Бельгибаева Г.К., Нуркенова Г.К.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

Роль средств народной педагогики в развитии памяти детей дошкольного возраста

 

Кардинальное обновление дошкольного воспитания проявляется в политических и социальных документах, направленных на улучшение уровня жизни в будущем, нововведениях в сфере образования и науки, ставших возможными в результате реализации этих программ. Это связано с тем, что воспитание отвечающего всем требованиям современного общества, всесторонне развитых граждан с сформировавшимся национальным самосознанием и психологией, способных стать полноценными гражданами общества в будущем - это обязанность семьи, детского сада и шире всего общества. Поэтому исток основы беспрерывного воспитания не должен остаться в стороне от нововведений в образовательной системе дошкольных учреждений. Вполне уместно, что полное соответствие всем нововведениям современной жизни должно начинаться еще с детского сада.    

Реформирование системы народного образования связано с некоторыми отрицательными факторами, появившимися в результате кризисного состояния общества. Мы народ, славный своей честью, высоким уровнем сознания. Сегодня мы вправе высоко оценивать такие национальные качества, как милосердие, великодушие, близость к искусству, красноречие, поэтичность, скромность, духовность, преемственность, которые формировались на протяжении веков. Теперь мы прилагаем все усилия для вступления в цивилизованную жизнь.   

         Стремительно летит время, которое вмещает в себя множество великих событий. Имеют место важные изменения, которые занимают особо значимое место в социально-экономическом развитии и истории страны. За маленький срок, даже в течение года, мы демонстрируем прогресс: достигаем новых небывалых высот, успехов, в том чсиле в духовном плане. Все особенно важно для нашей молодежи, т.е. будущего. В этой связи большое значение приобретает стремление наших граждан демострировать примерное поведение в глазах подрастающего поколения, привитие им общечеловеческих качеств – все это позволяет нам смотреть с уверенностью в будущее.

Во время первых шагов после обретения суверенитета и получения мирового признания самым большим долгом учителей и воспитателей донесение до сознания каждого ребенка народных качеств и наследия, прошедшие испытание веками, благословия  и пожелания предков через народные педагогические средства, а также развитие психологических особенностей.

При всем этом до сегодняшнего момента оценка роли  средств народной педагогики в развитии памяти и способности запоминания не изучена глубоко. Так как память занимает большое место в жизни и деятельности человека. В детском возрасте необходимо развивать процессы памяти для изучения языков, вормирования знаний об окружающей действительности, участия в сфере человеческой культуры, освоения норм характера и деловых качеств.

Шокан Уалиханов отмечал: «Поэтический дух казахского народа прекрасен, во-первых, способности памяти акынов удивительны... они до сегодняшнего дня сохранили без изменений документальные сведения о своих батырах, во-вторых, поражает то, что казахи смогли сохранить в первозданном виде свои перования и обычаи. Еще больше удивляет то, что в какой бы части бескрайней степи не озвучивались эпические сказания, они передаются из уст в уста, как копии из одного первоисточника. Хотя такие примеры устного исторического творчества немыслимы, но это неоспоримый факт».

В развитии процессов памяти особое значение приобретает использование ценного наследия, средств народной педагогики. В этой связи необходимость развития памяти детей через средства народной педагогики требует исследования данного вопроса с психологическо-педагогического аспекта на тему: «роль народных педагогических средств в развитии памяти детей дошкольного возраста в детском саду».

Казахский народ в период, когда не было специальных общественных мест воспитания детей (ясли, детские сады и др.), формировал личность и психически развивал подрастающее поколение еще в люльке посредством стихов, рассказов, сказок, четверостиший, считалок. Ребенок с раннего возраста, с момента уверенной поступи, хотя и не осознавал с научной точки зрения тайны окружающей среды, при этом мог в любом незнакомом месте найти дорогу по звездам и другим опознавательным знакам, так с младых ногтей укреплялись функция слуха, зрения; он становился следопытом, прогнозирующим далеко вперед, находящим пропавшее, а также метким стрелком, способным попасть в глаз косуле.

