История
/Отечественная история
К.и.н., доцент Сулейменова М.Ж., к.и.н.,
доцент Даниярова А.Е.,
старший преподаватель Абдрахманова
А.А.
Карагандинский государственный
технический университет. Казахстан
О религиозных верованиях
казахов
На
территории современного Казахстана исторически сложилось так, что разные
религии имели влияние: буддизм, христианство, позднее ислам о чем говорят
различные памятники, в том числе археологические находки. Казах считал себя
мусульманином, но соблюдал обряды не
только ислама, но и доисламских религий. Самой ранней формой религии был
шаманизм, тенгрианство.
Шамана
казахи называли баксы, который
обладал способностью гипноза и обычно лечил больных ночью, при свете шам
(светильника). От тюркского слова «шам» происходит и само название «шаман». При
лечении шаман демонстрировал различные представления, вроде того, что может
босиком стоять на раскаленном докрасна железном предмете, разжевывать
саксаульный жар и т.д. У всех тюркских этносов шаманизм является самой древней
формой религиозных верований.
Шаман
не только своеобразный лекарь, но и религиозный человек. Он во время своих
представлений называет имена различных животных, считая их своими предками
(тотемами).
У
казахов, издревле, часто употребляемым святым, божественным словом было кудай. Тюркоязычные народы еще до
возникновения исламской религии Бога называли кудай. Это слово встречается в священной книге «Авеста»
зороастрийской религии. Слово кудай
означает луну, приносящую счастье, богатство. Следовательно, луна возведена до
уровня Бога. Луна по сей день почитается казахими, наряду с солнцем. Но далекие
предки казахов (скифы, массагеты) считали богом, не луну, а Солнце. Древние
казахи обращались Солнцу, к Востоку, поклоняясь ему.
Казахи и
по сей день наряду со священным словом «кудай» употребляют слово
тәнір как синоним бога и у казахов оно означало и не
луну, и не солнце, а все голубое небо.
Помимо вышеназванных религии на территории Казахстана
распространение имело и христианство несторианского толка, привнесенное сюда
миссионерами.
Общеизвестно, что природа не терпит пустого пространства,
так и у кочевников идейной пустоты не было. Поэтому в кочевой степи стала
распространяться новая религия – ислам, ставшая
господствующей религией в казахском обществе. Распространение ислама тесно
связано с именем Ходжа Ахмеда Ясави - родоначальника
тюркской традиции в суфизме, основавшего орден йасавий (султанийа), от которого
развились различные ответвления. Конгрегация йасавийа сыграла важную роль в
исламизации тюркских народов, в том числе и казахов. Характерной чертой учения
йасавийа было то, что оно было учением странников, в котором существенная роль
принадлежала религиозной практике, близкой древней религии тюрков. Так, в
учении йасавийа получил развитие громкий зикр (джахр).
Основой учения Ходжа Ахмеда Ясави, сделавшего
ислам близким и понятным коренному населению была любовь и преданность человека
к Всемогущему Богу - Аллаху, который всегда на стороне честных, чистых душой, а также всех обиженных,
оскорбленных, униженных. Ходжа Ахмад Ясави является автором известного сборника
суфийских стихотворений, написанных на тюркском языке – «Диван-и Хикмат»
(«Премудрость»).
Распространение ислама началось со строительства мечети,
открытия медресе, создания библиотеки.
Основными догматами ислама являются: ежедневное чтение пятикратного
намаза, посещение мечети, особенно по пятницам, ежегодное соблюдение постов в
священный месяц Рамадан., совершение хотя бы один раз в жизни паломничества в
Мекку, а также мусульманские законы шариата.
Исламская религия своими предписаниями призывала широкую
казахскую общественность быть на стороне обездоленных, помогать бедным, нищим,
больным, одиноким и сиротам, быть
благочестивым. Все это способствовало тому,
что казахи добровольно и активно
приняли ислам.
Исламизация казахской степи, присходившая прежде всего в
форме суфизма, свидетельствует о значительном влиянии мусульманского мистицизма
на формирование местных образов святых. Среди многочисленных объектов почитания
у казахов особое место занимает святыня Ходжа Ахмеда Ясави, которая
представляет собой центральное святилище из целого комплекса святынь, связанных
с именем знаменитого святого, снискавшего г. Туркестану славу «Малой Мекки». А
недалеко от городища Отрар находится мавзалей святого Арыстан-баба, который, согласно
преданию, являлся духовным наставником Ахмада Ясави. Эти святыни являются
наиболее почитаемыми в Казахстане.
В советское время диктатура партийной идеологии хотела
вытравить из сознания людей религиозные представления. Перестали действовать религиозные
учреждения: церкви, костелы, мечети. Представители религиозного культа жестоко
преследовались. В Казахстане в результате политики Советов уничтожались,
сжигались подряд все книги, написанные по-арабски. Неграмотные люди не
различали, какие из них религиозные, а какие исторические, литературные. В
результате были потеряны многие ценные источники духовной культуры.
После развала СССР и получения Казахстаном независимости
действительно установилось конституционное право свободы совести. Открылись
мечети в городах, районах, создано Духовное управление мусульман Казахстана.
Возродили работу все конфессии. Происходит духовное самоочищение народа. Многие
стали соблюдать пост Ораза как способ укрепления здоровья путем воздержания.
Ежегодно сотни мусульман совершают хадж в Мекку. Казахстан стал страной, где
царит всеобщее духовное согласие и сотрудничество во имя прогресса.
Литература:
1. Абусеитова М.Х. Из истории
казахско-среднеазиатских отношений: события
1598-1599 годов.- АлмаАта: «Наука», 1981.- С.127.
2.
Валиханов Ч. Ч. Собр.соч., В 5-ти т. Т.4.- Алма-Ата, 1985. - С. 49-50.
3.
Катанов Н.Ф. Шаманские песнопения. -М., 1996. - С. 164.
4.Турсунов
Е.Д. Истоки тюркского фольклора. -Алматы, 2001. - С.142- 162.