УДК 332. 021:343. 244

 

Процессы воспитательной политики молодежи в  Казахстане                                                                                                                                                                                     в советский и постсоветский период.

 

                        Орынбаева Динара Абдирашовна

 

Южно-Казахстанский государственный Университет

им. М. Ауезова

 

             Важнейшим вопросом в жизни любого общества  было и остается  воспитание подрастающего поколения. В каждом государстве наиболее важной составляющей социальной  сферой является образование. О его значимости в государственном строительстве говорит одно лишь то, что оно берет на себя ответственность за воспитание молодых граждан страны.

             Воспитательная сфера независимого Казахстана не создавалась на пустом месте. До обретения независимости она входила в единое советское образовательное пространство которое имело свою десятилетиями отработанную систему.      

В СССР на протяжении многих десятилетий не существовало иной идеологии, кроме коммунистической, которая была представлена соответствующими влиятельными институтами.   В силу того, что идеология имела значительный вес, прежде всего политический, в жизни общества она оказывала существенное влияние на все сферы социума.

В связи с этим и строилась воспитательная политика в духе коммунизма, интернационализма, патриотизма и атеизма. Все это осуществлялось без учета национальных особенностей, культурных традиций, многовекового влияния ислама на мусульманские народы советского Востока.

В связи с этим были утрачены многие традиции, основанные на религии. Существенной деформации подверглась духовность общества.

Тенденции советского воспитания были сопряжены с атеизмом, так как было отрицание существования любой религии, причем запретительным методом. Нередко это порождало ответную реакцию, проявление экстремизма причем не только у мусульман, но и     в христианской  конфесии (например баптисты).

Крах коммунистической идеологии многие годы стимулировавший развитие воспитательных процессов привело к переосмыслению роли и места национальной и духовной традиций в которых важное место заняло религиозное сознание.

Вступление Казахстана в стадию независимого развития непосредственно затронуло духовную сферу.

       Закон о свободе совести и религиозных организациях принятый в 1992 году гарантировал беспрепятственное вероисповедание. Одновременно,  согласно закону, свобода на всесторонние убеждения высвободила огромные массы молодых  умов из под господствовавшей ранее коммунистической идеологии. Каждой  личности представлена полная свобода выбора религии или атеизма [1].

             Получив фактическую возможность распоряжаться своей личностью, каждому человеку необходимо выработать соответствующую политическую культуру, осознавая свое новое положение в обществе. Ряд вопросов связанных с проблемой занятости молодежи во многом усложнились в связи с оттоком интеллектуальных кадров из сферы образования [2].   

              Существующие сегодня в Казахстане организации по привлечению молодежи в общественную жизнь, также имеют цель воспитательного процесса. Но охватить огромные массы молодого поколения не удается, особенно государственным структурам. Значительную роль играют учреждения системы образования, причем как государственные,  так и частные. Конечно экономическое положение, оставляющее желать лучшего, имеет негативные последствия. Что позволяет отдельным организациям с экстремистскими планами отрицательно влиять на мировоззрение подрастающего поколения.

              Основная масса таких организаций имеют религиозную направленность. Это в немаловажной степени влияет на численный состав молодежи вступающих в них.  

              Государственная политика суверенного Казахстана в сфере религии строится на доброжелательном отношении ко всем верующим независимо от их вероисповедания. Более того, правительство оказывает многообразную помощь всем конфессиям, независимо от их численности. Данную политику пытаются использовать как религиозные, так и политические противники стабилизации общественной жизни [3].

           Нередко встречаются такие движения, которые ради достижения своей цели прибегают к завуалированным лозунгам и программам, за которыми кроются отнюдь не патриотические стремления. Лидеры таких столь не безобидных течений не гнушаться  никакими методами, проникая со своей идеологией даже в такую сокровищницу молодого начинания как школы. Где готовится подрастающая смена общества, без созревших убеждений.

              В отношении таких структур государство ведет идеологическую борьбу, иначе проникновение и укрепление таких организаций может внести хаос и необратимые процессы в жизнь цивилизованного общества. Однако финансирование терроризма очень затрудняет процесс борьбы с ним.

              Необходимо постоянно изыскивать новые направления и методы, которые можно противопоставить организациям экстремистского толка. В этом плане Казахстан не одинок, все страны мирового сообщества делают все возможное для недопущения провокационных явлений с угрозой обществу.        

 

                                Литература:

 

1. Табышалиева А.С. «Вера в Туркестане» Бишкек 1993., с. 141.

2.  Шаукенов Е.,  Джумабаев Е., Бельгибаев С. «О реформировании сферы          образования в Республике Казахстан» .  Саясат  2001., с. 74.

3. Табышалиева А. C., указанная работа, с. 142.