Педагогические науки /2. Проблемы подготовки специалистов

 

Д.п.н., профессор Кожахметова К.Ж.

Казахский Национальный университет им.аль-Фараби

 

Этнопедагогическое образование как условие  гуманизации содержания подготовки будущих учителей

 

В настоящее время становится актуальным соединение традиций и опыта этнопедагогики с методолого–теоретическими положениями педагогической науки в решении воспитательных задач, поставленных обществом. Особую значимость приобретает процесс обновления содержания образования и воспитания на основе возрождения прогрессивных традиций этнопедагогики, в которых заложены гуманистические и демократические идеалы народа. Эти идеалы при умелом и целенаправленном их использовании могут способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе любви к родной земле, к труду, почитания старших, уважения и доброжелательного отношения к представителям различных национальностей, бережного отношения к природе.

Обновление содержания образования с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта, многовековых культурных традиций выдвигает новые требования к процессу подготовки будущих учителей, так как эффективность воспитания учащихся средствами этнопедагогики определяется личностью самого учителя, уровнем его теоретической и практической подготовки.

Это потребует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. Ведь этнопедагогика как учебная дисциплина вообще отсутствовала в учебном плане (что является свидетельством влияния идеологических штампов того времени). Вместе с тем, анализ психолого–педагогической литературы и опыта работы педагогических вузов показывает, что нынешний уровень готовности их выпускников к организации учебно-воспитательного процесса с учетом прогрессивных традиций этнопедагогики по-прежнему не соответствует требованиям практики школы.

Все это потребовало необходимость разработки концепции этнопедагогического образования в высшей школе и активном ее внедрении в педагогический процесс. Это, несомненно, будет способствовать повышению уровня этнокультурного образования и этнопедагогической образованности студентов высшей школы и всей нации в целом.

В современных условиях возрастает объективная необходимость формирования личности полноценного учителя – гуманиста, патриота, его специальной теоретической и практической этнопсихологической и этнопедагогической подготовки.

Этнопедагогическое образование в высшей школе должно осуществляться непрерывно с 1-го по 4-й курс в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий.

Концепция предполагает непрерывное совершенствование содержания образования, стимулируя тем самым развитие педагогического творчества в параллельных и альтернативных направлениях, а также отказ от этнопедагогического образования по одинаковым учебным планам и программам.

При этом необходимо учитывать такие факторы, как 1) специфика факультета, 2) национальный состав студентов, 3) интересы студентов.

Для того, чтобы этнопедагогические дисциплины раскрыли свой воспитательный потенциал, нужно коренным образом изменить сегодняшнюю ситуацию в высшей школе, при которой этнопедагогика как конкретная научная дисциплина, хотя и включена в учебный план, однако по целому ряду причин не выполняет своего предназначения - открыть двери в сокровищницу народной мудрости. Напротив, современное состояние преподавания этнопедагогики нередко полностью отбивает охоту познать этнокультурное наследие своих предков.

Работники системы образования зачастую не осознают, что этнопедагогика как самостоятельная дисциплина способна стимулировать процесс гуманизации личности будущего учителя, вводя его в мир человеческих отношений окружающих его людей, в историю людей разных эпох и народов, их культуры, традиций, обычаев, в мир красоты и нравственности. И делает это лучше, легче и естественнее, чем другие дисциплины, так как она организует «обучение и воспитание с учетом этнических особенностей определенной этнической общности» (Е. Л. Христова).

Этнопедагогическое образование по самой сути своей может и должно быть направлено на формирование внутреннего мира будущего учителя, его духовно-нравственного облика. У этнопедагогики тут особые возможности, так как в ее содержании гармонически сочетается национальное с общечеловеческим, что позволяет познать национальную специфику своего народа, глубже понять и увидеть своеобразие другого народа.

II. Содержание этнопедагогического образования.

Этнопедагогическое образование – процесс и результат овладения студентами системой знаний о научных основах этнопедагогики, приобретения умений и навыков творческого использования богатейшего воспитательного опыта народа в современных условиях и ценностного отношения к его духовной культуре.

Целью этнопедагогического образования в подготовке учителя должно быть формирование национального самосознания, ответственного, неотчужденного отношения к истории, языку, культуре и традициям своего народа.

