Джамбаева Ж.А., к.ф.н.

Семипалатинский государственный педагогический институт,

Республика Казахстан

Концепт Народ в языковом сознании русских казахстанцев

        Выбрав для анализа концептуальное содержание слова народ, мы не можем обойти вниманием сам термин концепт, который является важнейшим объектом исследования в различных областях лингвистики.

 Понятие концепта, его содержание и объём, остаются объектом обсуждения. Так, исследователь В.А. Маслова, подробно проанализировав разные определения концепта, считает, что они позволяют выделить сле­дующие инвариантные признаки данного феномена: 1) это минимальная единица чело­веческого опыта в его идеальном представлении, вербализирующая­ся с помощью слова и имеющая полевую структуру; 2) это ос­новные единицы обработки, хранения и передачи знаний; 3) кон­цепт имеет подвижные границы и конкретные функции; 4) кон­цепт социален, его ассоциативное поле обусловливает его праг­матику; 5) это основная ячейка культуры. Следовательно, кон­цепты представляют мир в голове человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой системы [1,С.36].

Таким образом, ясно одно, что концепт реализуется в словесном знаке и в языке в целом. Концепт включает понятие, но не исчерпывается им, а охватывает всё содержание слова – и денотативное, и коннотативное, отражающее представление носителей данной культуры о характере явления, стоящего за словом, взятым в многообразии его ассоциативных связей. Концепт имени может быть не тождественен не только на разных языках, но и у разных носителей одного языка, поскольку зависит от мировидения говорящих.

  Концептуальную природу слов можно выявить с помощью ассоциативных экспериментов [2,С.42]. Нами были проведены свободный ассоциативный и цепочный ассоциативный эксперименты с целью: выявить наиболее типичные ассоциативные стереотипы оценочного характера, касающиеся ряда концептов, в том числе и концепта народ в  языковом сознании этносов, проживающих на территории Казахстана, а также установить их сходства и различия.

       В настоящей публикации мы подвергнем анализу результаты экспериментов, полученные от представителей славяноязычных социумов, в частности, русских реципиентов, на стимул народ. Участниками эксперимента стали лица русской национальности в возрасте от 16 лет с различными уровнями образования и профессиями, проживающие в разных регионах Республики Казахстан. На стимул народ получено 250 реакций, из них 160 женских и 90 мужских, отказов в реакциях на заданный стимул не обнаружено.

        При обработке и интерпретации результатов свободного ассоциативного эксперимента (далее САЭ) учитывались как количественные, так и качественные характеристики. Анализ результатов эксперимента осуществлялся в несколько этапов:

1) Установлено процентное соотношение  ядерных и периферийных реакций в полученных ассоциативных полях (далее АП). Если считать стереотипными реакциии с частотой от 2-х и выше, то в русском АП стимула народ на ядерные реакции приходится 93,6% от общего числа реакций, на периферию – 6,4%. Это позволило определить, что АП народ у русских респондентов носит «компактный» характер;

2) Произведен анализ показателей стереотипности полученных реакций, в результате чего установлено, что показатель стереотипности стимула народ у русских равен 41,6. Первыми русскими реакциями являются люди 42, единство 24, дружба 14, общество 12, единый 12. Отметим, что этот показатель ниже, чем, например, у украинцев – 59 и белорусов – 61,7.  Следовательно, украинцы и белорусы дают больше стереотипных ответов, чем русские.

        3)Произведена классификация полученных ассоциатов на парадигматические и синтагматические, и установлено процентное соотношение этих реакций, что показало: в ответах русских респондентов наблюдается преобладание парадигматических реакций над синтагматическими (69, 2 и 30,8 процентов соответственно).

Стимул и реакция в парадигматических ассоциациях связаны традиционно выделяющимися отношениями координации: например, народтолпа, стадо и т.п.; отношениями синонимии: народ – люди, нация, массы, население и т.п.; отношениями суперординации (от вида к роду: когда стимул выражает конкретное узкое понятие, а реакция именует общее понятие): народ – общество; отношениями субординации (от рода к виду): народ – семья, все мы.  Среди синтагматических ассоциаций продуктивными являются атрибутивные реакции: народ – единый, дружный, добрый, гостеприимный и т.п.. Как правило, синтагматические ассоциации представляют собой грамматически правильные, осмысленные сочетания русского языка.

