Формирование нравственной личности школьника средствами музыки

Цораева Ф.Н.

 

В последние годы много внимания уделяется проблеме создания новых технологий, в которых предполагается приоритет личностного начала: воспитание учащегося с развитым мировоззрением, системой ценностей, нравственно-эстетической культурой, высоким уровнем интеллекта, личности, способной к творческому самосовершенствованию. Все это обусловило возникновение важной задачи – определение педагогических условий нравственно-эстетического воспитания личности ребенка. Ее важность объясняется сложностью современной социально-экономической ситуации в нашей стране, а также переходом от репродуктивного обучения, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношений, к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной модели образования.

Проблема нравственно-эстетического воспитания – непреходяще актуальная проблема, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Входя составной и неотъемлемой частью в систему общего воспитания человека как направленного формирования общей модели его отношения к миру, эстетическое воспитание выступает его «свертывающим» элементом, придающим законченность всей системе и в то же время как бы пропитывающим всю структуру ее сущностно человеческим качеством содержания.

Нравственно-эстетическое воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Нравственно-эстетическое воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Призванное оказывать общее гуманизирующее влияние на духовный мир людей и человеческие отношения, направленное на развитие и использование всех творческих способностей человека, нравственно-эстетическое воспитание предполагает формирование определенной системы ценностей и установок, помогающей всесторонне активно воспринимать и правильно оценивать явления действительности. Поэтому сформировать эстетическое отношение – значит организовать наиболее всеохватывающее, человечески ориентированное ценностное восприятие, помогающее освоению действительности и способное противостоять распространению всех видов эстетически неполноценной культуры, ущербных отношений, агрессии ложных, антигуманных ценностей.

Огромным потенциалом гуманитарного и нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности – единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики, по мнению некоторых ученых (Ю.Б. Алиев, К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Л.И. Рувинский, И.Ф. Свадковский, Н.Е. Щуркова и др.) обладает музыка, как искусство художественного познания. Это определяет актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания детей, в котором большую роль играет музыка, обладающая ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия. Она создает и предлагает своеобразные модели эмоционально-чувственного отношения к окружающему, обогащая духовный опыт и способность к переживанию, становится все более значительным компонентом духовной жизни человека.

Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств, для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

Искусству, как средству гармонического духовного развития человека, придавалось огромное значение в трудах В. Алексеевой, A.B. Бакушинского, ГШ. Блонского, Н.К. Крупской, A.B. Луначарского, Л.Н. Толстого и др. [2] Воспитанный культурой прошлого А.В. Луначарский писал: «искусство организует эмоции как боевую силу, как воспитательную силу». И действительно, в годы советской власти, особенно в период после революции и до конца 40-х гг., эмоционально-эстетическая природа искусства стала мощным инструментом в первую очередь идеологического воздействия, безусловно при этом выполняя свои родовые функции нравственно-эстетического формирования людей. Идея эстетического воспитания искусством свое начало брала в дошкольных воспитательных учреждениях, затем эстафету брала школа, которая была главным звеном в создавшейся системе воспитания.

В современных исследованиях раскрывается влияние комплекса искусств на формирование духовной культуры личности (В.В. Ванслов, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский) на формирование целостной картины мира и способности целостного восприятия явлений искусства (Л.В. Горюнова, Н.А. Терентьева, Н.П. Шишлянникова), на развитие творческих способностей ребенка и формирование личностной эстетической позиции (Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская), на развитиеэстетического сознания и формирования опыта чувств (Т.Н. Иванова, Е.П. Крупник, О.В. Непершина, В.Г. Ражников, Е.М.Торшилова.), на формирование эстетического вкуса (О.И. Ворожейкина, Б.И. Ивасив).

В педагогической науке нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой, отмечая огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять становление духовного мира личности, подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству нравственного воспитания. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманиизации образования школьников. Поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением нравственного становления личности. Сегодня меняется статус предмета «Музыка» в школе. Происходит переход от уроков усвоения лишь технических навыков к урокам, ориентированным на развитие творческих способностей учащегося.

Для правильной организации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка, прежде всего, воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект – стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкальная практика заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки.

 

Литература

1.   Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от дет./сада к начальной школе) Воронеж: МОДЕК, 1998.

2.   Антипина Л.А. Программа «Искусство в познании мира». Образовательная программа по эстетическомувоспитанию детей. – М., 2000., № З.

3.   Красильников И.М., Крюков М.А. Музыкальное искусство и педагогика завтра // Музыка в школе. – 2000. - № 3.

4.   Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. – 2003, № 6.