составила 19,23%. Он включает в себя показатели физической работоспособности (абсолютный показатель PWC170 и относительно веса спортсмена), аэробной производительности (МПК), показатели  процента колебаний очень низкой частоты в общей мощности спектра (%VLF).

Доля второго компонента  в структуре функционального состояния составила 13,5% от общей дисперсии. Он объединил  показатели ЧСС в покое (r=-0,70) и показатели теста «Реакция на движущийся объект» - тенденция РДО к запаздыванию и вариационный размах (r=0,72 и 0,77 соответственно). С меньшей факторной нагрузкой в эту группу вошли показатель активности парасимпатического отдела ВНС, процент колебаний высокой частоты в общей мощности спектра (%HF), индекс напряжения (ИН) (r=0,51 и 0,54 соответственно). Данный компонент  интерпретировался нами  как экономизация  общего функционального состояния.

Третий компонент в структуре функционального состояния,  факторный вес которого составил -12,35% (минус – правильно??),  объединил показатели в беге на 800 м (r=0,81). В этот компонент вошли также показатели общей спектральной мощности (TP,мс2) (r=0,69), с отрицательной связью - мощность гликолитического источника энергообеспечения (МГЛ), прыжок в длину с места и ФСцнс (r=-0,68; -0,59 и -0,52 соответственно). Данный  компонент нами  интерпретирован как улучшение функционального состояния регуляторных механизмов.

 Четвертый  компонент в структуре функционального состояния, факторный вес которого равен 11,14%, на фоне слабых нагрузок обращают на себя внимание факторные нагрузки общей метаболической емкости (ОМЕ) (r= 0,82), с меньшей нагрузкой - аэробная метаболическая  емкость (АМЕ) (r=0,61), мощности креатинфосфатного (КР.Ф) и аэробного источника энергообеспечения  (r=0,62 и 0,62 соответственно) и ЧСС на уровне ПАНО (r=0,62). (предложение не согласовано).  Данный компонент можно интерпретировать как эффективность механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.

V  компонент в структуре  функционального состояния имеет долю общей дисперсии 9,07%. Наибольшую факторную нагрузку в данный компонент вносят показатели скорости произвольного напряжения относительно веса спортсмена (СПНо)  и функционального состояния мышц (ФСм) (r=0,80 и 0,63 соответственно). Данный компонент интерпретирован  как функциональное состояние нервно-мышечной системы.

На рис. 1 представлены индивидуальные значения компонентов в структуре функционального состояния легкоатлета-бегуна Ф.Р.  относительно вычисленных нами модельных значений, что позволяет судить о наличии сильных и слабых звеньев  уровня функциональной  подготовленности спортсмена.

Рис. 1.   Индивидуальный профиль  функционального состояния  легкоатлета-бегуна

У.О.: компонент I - функциональная производительность; компонент II - экономизация  общего функционального состояния; компонент III – улучшение функционального состояния регуляторных механизмов; компонент IV - эффективность механизмов энергообеспечения мышечной деятельности; компонент V – функциональное состояние нервно-мышечной системы.

Использование комплексного  подхода   в оценке функционального состояния легкоатлетов-бегунов позволяет своевременно провести коррекцию средств и методов тренировочных программ  с учетом направленности, задач  этапов спортивной подготовки.