        4)Осуществлена классификация полученных ассоциатов по содержанию связи, в результате чего удалось определить процентное соотношение каждого типа реакций в полученных АП. На первом месте в АП народ русских информантов оказались реакции как семантические множители - 46, на втором - реакции с эмоционально-оценочной коннотацией - 41,2, и на третьем - реакции, отражающие сферу функционирования, которые составили 12,8 процентов.

        Прежде чем приступить к анализу каждого типа реакций семантической классификации, считаем нужным, представить словарные значения понятия народ, данные в лексикографических источниках [3], [4]. Обнаруживаем, что в обоих словарях отражены одинаковые значения слова народ, которые являются и его синонимами [5]:

        Народ – 1) Население, жители той или иной страны, государства; 2) нация, национальность, народность; 3) Основная трудовая масса населения страны (т.е. трудящиеся); 4) Люди или группа людей.

        А теперь проверим, изменилось ли представление концепта народ в современном метаязыковом сознании русских реципиентов, проживающих в РК, в сравнении с данными лексикографических источников.

        Итак, анализ  реакций,  отражающих семантические множители, показал, что в языковом сознании русских народ – это, прежде всего, люди 42, общество 12, общность людей 7, группа людей 5, все мы 3, человечество, как видим, на переднем плане оказалась актуализация последнего словарного значения. Отметим, что в реакциях как семантические множители, в первую очередь, отражены синонимы,  которые в совокупности раскрывают содержание этого феномена. Следующими по значимости являются синонимы нация 10, народность, племя, род – здесь представлено второе словарное значение, затем массы 4, трудящиеся 2, и только потом   население 2.      

        К реакциям как семантические множители мы отнесли и ассоциат единство 24, который, на наш взгляд, является семантической составляющей понятия народ, так как «в единстве сила» любого народа. Таким образом, в понятийном компоненте концепта народ в русском языковом сознании отражено представление: народ – это люди, группа людей, представители определенной нации, объединённые единством законов, интересов, только потом это массы и население той или иной страны.

        В реакциях с эмоционально-оценочной коннотацией первое место отведено дружбе 14, братству 3. На наш взгляд, это отражает и представление, оставшееся от предыдущей эпохи, когда повсеместно провозглашалась дружба народов, сопровождавшаяся лозунгом: «пятнадцать республик – пятнадцать сестёр», и соответствует нынешнему представлению о дружбе среди народов, что, актуально, прежде всего для казахстанского общества, где дружно и мирно сосуществуют представители более 130 национальностей. То, что для русских информантов значимы эти признаки народа подтверждается и наличием ассоциатов единый 12, дружный 10, сплоченный 4; сюда же можно отнести муравьи 2, на наш взгляд, этот ассоциат также подразумевает дружное сосуществование народов, ведь муравьи живут большими колониями.

       Только при условии взаимопонимания, основанного на дружбе, народ обретёт силу 6. Только дужба приведёт к миру 4, миролюбивый 3 народ, обязательно добрый 4, гостепримный 2, мудрый 2, радушный 2, справедливый 2, хороший 2, большой, весёлый, доверчивый. И, наконец, дружба основана на общении 2, что тоже важно для взаимопонимания. Народ, имеющий перечисленные качества, вызывает гордость и уважение 3, он гордый 2.

        Для русских респондентов не менее значимым качеством народа является наличие свободы, он должен быть свободным 3,независимым 3. Среди единичных ассоциатов встречаются патриотизм, терпение, честь. Всё сказанное приводит у утверждению, что народ великий 3 и непобедимый.

        Как видим, ассоциаты, составляющие эмоционально-оценочный компонент концепта народ в языковом сознании русских, относятся в основном к положительным стереотипам оценочного характера, отрицательные стереотипы имеются, но в меньшем количестве, это стадо 3, толпа 2, сборище, сброд, блуждающий. На наш взгляд, здесь отражено индивидуальное негативное отношение единичных информантов.