Так как профессия и жизнь тесно связаны с животноводством, уже с 5-6 лет ребенок легко ездил верхом на коне. Дети кочевого народа, с сильной памятью, способного запомнить все с первого раза и близкого к красноречию и разговорам, выучивает много интересных сказок. Красивые узоры словесного искусства обогащают словарный запас, приучают разговаривать содержательно и красиво. Красочные, сильные образы, интересные истории, красивые сюжеты, удачные переходы – все это радует детей, зачаровывает их, а также укрепляла способность мыслить. Народная педагогика это комплекс, дошедших до наших дней, из глубин веков практики наших предков. Все это большая воспитательная школа, немалая воспитательная тенденция. Самое главное, что все это богатство передавалось из поколения в поколении не письменным путем, а устно, и с каждым поколением обогащалось, приобретало новые художественные образы. Это свидетельствует о преемственности, мудрости, глубокой осмысленности в вопросах воспитания подрастающего поколения. Мысли, слово и содержательные мнения – все это является главным достоянием народа.

Человек, который с дества мечтал быть воспитателем души ребенка, не может не опираться на народный опыт воспитания, не использовать по мере возможности в повседневной работе ценное наследие, передающееся из покон веков. А обязательным условием этого является всесторонняя осведомленность воспитателя.

В общем понимании народная педагогика – это неотделимая часть казахской поэзии, крылатые фразы, пословицы-поговорки, изречения златоустов, айтысы, сказки, легенды, загадки и скоровогорки. Также народная педагогика состоит из духовного богатства народа, его самобытности, которое обогощает народ, дает вдохнование его мечтам, красивых песен и кюев, национальных игр, традиций и обрядов, которые до сегодняшнего дня не потеряли своего воспитательного предназначения, обычаи, суеверия и запреты, которые приучают к честности, чистоте, справедливости и доброте.

Следует особо отметить, что вышеперечисленные основные средства народной педагогики влияют на детей не только в образовательном и воспитательном аспектах, но и имеют большое писхологическое значение. (8)

Проведя определенную исследовательскую теоретическую и экспериментальную работу по изучению темы «Роль средств народной педагогики в развитии памяти детей дошкольного возраста», приходим к заключению, что через системное использование ценного наследия народной педагогики, ее средств в учебно-воспитательном процессе детских садов можно развивать способности детей по запоминанию и воспроизведению из памяти, т.е. процессы памяти. В целом вывод в том, что средства народной педагогики играют свою роль в развитии процессов памяти детей.

В этой связи можно сделать следующие выводы:

1. Анализ по данной теме в научно-педагогической, психологической литературе дает основания считать исследованными процессы памяти детей дошкольного возраста, в частности, способности запоминать.

2. На  основании исследовательских работ в сфере педагогики и этнопедагогики приходим к выводу, что средства народной педагогики как составная часть учебно-воспитательного процесса оказывает положительное влияние на формирование психики детей.

3. В результате содержательной характеристики средств народной педагогики доказывается, что они имеют собственные особенности, и то, что возможность и роль народных средств при их системном использовании в развитии процессов памяти повышается.

4. Внедрение средств народной педагогики в учебно-воспитательном процессе воспитанников детских садов различного возраста осуществляется посредством принятия конкретных мер.

5. В результате опытно-экспериментальных работ доказывается, что существуют возможности и пути для  системного внедрения средств народной педагогики для воспитанников детских садов различного возраста.

 

Литература:

1.     Ахметов С. «Қуыр-қуыр қуырмаш», Балалар ойындары. А., 1993

2.     Айтманбетова Б. Бейсенбаева А. «Педагогика тағылымдары». А., 1993

3.     Андреев О.А. Хромов Л.Н. «Тренируйте память: техника быстрого чтения». М., 1992

4.     «Ақ сандық, көк сандық». Жинақ, А., 1988

5.     Ахметов Ш. «Қазақ балаларын халық дәстүрлері арқылы тәрбиелеу», А., 1966

6.     Төлеубекова Р. «Бала тәрбиесіндегі халықтық педагогика». А., 1994

7.     Мұқанова Ғ.А. «Қазақ балабақшаларында халық педагогикасының элементтерін ендіру жолдары». А., 1994

8.     Мұқанова Г.А. «Балабақшадағы тәрбие жұмысында халықтық педагогиканы пайдалану». А., 1993