Исходя из главной цели этнопедагогического образования, необходимо решить следующие задачи:

– формирование ценностного отношения к окружающей действительности;

– формирование способности острого эмоционального сопереживания историко–героическим событиям прошлого своего народа;

– развитие способности к восприятию этнокультурных ценностей;

– развитие интереса к приобретению специальных знаний, умений и навыков по этнопедагогике;

– развитие стремления к творческому самовыражению через самостоятельные продуктивные виды народного творчества (поэтическое, музыкальное, декоративно–прикладное);

– освоение родного языка;

– освоение традиций, обычаев и самобытной культуры своего народа;

– создание условий для удовлетворения культурных запросов студентов разных национальностей;

– формирование у студентов патриотизма и культуры межнациональных отношений на основе признания духовных ценностей разных времен и народов.

В основу содержания этнопедагогического образования студентов положены: концепции этнокультурного образования; идеи казахской философии; принципы народности, природосообразности, культуросо-образности, приоритета родного языка.

Структура содержания этнопедагогического образования направлена на обеспечение связи его целей и задач с возрастными периодами развития личности на всех этапах обучения в вузе.

Этнопедагогическое образование – составная часть целостного процесса педагогического образования. Поэтому при определении структуры и содержания этнопедагогического образования мы отталкивается от концепции содержания общего среднего образования таких известных ученых, как В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. И. Ставский. Анализ их трудов дает основание утверждать, что главная функция профессионального образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями. В условиях педагогического учебного заведения – опыта по обучению и воспитанию студентов, подготовки их к плодотворной профессиональной деятельности, воплощенной в знаниях, умениях и навыках практической деятельности и отношении к педагогической действительности и окружающему миру в целом.

Содержание этнопедагогического образования должно быть представлено как единство содержания теоретической, практической, нравственно–психологической готовности учителя к этнопедагогической деятельности. Взаимосвязь видов готовности не противоречит их относительной линейности: каждый элемент при подготовке учителя выполняет свою специфическую функцию. Исходной точкой определения содержания этнопедагогической подготовки учителя логично считать вопрос о совокупности знаний, определяющих его теоретическую готовность.

Содержание этнопедагогического образования можно реализовать через различные формы аудиторных занятий: лекции, семинарские, лабораторно–практические занятия, спецкурсы, спецсеминары; внеаудиторных занятий: педпрактика, УИРС, НИРС, курсовые работы, рефераты, дипломные работы, встречи, тематические вечера, круглый стол, музыкально–литературные лектории, экскурсии, диспуты, конференции, конкурсы, КВН, олимпиады.

Методы: рассказ, беседы, интервью, тренинги, тестирование, объяснение, обсуждения, показ, упражнения и т.д.

Средства: устное народное творчество, декоративно–прикладное искусство; национальные игры (детские спортивные, конно–спортивные, молодежно–развлекательные), традиции и обычаи; ритуалы, церемонии и т.д.

Результат: теоретическая готовность, практическая готовность, нравственно–психологическая готовность будущего учителя к использованию материалов казахской этнопедагогики в практической деятельности.

III. Дифференцированный подход к преподаванию этнопедагогических дисциплин.

1. Дифференциация по курсам обучения.

Фундаментом гуманизации подготовки будущих учителей должно стать содержание предметов этнопедагогического цикла, продолжающееся в течение всех лет обучения в вузе. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по–разному, и в смысле содержательных акцентов, и в организационном плане с учетом логики самого предмета, возрастных особенностей, этнического состава обучаемых, их интересов и потребностей:

I этап –I курс. На этом этапе этнопедагогическое образование должно осуществляться при изучении курса педагогики.

Цель: изучение материалов казахской этнопедагогики как органического компонента содержания лекционного курса педагогики.

II этап – II курс: центральное место в этнопедагогической подготовке будущего учителя на данном этапе занимает обязательная учебная дисциплина «Казахская этнопедагогика».

Цель: изучение казахской этнопедагогики как самостоятельной учебной дисциплины, исследующей обучение и воспитание детей с учетом их национальных особенностей.

III этап – III курс. На данном этапе этнопедагогическое образование осуществляется через следующие курсы: «История казахской этнопедагогики», спецкурсы «Методика воспитательной работы» и др.

Цель: изучение истории возникновения, развития казахского этнического воспитания, а также этнопедагогических идей, воззрений, взглядов мыслителей, акынов, жырау, просветителей, репрессированных общественных деятелей–педагогов, известных педагогов и психологов путем изучения их произведений и научных трудов.

IV этап – IV курс. Этнопедагогическое образование студентов на завершающем этапе обучения реализуется через специальные курсы, спецсеминары, выполнение курсовых работ, НИРС, дипломных работ.

Цель: формирование готовности (теоретической, практической, нравственно–психологической) к этнопедагогической деятельности.