        Реакции, отражающие сферу функционирования, как отмечалось выше, оказались самыми немногочисленными. Здесь важным является, что народ мой 6, русский 2, моя семья 2, живущая вместе. Народов должно быть много 5, он должен быть многонациональный 4, иметь свою страну 5, историю 2, культуру 2, традиции 2, язык.

        На последнем этапе обработки результатов САЭ нами был произведён

анализ концептов, т.е. когнитивная интерпретация значений ассоциатов, которая позволила сформулировать когнитивные признаки рассматриваемого концепта, объективированные данными ассоциатами. Выявленные  в результате данной процедуры когнитивные признаки позволяют представить содержание концепта народ следующим образом (признаки приводятся по убыванию их стереотипности в русском языковом сознании). Единичные ассоциаты здесь не приводятся.      

Это много людей 105 (42%) (люди 42, общество 12, нация 10, общность людей 7, много 5, группа людей 5, массы 4, многонациональный 4, стадо 3, все мы 3, муравьи 2, население 2, семья 2, толпа 2, трудящиеся 2);

Это единство 40 (16%) (единство 24, единый 12, сплоченный 4);

Это дружба 27 (10,8%) (дружба 14, дружный 10, братство 3);

Это мой народ 8 (3,2%) (мой 6, русский 2);

Мирный народ 7 (2,8%) (мир 4, миролюбивый 3);

Он добрый 6 (2,4%) (добрый 4, хороший 2);

Он свободный 6 (2,4%) (независимый 3, свободный 3);

Это сила 6 (2,4%) (сила 6);

Это гордость и уважение 5 (2%) (уважение 3, гордый 2);

Это страна 5 (2%) (страна 5);

Он гостеприимный 4 (1,6%) (гостеприимный 2, радушный 2);

Он мудр и справедлив 4 (1,6%) (мудрый 2, справедливый 2);

Он великий 3 (1,2%) (великий 2);

Это общение 2 (0,8%) (общение 2);

Это история 2 (0,8%) (история 2);

Это культура 2 (0,8%)  (культура 2);

Это традиции 2 (0,8%) (традиции 2);

 

  Таким образом, по результатам САЭ, народ в русском языковом сознании это, прежде всего, много людей, которых сплотили единство и дружба, которые ценят мир, свободу, что придаёт им силу; эти люди в большинстве своём добрые, гостеприимные, мудрые и справедливые; это мой великий русский народ, который вызывает гордость и уважение, для которого важны общение, своя история, культура и традиции.

        Чтобы выделить показательные в процентном отношении группы признаков, что позволит акцентировать культурно значимые признаки для каждого исследуемого социума, и, прежде всего, расширить смысловое наполнение ассоциативных полей, нами был проведён цепочный ассоциативный эксперимент (далее ЦАЭ). В ЦАЭ мы предложили испытуемым назвать 10 слов и словосочетаний, ассоциируемых с предложенными стимулами. Всего в ЦАЭ приняло участие 80 человек русской национальности, от которых было получено 552 реакции на слово-стимул народ: разных – 139, единичных реакций – 31, отказов – 0, количество реакций в ответах от 4 слов до 9 слов и словосочетаний.

        При обработке и анализе результатов ЦАЭ, мы обратили внимание на количественные характеристики, в том числе, какие ассоциаты являются самыми частотными, какие ассоциаты выступили в качестве первых реакций, сколько в АП оказалось реакций с одинаковым количеством повторов, и одинаков ли состав наиболее частотных реакций. Отметим, что к наиболее частотным реакциям принято относить первые 5 самых частых ответов [6].

Итак, у нас получился следующий анализ АП народ русских информантов: самой высокочастотной реакцией на заданный стимул является, также как и по результатам САЭ, слово люди, оно встретилось в 33 ответах и в 18 из них указано первым. Далее следуют реакции единство (21 раз), сила (20 раз), традиции (17 раз), культура (15 раз), дружный (14 раз). Среди данных реакций имеются слова, отмеченные первыми. Так, слово единство указано первым в одиннадцати ответах, слова сила, дружный отмечены первыми каждое в четырех ответах, слово традиции обозначено первым в трех ответах. В оставшихся реакциях также были ассоциаты, отмеченные первыми в одном и более ответах. Реакции толпа, общность людей указаны первыми каждая в шести ответах, слово единый отмечено первым в пяти ответах, слово сплоченный – в четырех ответах, реакции дружба, нация, человечество обозначены первыми каждая в трех ответах, реакции язык, многонациональный, группа людей – каждая в двух ответах, и реакции братство, казахстанцы, общество, стадо, великий – каждая в одном ответе.

