д.психол.н., Сатова А.К.

университет им. Кунаева

к.психол.н.,  Абдрахманов А.Э.

Каз АТиСО

 

Формирования духовно-нравственной культуры в образовательном процессе вуза

        Целенаправленная, четко спланированная профессиональная подготовка курсантов и молодых офицеров, осуществляемая в системе вооруженных сил Республики Казахстан, кроме получения специальных знаний и умений, предполагает развитие духовных и нравственных качеств личности.      

       Известно, что подготовка высокопрофессиональной личности военнослужащего невозможна без становления духовно-нравственной культуры. Данное личностное образование, в основу которого заложена ценностно-смысловая основа, выступает профессионально значимой характеристикой офицеров, так как воинская  деятельность сопряжена с профессионально-нравственным риском, что может привести к нарушению закона, этических норм, снижению эффективности или прекращению профессиональной деятельности. Самыми распространенными являются преступления коррупционной направленности: взяточничество и превышение должностных полномочий. Данные статистики являются свидетельством низкой духовно-нравственной культуры военнослужащих. Необходимость ежедневно решать сложные служебно-боевые и административные задачи, предполагающие служение гражданам, защиту их чести и достоинства, понимание человека как высшей ценности, требует наличия в структуре личности офицера установок и приоритетов общечеловеческих ценностей - истины, добра, свободы, справедливости, любви, ответственности, чувства долга, благочестия. Выполнение офицером своих профессиональных обязанностей на современном этапе развития общественного сознания подразумевает единство интенсивности его духовной жизни, творческого самовыражения в работе и неуклонного соблюдения нравственных постулатов. Высокий уровень духовно-нравственной культуры солдат и офицеров позволяет осуществлять эффективное исполнение служебных полномочий на основе сформированных убеждений в необходимости стремления к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию; понимания ответственности перед страной, другими людьми, конкретным человеком; умений самостоятельно осваивать новые области служебной деятельности; творческого подхода к поиску оптимального обоснованного решения в своей работе. Формирование духовно-нравственной культуры курсантов в вузах МО -многоэтапный процесс постепенного наращивания знаний, личностных качеств и умений, не заканчивающийся полной и окончательной сформированностью данного личностного образования офицера, а лишь выступающий важнейшим условием профессионального становления и служебной самореализации. На сегодняшний день усилия, направленные на обеспечение процесса формирования духовно-нравственной культуры курсантов в образовательных учреждениях специализированного типа, характеризуются непоследовательностью. Недостаточное научное обоснование основополагающих подходов формирования духовно-нравственной культуры курсантов актуализирует поиск путей создания постоянно функционирующей системы психолого-педагогической работы и требует существенного переосмысления теории и методики учебно-служебной работы с курсантами в этом направлении. Анализ литературы и практического опыта построения систем обучения в образовательных учреждениях МО РК позволили прийти к выводу, что объективно существуют следующие противоречия:  между потребностью практики в новых подходах к профессиональной подготовке молодых офицеров вооруженных сил и недостаточной разработанностью концептуальных положений научно обоснованных содержания, форм и методов формирования духовно-нравственной культуры в учебно-служебном процессе вуза;  между необходимостью формирования у курсантов ценностно-смысловой позиции, эмпатических и рефлексивных умений, навыков самоорганизации, потребности полноценного общения, основанного на духовных ценностях, нравственных постулатах, и преимущественно субординационным субъектобъектным характером отношений педагогов и воспитанников, традиционно знаниевым подходом к обучению.

Формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов -сложный непрерывный процесс, нацеленный на познание глубинных особенностей собственной индивидуальности и продвижение от себя к идеалу (духовный пласт личности), а также на присвоение моральных норм, предписаний, общественных требований, обеспечивающих развитие ценностно-смысловых характеристик сознания, доступность духовных переживаний и приобретение нравственного опыта. Данный процесс формирования духовно-нравственной культуры личности курсантов представлен в виде экспериментальной педагогической модели.

3. Содержательная часть педагогической модели представлена последовательно реализуемыми этапами формирования духовно-нравственной культуры личности будущего офицера ОВД: персоналитический, коммуникационный, ценностно-смысловой, экзистенциальный, трансцендентный. Каждый из перечисленных этапов имеет блочно-модульную структуру и преследует свою определенную цель, достижение которой есть лишь расширение возможностей для осмысленного стремления к идеалу в различных направлениях жизнедеятельности, в том числе и профессиональном.

4. Процесс формирования духовно-нравственной культуры будущего сотрудника ОВД актуализирует две группы сложностей. Первая группа сложностей касается содержательной стороны изучаемого явления, духовно-нравственной культуры и неизбежно затрагивает мотивационную, эмоционально-волевую и когнитивную сферы личности. Вторая группа сложностей связана с использованием инновационных педагогических технологий, предусматривающих соотношение целевой направленности этапов и выбор социально активных и аутопсихологических методов психолого-педагогического воздействия.

5. Личностный и духовный рост - это всегда явления самореализации, реализации собственной сущности, субъективности во вне, посредством использования «привитых» социумом личностных характеристик. Так как воплощение сущностных особенностей и личностных черт в деятельности определяют развитие, то и формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов, являясь процессом, отражающим развитие, неизбежно характеризуется возникновением кризисов и преодолением уровневых барьеров: 1) диспозиционного (связанного с преодолением таких личностных характеристик, как подозрительность, тревожность, эмоциональная нестабильность); 2) смыслового (проявляющегося в осознании страхов, сомнений, опасений); 3) ценностного (обусловленного размытостью ценностных ориентаций, отсутствием их структурной композиции).

