Гасанов Г.Р.

лаб.обычного права

ДГУ

 

 

Становление органов власти и управления Агула.

Институт старейшины.

 

Агулы - одна из малочисленных народностей, сыгравшая наравне с другими этносами большую роль в политической ис­тории Дагестана. Достаточно сказать, что на территории Агула зафиксированы первые сведения о монголо-татарских нашест­виях, через нее проходила древняя магистраль, связывавшая Закавказье с Северным Кавказом и далее. Тем не менее соци­ально-экономической и политической жизни агулов в истории Дагестана уделено мало внимания они упоминаются как бы мимоходом в числе южнодагестанцев вообще. Не исследовав конкретную историю отдельных малочисленных народов, не­возможно представить себе историю такой страны, как Даге­стан, где проживало и проживает множество этносов. Лишь изучив ход исторических процессов отдельных народов, вы­явив общие и особенные черты их экономического и социаль­ного развития, можно достичь глубокого и правдивого освеще­ния истории Дагестана.

Как известно основной структурной единицей общества была фактически самоуправляемая община, размером от 30 до 150 хозяйств, самостоятельная в хозяйственном и общественном отношении. Высшим органом управления являлся сельский сход – собрание взрослых мужчин, женщины в нем участия не принимали. Будучи общественным органом, он обеспечивал широкую демократию и участие масс в управлении, единство интересов всех жителей аула, хотя нередко он служил для прикрытия расхождения интересов на почве имущественной дифференциации.

 В системе управления большую роль играл совет старейшин. Деятельность его имела важное значение для селения, фактическая власть в нем находилась в его руках, он регулировал все стороны жизни. Кузнецов  Н.И., побывавшего в агульских селениях в начале XX века   писал: «Старшины в этих аулах играют огромную роль. Они являются, своего рода, князьками среди одноаульцев, пользуются огромным почетом и уважением своих односельчан и большой среди них властью… Ему, по обычаю, сельчане отрабатывают в поле, пасут его скот, несут известную часть своего урожая. Он и его семья освобождаются от всяких натуральных повинностей, дорожной, податей и т.д. В большинстве случаев старшина избирается из самой богатой и влиятельной семьи и, благодаря своему богатству, приумноженному мелочной торговлей и барантой, такое представительство для старшины более чем не затруднительно, но зато почетно».[1]

Старейшины избирались на сходе и, судя по полевому материалу, количество их в разных селениях было разное – численный состав их определялся исходя из количества тухумов в одних случаях, размера селения в других, сложившихся традиций в третьих. Встречается и поквартальное выдвижение старейшины. Но в любом случае количество их колеблется от 3 до 7. Назывались они «къужа», «къвесер», «хюрин хаттар». Видимо, институт старейшин  , как народная форма управления, возник в период образования крупных населенных пунктов, на базе слияния небольших тухумных поселений. Такое мы находим в крупных селениях. Это объясняется тем, что территориально-тухумному селению, образовавшемуся из нескольких разных поселений, необходим был действенный общий орган для координации и управления всеми делами общины. Для этого в общинный совет избирались представители всех тухумов-селений, независимо от количества семей в нем и его экономического состояния. Помимо управленческих, старейшины выполняли функции и воспитательные, и правовые, и идеологические. Их значение определялось особенностями уклада жизни горцев, их психологическим настроем, сохранившимися многочисленными пережитками патриархально-общинного строя, традиционным институтом почитания старшего.

Требования, предъявляемые к личности старейшины, были очень высокие. Им мог быть только человек безукоризненно честный и справедливый, знающий обычаи и традиции, обладающий красноречием, знающий историю аула и генеалогию тухумов, земельные отношения, границы земель общины. Люди, как из своего тухума, так и всего аула должны были верить в справедливость и объективность его решения. А решали они многое: конфликтные дела как между тухумами, так и между отдельными лицами, выполняли маслагатные функции, определяли размеры штрафа, разбирали гражданские и уголовные дела по адату, примиряли кровников, руководили при общественных работах, возглавляли народные праздники, регулировали выпас скота и определяли пастбища для каждого вида, регламентировали сроки сельскохозяйственных работ. Таким образом, старейшины выполняли множество функций, нередко и такие, которые были полномочиями схода. В том случае, когда старейшины не могли прийти к общему мнению, главный старейшина созывал сход. Мнение старейшин высоко уважалось. Свою работу старейшины выполняли постоянно, специально отведенного для этого времени не было. В повседневную жизнь аула они не вмешивались, если она шла по традиционно установившемуся порядку. Люди знали обычаи и порядки аула, знали свои права и обязанности в обществе, и, как правило, не допускали конфликтных ситуаций. И одной из важнейших задач старейшин было сохранение традиционно установившегося уклада жизни общины.

Старейшины собирались в определенном месте, когда в этом была необходимость. Так, в Дулдуге для решения повседневных дел и судебных разбирательств семь старейшин собирались в специальном месте «КIувайихъ», а в с. Рича – около большой мечети. Здесь каждый старейшина имел свое место, сделанное из камня, в виде стула со спинкой. Одно из них отличалось большим размером и принадлежало старшему старейшине. Свою работу старейшины строили на принципах гласности, все вопросы рассматривались в присутствии заинтересованных людей, и вообще присутствовали те, кто хотел. Нередко, по словам информаторов, такой совет был многолюдным, напоминал сход.

Как показывает полевой материал и источники, в начале XIX в. должность старейшины была, как правило, только почетным, ничем не вознаграждаемым общественным поручением. Но в то же время старейшины освобождались от общественных повинностей: физической работы при строительстве дорог, мостов, очистке озер, от очереди пасти скот и т. д. Намечается установление некоторого привилегированного положения, в ряде случаев им выделяли специальные пахотные и сенокосные участки (Арсуг, Рича, Худиг). Это приводит к возникновению стремления сделать право на избрание старейшиной наследственным.

В первой половине XIX в. среди старейшин своим общественным положением выделялся старший старейшина. Термина специального не было. Назывался он, как и старейшины. Он вместе с кадием руководил сходом, но особой административной власти не имел.

Безусловно, после присоединения Дагестана к России произошли определенные изменения. Ослабло влияние духовенства, уменьшилась роль коллективного органа управления – совета старейшин, но усиливается значение и власть одного человека – главного старейшины. Это было в интересах царской администрации – он стал называться «кавха». Власти сохранили традиционные формы народного управления и выборность органов, но сущность изменилась. Формально, администрация участка, округа не вмешивалась во внутренние дела общины, но через «управленческий аппарат» и беков проводила свою политику удержания населения «в повиновении».

Роль «кавха» постепенно растет. Он созывал сход и фактически уже единолично руководил его работой. Почти все функции высшей власти сельской общины выполнял он. Это приводит к тому, что должность «кавха» (старшины) становится не только почетной, но и выгодной, желанной. И богатые, сильные тухумы стали добиваться избрания своего представителя на эту должность. Постепенно эта должность становится в ряде случаев наследственной, хотя формально остается выборной. Более того, избранного старшину должна была утвердить царская администрация. Во многих случаях старшина за свою службу получал  от царской администрации определенную плату.

Как показывают полевые данные, «кавха» выделялся своим положением и большей частью содержался за счет самого общества.    

 



[1] Кузнецов Н.И. В дебрях Дагестана//Известия русского географического общества. СПб., 1913. С.134-135.