        Наиболее частотными реакциями по результатам ЦАЭ являются люди 33, единство 21, сила 20, традиции 17, культура 15. Сравним их с пятью первыми реакциями, полученными по результатам САЭ, которые уже приводились выше: люди 42, единство 24, дружба 14, общество 12, единый 12. Как видим, ассоциаты люди, единство являются стереотипными и занимают те же позиции по результатам обоих экспериментов, что в очередной раз подтверждает их значимость в представлении рассматриваемого концепта в русском языковом сознании. Ассоциат дружба, занимавший в САЭ третью позицию, сместился на 16 позицию, но своей актуальности, на наш взгляд, не утратил, так как встретился в 9 ответах. Реакция общество в ЦАЭ оказалась на 19 позиции и встретилась в 8 ответах. Ассоциат единый, несмотря на то что спустился на 8 место, всё также подтверждает свою значимость, он повторился в 13 ответах.

        Ассоциаты сила, традиции и культура, которые по результатам ЦАЭ вошли в пять самых частотных реакций, в САЭ занимали следующие позиции: сила была на 9 месте с индексом встречаемости 6, традиции – на 34 и культура на 28 позициях, оба ассоциата с частотой встречаемостью 2. На наш взгляд, столь резкий скачок в количественном отношении объясняется тем, что в представлении концепта народ, все перечисленные признаки действительно важны: народ – это сила, на которую может опереться любое государство в решении глобальных насущных проблем, и любой народ должен иметь свои традиции и культуру, унаследованные от предыдущих поколений, и способствовать их дальнейшему развитию. Однако в САЭ, когда, не задумываясь, следовало назвать «первое пришедшее в голову слово», эти признаки ушли на второй план, в ЦАЭ же было больше возможности и времени для реакций, и нужно было перечислить уже 10 признаков, поэтому испытуемые заполняли свои ответы, перечисляя то, что должен иметь, по их мнению, каждый народ. 

        При обработке и интерпретации результатов ЦАЭ мы не стали дублировать те же виды анализа, что и при САЭ, ведь для нас было важным: выделить те группы ассоциатов, которые позволят акцентировать культурно значимые, ценностные признаки каждого рассматриваемого концепта. Поэтому мы сочли необходимым произвести только анализ концептов, который позволит выявить  когнитивные признаки, отражающие «семантическое наполнение» концепта народ, и позволит определить их сходства и различия по результатам обоих экспериментов.

        Так, в ходе анализа АП народ, полученного от русских респондентов по результатам ЦАЭ, мы выделили следующие когнитивные признаки (признаки приводятся по убыванию их стереотипности в русском языковом сознании). Единичные ассоциаты здесь не приводятся.

Это много людей 140 (26,4%) (люди 33, нация 13, толпа 12, население 11, общность людей 11, многонациональный 9, общество 8, много 6, группа людей 4, граждане 4, казахстанцы 4, массы 4, человечество 4, стадо 3, народность 2, племя 2, трудящиеся 2, соседи 2, этнос 2, все 2, все мы 2);

Это единство 47 (8,5%) (единство 21, единый 13, сплоченный 11, единение 2);

Это сила 47 (8,5%) (сила 20, мощь 5, могущество 3, мужественный 3, надежный 3, непобедимый 3, сильный 3, решительный 3, воинственный 2, крепкий 2);

Это традиции, обычаи, обряды 38 (6,9%) (традиции 17, обычаи 12, обряды 4, гулянья 3, праздники 2);

Это дружба 29 (5,6%) (дружба 9, дружный 14, братство 4, дружелюбный 2);

Он добрый 23 (4,2%) (добрый 10, весёлый 5, благородный 2, доверчивый 2, отзывчивый 2, честный 2);

Это страна 21 (3,8%) (государство 8, страна 6, территория 5, фундамент государства 2);

