Ахметшина Ю. В.

Хабаровская Государственная академия экономики и права, Россия Выявление творческих способностей на занятиях по иностранному языку

 

Профессия педагога издавна считалась творческой, но объективная потребность в массовом педагогическом творчестве особенно остро проявилась в наши дни в связи с ускорением экономического и социального развития и усилением роли науки. Без инициативы в каждой педагогической ситуации невозможно решить образовательные масштабные задачи.

Основные направления общеобразовательной системы ВУЗа поставили перед педагогом новые задачи развития у студентов общекультурных и профессиональных компетенций. Выпускник с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, целями основной образовательной программы должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями  (ПК): способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9). В совокупности с другими дисциплинами «иностранный язык» относится к базовой части цикла ГСЭ Федерального государственного образовательного стандарта, на основе которого у преподавателя предоставляется возможность "творить" на занятиях. Как добиться активности всех студентов в усвоении знаний, развитии навыков и умений в устной речи на иностранном языке? Как максимально повысить эффективность занятия для достижения практических результатов? Как известно, эти вопросы всегда интересовали  педагога, приобретя особую актуальность в современном мире. Опираясь на проведенные исследования, иностранный язык дает возможность учащимся интегрироваться в современную мировую культуру. Решение проблемы творчества на занятиях, на мой взгляд,  перспективно.

В литературе приводится множество вариантов и разночтений определения термина "творчество". Опираясь на исследования, уместно будет определить и трактовать "творчество" как определенную деятельность человека или группы людей для создания новых оригинальных общественно-значимых ценностей на основе уже раннее существующего явления.

        Если личность  движима  желанием, потребностью, волей и при этом она зависит (по большому счету) от определенных условий для достижения значимого результата, то следует считать такую деятельность вольной, т.е. свободной, и, наоборот, когда деятельность не обусловлена вышеперечисленными факторами, цель не определена, и личность не движима внутренними потребностями –  результат не будет выявлен, а деятельность, соответственно, несвободна. Творческой следует считать такую деятельность, которая свободна и включает в себя достижение результата через активность, самоопределение и самосознание личности.

Для того, чтобы учащийся начал творить, преподавателю следует создать определенные условия, "высвободить" личность из рамок, так как все зависит от того, какие возможности он предоставит  для реализации того потенциала, который в различной степени присущ учащемуся. Поэтому важно отметить, что игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.

Существенной особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что его усвоение не дает учащемуся непосредственных знаний о реальной действительности (в отличии от географии, экономики, математики, истории); соответственно, перед педагогом встает задача первоначального определения специфического предмета учебной деятельности, удовлетворяющего потребность обучающихся в овладении иностранным языком. В качестве такого предмета могут выступать, например, сведения  о культуре, традициях народа, говорящего на этом языке, или социальные, экономические, научные проблемы, подлежащие решению, причем изучаемый материал не должен быть скудным, его следует "преподнести" творчески. Без внутренней активности обучающегося все усилия  будут бесполезными. Это и определяет такую важную особенность педагогического творчества, как необходимость сотрудничества, сотворчества с обучающимися.

Обучающая творческая деятельность – это деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств  творческой личности: умственной активности, изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической задачи, самостоятельности в выборе и решении задачи, развитие общекультурных и профессиональных компетенций. Результатом такого обширного и эффективного развития комплекса качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать творческий продукт. Разнообразие видов работы на занятиях, многостороннее  апробирование своих сил на занятии и выявление индивидуальных способностей каждого является необходимым условием для «взращивания» творческой и свободной личности.

В процессе анализа существующей ситуации на занятиях по иностранному языку проявление творчества можно наблюдать при возможности выбора средств, задач и целей, т.к. вышеперечисленные факторы позволяют каждому выразить индивидуальные особенности своей личности и принять уникальность и неповторимость другой личности. Творческое самовыражение порождается возможностью выбора, который удовлетворяет потребности человека (а именно в педагогическом процессе две стороны – педагог и обучающийся) и прогнозирует эффективный результат. Сложность выбора заключается в том, что педагог по большому счету должен придерживаться временной рамки, установленной программой, варьировать формы и методы. Для обучающегося сложность выбора состоит в том, что в совместной деятельности нужно следовать не только своим потребностям, а обязательно учитывать и стараться находить общие решения с другими обучающимся; кроме того, для выбора совместного направления группе следует свободно ориентироваться в предложенном материале, а иногда и самостоятельно искать и выбирать нужный и подходящий источник. После того как направление определено, наступает, самый интересный этап в процессе поиска, где преподаватель выступает неформальным организатором формирования творческого пути, удовлетворяя как свои потребности, так и потребности учащихся, и приходит к совместному проектированию и осуществлению задуманной идеи. Безусловно, успех занятия зависит от основательности подготовки, богатства заранее продуманных вариантов, сотрудничества с группой, состояния импровизированной готовности; все это позволяет творчески воплотить задуманное и быстро найти способ разрешения непредвиденной ситуации.

В современном понимании изучение иностранного языка связано с вопросами специфических потребностей обучаемых в употреблении изучаемого языка. Что касается общекультурной значимости иностранного языка, то ее трактовка сопряжена прежде всего с вопросом: какие качества личности студента и какие общекультурные компетенции необходимо развивать, чтобы он был в состоянии осуществлять общение на иностранном языке через общение с собственной и чужой культурой в динамично изменяющемся контексте жизнедеятельности.

Сегодня актуальным является поиск оптимального соотношения между репродуктивным и творческим в речевой деятельности учащихся. Не случайно актуальным дидактическим направлением является творчески ориентированное обучение. Творчество учащегося является одним из самых характерных признаков коммуникативно-ориентированного метода. Творческие элементы коммуникативно-ориентированного метода позволяют организовать в учебном процессе применение иностранного языка в продуктивной деятельности, включающей общение, научную область и самообразование.