Щутунова Л.К.

Сотр. Лаборатории

 обычного права ЮФ.ДГУ

 

Кодекс Вачагана как памятник права Кавказской Албании

 

Первое высокоразвитое государственное образование на территории Дагестана – Кавказская  Албания – возникло в IV в. до н.э. Наиболее древним и основным источником права являлось обычное право. Дошедшие до нас в письменном памятнике права Албании, канонические постановления Агуэнского собора, созванного в V в. албанским царем Вачаганом III в урочище Агуэн. Агуэнские каноны — памятник большой значимости и единственный сохранившийся историко-юридический документ ранне-средневековой Албании, в котором отражены социальные и правовые отношения различных общественных слоев. Отдельного издания Агуэнских канонов не существует. Они опубликованы в составе «Истории албан» Моисея Каланкатуйского и в составе «Армянской книги канонов» — «Канонагирка».

Стремясь закрепить независимость Албании и учитывая большую политическую роль самостоятельной албанской церкви, которая противостояла бы чуждым религиозно- политическим влияниям и ассимиляторской политике иноземных сил, Вачаган III считал необходимым упрочить пошатнувшиеся устои этой церкви (после антиперсидских восстаний V в.) и экономически укрепить ее. А это можно было сделать принятием албанских церковных правовых норм.

Албанский царь Вачаган желал видеть свою страну христианской, церковь сильной, а духовенство образованным. Он направил все силы к тому, чтобы христианство стало всеобщей религией Албанского царства. Для осуществления этого намерения царь Вачаган начал ожесточенную и бескомпромиссную борьбу как с огнепоклонством, так и с различными языческими сетами. Эту же цель преследовал и созванный по инициативе царя Вачагана Поместный Собор Албанской Церкви, вошедший в историю с наименованием Алуэнского Собора.

Номинальным поводом для решения созвать собор послужили так называемые «разногласия» между клиром и мирянами. Моисей Каланкатуйский сообщает, что при Вачагане произошли несогласия между мирянами и епископами, священниками и хорепископами, азатами и рамиками.

С одной стороны, Агуэнский собор должен был способствовать утверждению самостоятельности албанской церкви. Поэтому целью Агуэнских канонов было укрепление культовых обрядов, создание материальной базы клира, узаконение материальных и религиозных обязанностей паствы перед церковью, утверждение прав и обязанностей клира, уничтожение остатков нехристианских верований.

С другой стороны, Вачаган III с помощью Агуэнских канонов пытался усилить государственную власть, обуздать своевольных азатов, уравнить клир со светской знатью, урегулировать отношения между податным сословием и светской знатью с духовенством, добиться религиозного единения всех сословий, что также было необходимо для сохранения политической независимости страны и для борьбы с иноземными силами.

Моисей Каланкатуйский перечисляет участников собора: Царь Албанский Вачаган и архиепископ Партавский Шупхалишо, епископ Капалакский Манассия и епископ Гашуа Иунан (Иоанн или Иона), хорепископы Еута Анания и Исаак, Фод, епископ Ути, иерей Каланкатуйка Иосиф, иерей Партава Матфей, иерей царского двора Фома, иерей Гигача Погос, хореепископ города Цри Шмавон, иерей Дарагоча Матфей, иерей Беда Абиказ, иерей Манушика Урбатайр, иереи Иовел, Парп, Мидэ, Иаков, люди вольные и родоначальники (старшины) Арцаха, старшина Каланкатуйка Бакур, и многие другие. Из этого сообщения ясно, что помимо самого царя, по-видимому председательствующего на соборе, в соборных заседаниях принимали участие семь епископов, священнослужители и множество князей и народных старшин.

Согласно постановлениям Собора церковная власть распределялась по церковно-административным единицам – епархиям. В Албании границы епархий совпадали с территориальными границами областей. Но не в каждой области были свои епархии. Так, например, в Арцахе было одиннадцать областей, а епископства имелись только в трех: Габанде, Мец-Когманке и Мец-Иранке. Порой же целая провинция (наханг) входила в одну епархию, как Баласакан (Пайтакаран).

 

Постановления собора касались несомненно тех вопросов, по поводу которых существовали разногласия между клиром и мирянами. Общий характер принятых решений дает основание полагать, что большинство вопросов было решено в пользу Албанской Церкви. Упорядочивались ежегодные приношения «плодов от народа иерею»; распределялась десятина, взимаемая азатами в пользу Церкви; судопроизводство по делам гражданским и уголовным возлагалось на епископа; запрещался языческий обычай оплакивать умерших; воспрещалась женитьба между родственниками; воспрещался развод без причины и взятие другой жены без венца (нарушение этого постановления каралось как убийство); без разрешения епископа воспрещалось азатам как приглашать к себе во владение иерея, так и изгонять его; населению вменялось в обязанность бывать на воскресных богослужениях в церкви.

Во ведении говорится о причинах созыва собора. Переходя к анализу канонов, можно выделить четыре группы:

1) каноны, касающиеся духовенства (взаимоотношения церковнослужителей, права и обязанности клира);

2) каноны, регулирующие отношения между клиром и светской знатью;

3) каноны, регулирующие отношения между духовенством и мирянами;

4) каноны, имеющие чисто правовой характер.

По Агуэнским канонам 11 и 12 за совершение дохристианских обрядов (оплакивание умершего) судит царский двор (царский суд), а по армянским канонам - церковь. Особенностью Агуэнских канонов является еще то, что в них не предусмотрен обвинительный приговор." Согласно Агуэнским канонам в Албании действовали два суда: церковный суд и дворцовый (царский) суд. Инстанциями церковной юрисдикции были: 1) суд священника, 2) суд епископа. Церковный суд разбирал проступки церковнослужителей и нарушение мирянами духовных обязанностей. Духовенство в лице епископа осуществляло судебные функции не только в области церковного права, но и в некоторых областях гражданского и уголовного права.

