Право / 1. История государства и права

 

Фролов Г.С.

Владимирский государственный университет, Россия

 

Борис Николаевич Чичерин: защитник свободы и права

 

          Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) – выдающийся русский ученый и общественно-политический деятель второй половины XIX в., основатель «государственной школы», опирающийся на сочетание идей свободы и прав личности. Его перу принадлежат труды по государственному праву, истории политических учений, теории государства и истории русского права.

Жизнь и деятельность Чичерина неразрывно связана с Тамбовским краем. Родился он в Тамбове и принадлежал к старинному дворянскому роду. Самые ранние годы провел в Умете Кирсановского уезда – имении деда. В 1837 г. его отец купил в том же уезде поместье Караул в живописном месте на берегу реки Вороны. Именно в этой усадьбе счастливо прошли не только детские и юношеские годы Б. Чичерина, но и большая часть его зрелой жизни. Дворянская усадьба Чичериных Караул во второй половине ХIХ в. являлась центром духовной и культурной жизни Тамбовщины. В 1845 г. он поступает на юридический факультет Московского университета, где слушает лекции Грановского, Соловьева, Кавелина, Редкина. В это же время увлекается философией Гегеля, оказавшей значительное влияние на формирование его миросозерцания. Всю жизнь Чичерин оставался убежденным приверженцем гегельянства. Именно в студенчестве сформировалось основное ядро его мировоззрения, остававшееся неизменным до конца его дней. Окончание университета Чичериным совпало с годами политической реакции. В последние годы царствования Николая I уничтожались всякие ростки свободной мысли. В этой сложной ситуации Чичерину было отказано в допуске к защите диссертации. Следует отметить, что блестящая защита состоялась лишь в 1856 г. после вступления на престол Александра II. В России начиналась новая полоса общественной жизни, шли дискуссии о путях дальнейшего развития и выдвигались различные проекты реформ. В конце 1850-х гг. Чичерин публикует ряд статей на историко-юридические темы. К этому времени у него складывается концепция русской истории. Основная его идея – главенствующая роль государства в истории России. Публицистическая деятельность принесла Чичерину известность и открыла дорогу к продолжению научной карьеры. В 1858 г. он получает приглашение занять кафедру государственного права в Московском университете. Для подготовки к профессорской деятельности Чичерин едет в Европу, где встречается с известными правоведами и историками. Вернувшись в Россию, в 1861 г. он приступает к чтению лекций. Преподавательская деятельность Чичерина продолжалась около семи лет. В придворных кругах обращают внимание на ученого. Им импонировал чичеринский лозунг «либеральные меры и сильная власть». 34-летнего профессора приглашают для чтения лекций по государственному праву наследнику престола, цесаревичу Николаю Александровичу. Но вскоре юный цесаревич умирает от менингита. По словам Чичерина, в этой ранней могиле были похоронены его лучшие надежды, так как он хотел подготовить монарха-реформатора. Чичерин начинает постепенно отходить от безоговорочной поддержки власти. В 1866 г. важнейшим итогом его научной деятельности становится докторская диссертация «О народном представительстве». В 1868 г. Чичерин выступает с резкой критикой ректора университета и подает в отставку. Так внезапно заканчивается его университетская карьера. Чичерин возвращается в родовое имение Караул. В год отставки проходили земские выборы и его избирают гласным, сначала Кирсановского уезда, а затем и губернского собрания. Общественная земская деятельность Чичерина способствовала улучшению положения местных крестьян. Были отменены обременительные для крестьян натуральные повинности, открыты новые школы, улучшилась медицинская помощь.