Проявляет недовольство 17 (3,1%) (неуправляемый 3, агрессия 2, волнения 2, демонстрация 2, драка 2, митинг 2, злой 2, многострадальный 2);

Мирный народ 16(2,9%) (мир 7, мирный 5, согласие 2, солидарность 2);

Это культура 15 (2,7%)  (культура 15);

Он свободный 11 (2 %) (свобода 7, независимый 2, свободолюбивый 2);

Это общение 11 (2%) (взаимопонимание 6, общение 3, взаимоотношения 2);

Это язык 10 (1,8) (язык 10);

Он трудится 9 (1,6%) (трудолюбивый 4, работающий 3, созидатель 2);

Он великий 9 (1,6%) (великий 5, величие 2, слава 2);

Это толерантность 9 (1,6%) (толерантность 3, сосуществование 2, терпимость 2, вместе 2);

Он творец 8 (1,4%) (творец 2, творчество 2, искусство 2, фольклор 2);

Это защита и опора 8 (1,4%) (защитники 3, поддержка 3, опора 2);

Он гостеприимный 7 (1,3%) (гостеприимный 7);

Он мудрый 7 (1,2%) (образованный 4, мудрый 3);

Это права 7 (1,2%) (выборы 3, права 2, равноправие 2);

Это вера в бога 6  (1%) (религия 4, вера 2);

Это чувства 6 (1%) (любовь 6);

Это безразличие 6 (1%) (безразличие 2, покорность 2, тупость 2);

Он правит 4 (0,7%) (власть 2, правит 2);

Это история 4 (0,7%) (история 4);

Это мой народ 3 (0,5%) (мой 3);

Это уважение 3 (0,5%) (уважение 3);

 

Конечно же, количество признаков заметно увеличилось от 18 до 27.

Сравнительный анализ выделенных признаков указывает на тесную связь концептов народ и люди. Признак «это много людей» по результатам обоих экспериментов намного превышает в количественном отношении другие признаки, отделяясь от них большим частотным разрывом, и входит в ядро рассматриваемого концепта. Следующим по частоте признаком является признак «это единство», на наш взгляд, это символично, как отмечалось выше, единство должно быть отнесено в понятийный компонент концепта народ, так как «в единстве сила», и в подтверждение нашей мысли, на третье место по результатам ЦАЭ с одинаковым показателем частотности выдвинулся признак «это сила», который в САЭ находился на 7 месте. Далее по значимости и частоте мы располагаем признак «это дружба», так как признак «это традиции, обычаи и обряды», не был столь значителен в САЭ и включает несколько концептов, разграничить которые мы не сочли необходимым. И на пятом месте признак «он добрый», так как признаки «мирный народ» и «он свободный» в ЦАЭ оказались на 10 и 12 местах. 

        Таким образом, анализ концептов, составляющих концепт народ, показал, что в русском языковом сознании народ – это люди, для которых важны единство и дружба, это, конечно, сила, но больше всего они ценят доброту, в целом, народ должен быть добрый. На наш взгляд, это очень важно, что в наш век, когда мир насыщен информацией о событиях негативного характера - это конфликты, теракты, стихийные бедствия и многое другое, сообщество начинает ценить такое качество в людях как  доброта, доброжелательное отношение ко всему окружающему.

 

Литература:

1.   Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб.пособие/ В.А. Маслова. - 2-е изд.- Минск.: ТетарСистемс, 2005. – 256 с.

2.   Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. – Воронеж: Издательство Воронежского госуниверситета, 1996. - 104с.

3.   Словарь русского языка: В 4-х томах./Под ред. А.П. Евгеньевой.- Т.2. 3-е изд. стереотип. – М.: Русский язык, 1986. – 736с.

4.   Ожегов СИ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополн., - М: Азбуковник, 1999.- 942с.

5.   Словарь синонимов русского языка. /Под ред. Л.А. Чешко. Изд. 4-е, репродуц. – М.: Русский язык, 1975. – 600с.

6.   Палермо Д. Словесные ассоциации и речевое поведение детей. – В кн.: Изучение развития и поведения детей. М.: Наука, 1966.- с. 241-286.