Джамбулатов Ш.К.

Лаб.обычного права ЮФ.ДГУ

 

Роль и значение адата. Результаты социологического опроса.

 

Автором статьи был проведен социологический опрос 12 октября 2009г. среди студентов, преподавателей, школьников в целях исследования соотношения обычаев и традиции, а также изучения их мнения. Всего было опрошено 5 респондентов (2 преподавателей, 2 студентов, 1 школьника), проживающих в г. Махачкала РД. Мною были заданы вопросы следующего характера: как они понимают адат, как следует они адат; признает ли адат; как различают адат от шариата; решают ли конфликты по адату, по шариату или по закону; есть ли будущее у адата; когда больше влияла адат в советский или современный период.

Если взять, к примеру, позиция Исакова Р., студента 4 курса экономического факультета ДГУ, то по его мнению « адат следует понимать как обычай которое возникло несколько веков назад и передавалась от поколения к поколению, дошедшее до нас и который сохранился еще ». На вопрос: « следует ли он адату?», последовал ответ, что он  следует адату и старается, чтоб другие шли по этому пути. Судя по его словам некоторые адаты и обычаи практически не соблюдаются либо утратили свое былое значение. Он признает адат, даже можно отметить, что он один из тех, который строго следует и соблюдает адаты. Это человек, который очень верит богу, уважает старших, молится каждый день, и т.д. Хорошо разбирается в адатах и в шариате.

Среди респондентов оказались люди, которые даже не имеют четкого представление об адатах. Так, например студент первого курса ДГПУ на вопрос, о том, что представляет собой адат и какие адаты Вы знаете, то он сообщил следующее: «Адат – это правила поведения, который характерно только для людей проживающих исключительно в горной местности, и что понятие «адат» ассоциируются у него с горами». Что касается конкретных адатов, то он не в состоянии назвать, так как его бабушка и мать являются русскими и для них понятие адат является чуждым. Это можно объяснить следующем образом: адат, если о нем не знают либо не соблюдается  по каким-то причинам, то оно теряет своего истинного смысла и значения. Одной из таких причин послужил тот факт, что один из респондентов не бывал на Родине своих предков, следовательно, об адате практически имеет слабое, смутное представление. Так, один из респондентов на вопрос о том, что представляет собой адат, то он сообщил о том, что адат – это своего рода шариат. Для него вызвало затруднение разграничение понятий адат и шариат. Аналогичные ответы последовали от других респондентов. Краткий опрос, проведенный среди указанных лиц позволил автору сделать небольшие выводы следующего характера. Четверо из пяти респондентов не имеют четкого представление об адате и следовательно, смешивают понятие адат с обычаем, традицией и даже шариатам.

Адат – это сложившиеся правила поведения, которые регулировали наиболее важные отношения, невыполнение или нарушение которых предусматривает определенные репрессивные меры к виновным.

 

Если сопоставит адат в советский и в современный периоды, то в советские годы Российкой истории, адат в некоторых уголках нашего государства был предпочтительным по сравнению с законом. Например, в настоящее время разбирают дела по закону, хотя еще в горах сохранились разбирательства дел по адату. Хотя адат с точки зрения закона не имеют никакой юридической силы, роль, и значение адата представляет весьма ценный для науки и для современного Дагестана интерес. Проблема заключается в том, что законы не в полной мере реализуются, и не соблюдаются нашими согражданами, в то время некоторые обычаи и в некоторых местах не только восполняют пробелы в законодательстве, но и служат средством регулирования поведения человека в конкретной ситуации. К сожалению, многие не умоляя роли и значения адата в нашем обществе не соблюдают адат, а порой даже пренебрегают им.

Это объясняется тем, что в школе недостаточно и не полной мере реализуется образовательные стандарты, в части касающейся культуры, религиоведении  и истории Дагестана. В связи с этим, считаю необходимым ввести обязательные дисциплины в школах, такие как «Культура и традиции народов», «Основы религиоведения», а в региональном компоненте учебной программы юридических факультетов и вузов – «Обычное право». Это будет способствовать, на мой взгляд, духовному оздоровлению нашего общества, минимизации преступности в молодежной среде и, следовательно, укреплению законности и правопорядка.

Перечень вопросов социологического опроса по теме:

 «Адаты народов Дагестана»

1.      Вы сталкивались с адатом при решении каких-либо вопросов?

-         да

-         нет

 

2.      Как вы думаете, адаты действуют или нет?

-         да

-         нет

-         не знаю

 

3.      Нужно ли использовать адаты в современном законотворчестве?

-         да

-         нет

-         не знаю

 

4.      Вы можете определить разницу между адатом и шариатом?

-         да

-         нет

-         не знаю

 

5.      Нужно ли ввести учебную дисциплину: «Адаты моего народа» в школах?

-         да

-         нет

-         не знаю

 

6.      Нужно ли ввести учебную дисциплину: «Адаты народов Дагестана» в ВУЗе?

-         да

-         нет

-         не знаю

 

7.      Нужно ли ввести местное самоуправление по адату?

-         да

-         нет

-         не знаю

 

8.      Поможет ли адат справиться с преступностью?

-         да

-         нет

-         не знаю

 

9.      Поможет ли шариат справиться с преступностью?

-         да

-         нет

-         не знаю

 

10.  Национальность______________________________________________

11.  Вероисповедование.___________________________________________

12.  Ваше образование_____________________________________________