 Концепция формирования духовно-нравственной культуры личности курсантов включает в себя: научно обоснованные подходы и принципы личностно-ориентированного образования, модель формирования духовно-нравственной культуры, базирующуюся на технологии поэтапного личностного и духовного роста, реализация которой возможна на основе a. учета выделенных условий и барьеров, b. активизации психологических механизмов (мотивационно-смысловых, личностно-ситуационных), c. использования социально-активных и аутопсихологических способов становления данного личностного интегративного образования.

Разработанные автором модель формирования духовно-нравственной

Суть концептуальной позиции формирования духовно-нравственной культуры курсантов вузов сводится к следующему: профессиональная реализация офицера милиции тесно связана с уровнем сформированности духовно-нравственной культуры личности. Духовно-нравственная культура как личностное образование выступает в качестве вектора профессиональной активности. Направленность профессионального становления и совершенствования обусловлена степенью значимости различных групп ценностей в стругауре ценностных ориентаций курсанта. Высшие общечеловеческие духовные ценности, составляющие основу для иерархии различных ценностей существования и взаимодействия, детерминируют процессы (познавательные, эмоциональные, волевые) и состояния (личностные и ситуационные), необходимые для самореализации, но не заканчивается ей, выступая лишь её необходимым компонентом. Концепция формирования духовно-нравственной культуры личности в образовательных учреждениях базируется на интеграции антропо- и социоцентрированных подходах, на гуманистических принципах к организации всего учебно-служебного процесса: системность и целостность; индивидуализация и дифференциация, диалогичность как способ реализации межличностных отношений субъектов педагогической деятельности, опора на механизмы внутренней детерминации поведения и деятельности курсантов, рефлективность, развитие профессиональной направленности. Духовно-нравственная культура личности офицера правоохранительной системы формируется на основе совокупного результата двунаправленных диалектически взаимосвязанных тенденций реализации индивидуальных проявлений собственного духа и воплощения профессиональных задач, ориентированных на помощь и содействие другим людям, обеспечение законности. Изучение практики организации учебно-служебного процесса вузов, а также наш опыт исследовательской работы показали, что проблема формирования духовно-нравственной культуры будущего сотрудника ОВД может быть успешно решена только в условиях специально организованной педагогической деятельности с учетом конкретно заданных условий, приемов и форм педагогического воздействия.

Приоритетными условиями формирования духовно-нравственной культуры курсантов вузов являются: умелое сочетание авторитарного и демократического стилей взаимодействия; повышение педагогической культуры преподавателей и начальствующего состава; создание положительной эмоциональной атмосферы; акцентирование внимания не только на результативных, но и на процессуальных сторонах деятельности с учетом иерархии личностно значимых духовных ценностей; актуализация творческого потенциала, развитие эмпатических и рефлексивных умений. Концепция формирования духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов, опираясь на интеграцию антропо- и социоцентрированных подходов делает возможным разрешение противоречия между необходимостью следовать уставу внутренней службы, где предписана регламентированность действий и желанием индивида осуществлять свободный выбор в соответствиями с духовными устремлениями посредством дифференциации ситуационного контекста. С позиций внешней стороны педагогического процесса высокий уровень духовно-нравственной культуры личности достигается выпускниками учебных учреждений специализированного типа в результате умелой реализации профессорско-преподавательским и начальствующим составом процессуальных и содержательных составляющих педагогической модели, учета условий содействующих ее эффективному воплощению в учебно-служебный процесс. С позиций внутренней стороны педагогического процесса достижение высокого уровня духовно-нравственной культуры курсантами вузов МО возможно через владение способами воплощения определенного уровня надситуативного мышления, характеризующегося наличием осознанного идеала, ценностно-смысловое содержание которого определяет регулятивный аспект профессионального поведения военнослужащих.

Критериями оценки духовно-нравственной культуры курсантов в процессе профессиональной подготовки в вузах определены:

• знания, позволяющие охарактеризовать Я-концепцию, а также морально-нравственные нормы и предписания,

• профессионально значимые моральные качества (честность, принципиальность, требовательность, толерантность),

• умения противостоять искушению нарушить этические основы профессиональной деятельности, реализация различных форм нравственных поступков (нравственное одобрение, нравственное взаимодействие, нравственное содействие, сотрудничество, взаимопомощь).Основным показателем динамики формирования духовно-нравственной культуры курсантов является его продвижение от низкого уровня (грамотности) к высокому (компетентности).

Модифицированная традиционная  модель профессиональной подготовки курсантов:

• обеспечивает гибкую дифференциацию субъект-субъектного педагогического и субъект-объектного служебного характера взаимодействий;

• предполагает коррекцию мотивационной и ценностно-смысловой сфер личности;

• значительно расширяет самосознание представлениями о многогранности собственного внутреннего мира;

• преследует цель формирования образа «Я» как профессионала с «человеческим лицом»;

• способствует повышению уровня познавательного интереса;

• содействует построению целостной картины мира.

Основная роль в реализации данного направления деятельности отводится предметно-содержательной стороне общеобразовательных дисциплин: «Профессиональная этика», «Эстетическая культура военнослужащего», «Основы воспитательной работы», «Культурология», «Психология и педагогика» «Основы философии», а также элективным курсам по направленности специальных дисциплин,  которые преобразуют ценностно-смысловое поле сознания курсантов, вносят изменения в мотивационно-потребностную сферу личности.