Дворцовому суду были подведомствены брачно-семейные дела, антирелигиозные деяния, убийства, т.е. самые тяжкие по тому времени уголовные преступления, которые карались смертной казнью. Дворцовый суд разбирал тяжбы, возникшие между светской знатью и духовенством. Верховным судом страны был дворцовый суд, во главе которого стоял царь.

Каноны  10,  11,  имеющие  чисто  правовой  характер,  отражают  нормы  брачно-семейного  права.  В каноне 10 читаем: «Мужчина не может взять в жены родственницу в третьей степени  родства  и  не  может  взять в  жены  жену  брата».  Этот  канон  полностью  восходит  к Библии  (Левит, XVIII в., 6-8, XX-17), которая запрещала браки между родственниками до третьей степени  родства  включительно.  Как  и  Моисеев  закон (Библия),  албанское  христианство  считало  такие  барки кровосмешением, преступлением  и жестоко  наказывалось. .Брачно-семейному праву посвящена и первая половина албанского канона 11, которая гласит: «Кто оставит женщину без причины, и кто берет женщину без венца, и кто неправеден и  является  человекоубийцей,  таковых  связать,  привести  к  царскому  дворцу  и  подвергнуть  мучительной  смерти». Как видно, расследование и наказание самых  тяжких преступлений  осуществляется царской властью. Оставить женщину без причины, т.е. развод (по причине мужчины)  приравнивается по степени преступности убийству и поэтому одинаково наказуемо.  Так Албанская церковь выступает гарантом сохранения семьи и женщины-жены.

Перечисление соборных правил историк завершает словами:

«Эти постановления приняли епископы, иереи и азаты в присутствии царя. Устами нашими – епископов, иереев и всей церкви да будут благословенны царь и царица с чадом своим, и остальные [миряне], присутствующие на этом соборе, да будут благословенны. К этому постановлению свои перстни приложили: советник царский Михр Гарик, хазарапет Мирхорик, родоначальники: Марут, Тиразд, Аспаракос, Шама, Бакур, Аратан, Аршес, Вардан Храбрый, владетель Гардмана Хурс, Германосан, Хоскен, старшина Пюрог и все [другие] старшины и азаты Албанские. И для пущего подтверждения грамоты к ней приложен и перстень Вачагана, царя Албанского».

Обращает на себя внимание перечень епископов в начале протокола соборных постановлений, печати которых к протоколу приложены не были; утвердили своими печатями соборные постановления представители светской знати.

Источниками канонического права албанской церкви, так же как и армянской и грузинской, служили:

1) нормы внешние, рецепированные, общие с другими церквами христианского Востока;

2) нормы, разработанные и установленные албанской церковью.

К первой категории относятся, во-первых, законы библейские, главным образом, Моисеевы законы. Библейские нормы как «Божественный закон», объявлялись «незыблемыми», «вечными», считались основой для церковного законодательства и потому вносились в нормы церковного канонического права.

К внешним источникам относятся также доникейские, так называемые апостольские каноны; церковные каноны, принятые первыми тремя Вселенскими Соборами (Никейским 325 г., Константинопольским 381 г., Ефесским 431 г.) ; Каноны «святых отцов» - Василия Великого, Афанасия Александрийского и др. Нормы Вселенских Соборов, правила апостолов, отцов святой церкви считались, как известно, обязательными, общими для всех христианских общин до созыва Халкедонского собора.

Албанская церковная иерархия не просто заимствовала эти внешние нормы, но приняла их в той мере, в какой они не противоречили общественным отношениям в самой Албании и не противоречили обычному праву. Ко второй категории должны быть отнесены те каноны, которые были продуктом нормотворческой деятельности албанских соборов.

Царь Вачаган созывом Албанского Собора добился нескольких, поставленных им, целей. С одной стороны, собор этот способствовал утверждению самостоятельности Албанской Церкви, с другой – Вачаган с помощью соборных постановлений предпринял удачную попытку усилить государственную власть, обуздать своевольных феодалов (азатов), уравнять клир со светской знатью, урегулировать отношения податного сословия между знатью и духовенством, добиться религиозного единения всех сословий, что также было необходимо для сохранения политической независимости страны.

 

                                                   Список литературы:

1. Исмаилов М.А «История государства и права Дагестана». Махачкала 2006г.

2. Исмаилов М.А Хрестоматия «История государства и права Дагестана» Махачкала 2009г.

3. Исмаилов М.А Обычное право. Курс лекций. Махачкала ИПЦ ДГУ 2003г.

4. Мамедова Ф.Д. «Структура Албанской церкви и ее внешние связи».

5. Мамедова Ф.Д. «История албан» Моисея Каланкатуйского как источник по оющественному строю раннесредневековой Албании. Баку, 1977г.

6. Мамедова Ф.Д. «Политическая история и историческая география Кавказской Албании». Баку, 1986 г.

7. Сагидов А.М. Некоторые особенности обычного права народов Дагестана // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2006г. № 26, 0,25 п.л.

8. Сагидов А.М. К вопросу об источниках обычного права народов Дагестана // Право и государство (теория и практика). 2007г. № 7 (31), 0,3 п.л.

9. Сагидов А.М. Обычное право народов Дагестана: понятие, особенности и основные источники // Сборник научных трудов кафедры государственного строительства и права РАГС. 2006г. Вып. XVIII, 0,6 п.л.