Хотя жизнь в тамбовском уединении и была по-своему интересной и насыщенной, Б.Н. Чичерина не покидало стремление действовать на широком общественном поприще. Это и побудило его принять участие в выборах городского головы Москвы в декабре 1881 г., на которых он одержал убедительную победу. Чичерин энергично приступил к исполнению своих обязанностей, активно отстаивая самостоятельность местного самоуправления, что с неизбежностью вовлекало его в конфликт с правительственными органами. После гибели Александра II, Чичерин обращается со специальной запиской к новому царю, в которой он безуспешно пытается его предостеречь от курса на максимальное усиление реакционно-консервативных тенденций. Вследствие закулисных интриг одной из первых жертв этого курса становится сам Чичерин. Император Александр III потребовал, чтобы Чичерин подал прошение об отставке. Отстранение Чичерина от должности городского головы явилось одним из первых проявлений контрреформаторских действий нового режима. После своей второй отставки Борис Николаевич всецело погрузился в научную работу, проводя большую часть времени в Карауле. Здесь в живописном поместье и были созданы его фундаментальный пятитомный труд – «История политических учений» (1869-1902 гг.), сочинения «Собственность и государство» в двух томах (1881-1883 гг.), «Курс государственной науки» в трех частях (1894-1898 гг.), «Философия права» (1900 г.).

Научное наследие Б.Н. Чичерина представляет собой последовательное развитие определенного концепта, образующего своего рода проект исторической модернизации России, позволяющей, как ему представлялось, избежать, с одной стороны, разрушительных революционных потрясений, а с другой – окостенелости и деградации существующего режима.

«Курс государственной науки», состоящий из трех частей: «Общее государственное право» (1894), «Наука об обществе или социология» (1896), «Политика» (1898), - капитальный труд Б.Н. Чичерина, в котором автор как бы подводит итог своей научной деятельности.

Проблема государства является основной в творчестве Б.Н. Чичерина, через призму которой ученый рассматривал почти все остальные вопросы. Согласно определению ученого, «государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага».[1] Государство, как и другие общественные союзы, слагаются из следующих элементов: власть, закон, свобода, общая цель. Этим четырем общественным элементам, по мнению ученого, соответствуют четыре союза: семья, гражданское общество, церковь и государство. Государство является высшим союзом и отличается от других союзов тем, что остальные ему юридически подчинены. Следовательно, государство определяется как «союз народа, живущий под верховной властью». В качестве важных элементов государства Чичерин считал народ, правительственные учреждения, территорию, общий язык, юридический закон, который определяет права и обязанности граждан и повиновение последних властям, и их свобода основана не на произволе, а на законе. Он определяет устройство и компетенцию властей, «ибо власть может повелевать только во имя законного права». Закон же «связывает народ в единое юридическое целое». [2]

Основным элементом государства Чичерин считал верховную власть, за которой признавалось право на насилие. Определяя ее сущность, он писал, что «власть есть воля народа, имеющая право повелевать».[3] Но повелевать она должна только в рамках закона. Основной задачей государства ученый считал осуществление безопасности его членов, которая выражается в применении силы к правонарушителям. Чтобы выполнить эту задачу государство должно применить насилие, поскольку власть и государство «не что иное, как неизбежное зло, установленное для избежания зла еще большего. … Частному лицу воспрещается самоуправство, ибо оно не может быть судьею собственного права, но в обществе необходим орган, охраняющий и восстанавливающий право, и таковым является государство».[4] Лучшей формой государственного устройства для России Чичерин считал конституционную монархию. Ограниченная монархия, - считал Чичерин, представляет сочетание монархического начала с аристократическим и демократическим. «Монархия представляет начало власти, народ или его представители, начало свободы, аристократическое собрание, - постоянство закона, сдерживающего, с одной стороны, произвол власти, с другой стороны, необузданность свободы, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели».[5]

Подводя итоги, необходимо отметить, что в современной России одним из злободневных вопросов является вопрос о правах и свободах человека. Поэтому провозглашение Б.Н. Чичериным в качестве цели государства общего блага, заключающегося в решении трех задач: обеспечение безопасности граждан, определение и охранение прав, а также обеспечение их свободы, не потеряло актуальности в настоящее время и должно быть реализовано политиками, находящимися в стране у власти.

 

Литература:

[1] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Часть I. М., 1894. – С. 3.

[2]Там же. – С. 5-6.

[3]Там же. – С. 6.

[4]Там же. – С. 11.

[5]Там же. – С. 161.