Педагогические науки –Проблемы подготовки специалистов

 

К.п.н. Рязанцев А.А.

ОГОУ ДПО «Астраханский институт

повышения квалификации

и переподготовки»

г. Астрахань

Профессиональные заболевания музыкантов и их профилактика средствами физической культуры

 

         Профессиональные заболевания лиц музыкальных профессий встречаются не так редко, как принято считать [8]. По данным статистики во всем мире около 90 % музыкантов имеют профессиональные заболевания. Известны имена выдающихся музыкантов, страдавших профессиональными заболеваниями рук: С. Рахманинов, А. Тосканини, С. Танеев, Т. Нейгауз, С. Скрябин и другие. От профессиональной болезни музыкантов ужасно страдал Роберт Шуман, что заставило его прекратить игру на рояле и сосредоточиться на сочинении музыки.

         В конце XIX века болезни рук у пианистов стали настолько частыми, что это заставило некоторых музыкантов практически пересмотреть основы методики преподавания. Актуальность решения этой проблемы существует и в сегодняшней реальности. В Берлине даже создан Институт здравоохранения музыкантов, где изучают профессиональные заболевания музыкантов, способы их лечения и профилактики.

         От функционального перенапряжения при игре на музыкальных инструментах может возникнуть ряд заболевания верхних конечностей (миозиты, бурситы, эпикондилиты, ганглии, тендовагиниты, периартриты, легаментиты и др.), вызывающих не только болевые ощущения, но и ограничивающих трудоспособность музыканта и, в ряде случаев, требующих переквалификации [2, 8, 9, 10].

         Преобладающие среди музыкантов формы проявления профессиональных болезней должны быть отнесены к двигательным расстройствам в виде аномального состояния двигательной системы (нарушение нормальных, рациональных отправлений ее при игре, своего рода «перенапряжение» мускулатуры), итогом которого нередко являются непроизвольные сокращения мышц, обычно именуемые судорогами, и боли невралгического характера. Профессиональные невралгии представляют собой невралгии плечевого сплетения (поскольку речь идет о верхних конечностях). Часто встречаются так называемые невромиалгии и невромиозиты, невротендомиозиты [8, 9].

         Дискинезия – своеобразное профессиональное заболевание пианистов, скрипачей, трубачей, барабанщиков, дирижеров, которое имеет в литературе много названий – координаторный невроз, профессиональный невроз, писчая судорога, писчий спазм, графоспазм и, наконец, «профессиональная дискинезия». Это заболевание характеризуется расстройством координации движений при выполнении профессиональной работы, обязательным условием которой является сочетание быстроты и высокой координации движений [2].

         Существует своеобразная дискинезия губ у музыкантов, играющих на духовых инструментах, они подвержены координаторному неврозу губ [2].

         Профессиональные дискинезии развиваются большей частью у высококвалифицированных музыкантов и часто бывают трагичны, так как музыканту труднее, чем кому-либо другому, сменить свою профессию. Одна лишь мысль лишиться возможности дальнейшей деятельности на избранном поприще влечет за собой, в большинстве случаев, подавленное настроение больного, тяжело переживается и «обрастает» выраженными реактивными наслоениями [2, 8, 9].

         Ухудшение газообмена и увеличение резервного объема выдоха говорит о скрытой эмфиземе легких у певцов (по общепринятым понятиям практически здоровых людей), а также у музыкантов, играющих на духовых инструментах [11].

         Длительное и частое повышение внутрибрюшного давления при игре на духовых инструментах, обусловленное напряжением брюшной стенки, создает препятствия к оттоку крови из вен нижних конечностей, что предрасполагает к варикозному расширению вен. Оно усугубляется длительным стоянием, характерным для группы исполнителей, так как при отсутствии сокращения мышц нижних конечностей выпадает основной механизм, способствующий оттоку крови из глубоких и поверхностных вен ног [2].

         Условия труда певцов, артистов хора и оперетты отличаются от условий труда музыкантов-инструменталистов. Они чаще склонны к простудным заболеваниям верхних дыхательных путей, это объясняется чувствительностью голосового аппарата к охлаждению и условиям творческой деятельности. Артисты могут простудиться во время смены декораций, особенно весной и осенью, когда театры не отапливаются и температура в помещении ниже нормы [7, 9].

         Часто сценическая деятельность требует выступления в тяжелых, закрытых костюмах, что вызывает перегревание организма, нарушения координации дыхания, затрудняет голосоведение. Иногда актеру приходится петь сидя, лежа или в другой позе, что требует большого напряжения голоса. Чтобы не пропустить время выступления со своей арией, точно подать реплику партнерам по сцене, актер должен быть внимательным, собранным, а это требует большого напряжения нервной системы. Артистам оперетты по ходу спектакля необходимо часто переключаться с речевой тональности на певческую и наоборот. Все это, а также значительные передвижения по сцене, танцы требуют большого напряжения голосового и дыхательного аппарата и нередко сопровождаются различными голосовыми расстройствами [7].

         Экспериментально установлено, что нарушение временных отношений фаз вдоха и выдоха, в зависимости от исполняемой музыкальной фразы, длительным и напряженным выдохом предъявляет повышенные требования к работе единой функциональной системы: легкие – сердце [11].

         Наиболее частыми заболеваниями у певцов-профессионалов являются фонастения, ларингиты, полипы и певческие узелки, трахеиты, функциональные расстройства, приводящие прекрасные от природы голоса к полному разрушению [2, 7, 9].

         Профессиональные заболевания редко встречаются у музыкантов в возрасте старше 30 лет, и в 72 % случаев они встречаются у лиц, моложе 25 лет, особенно часто в возрасте 18-23 лет [8, 9].

         Это тот самый возрастной уровень, когда оркестранты, камерные исполнители, солисты овладевают необходимой для профессиональной деятельности техникой своего инструмента, голоса и вступают на профессиональную сцену. Однако, эта техника и профессиональные навыки еще недостаточно хороши, чтобы предохранить музыканта от «срывов», в результате как физической, так и эмоциональной перегрузки. Первые шаги на профессиональной сцене, как правило, совпадают с периодом учебы в музыкальном училище, в консерватории. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания в массе падают на стадию формирования личности музыканта, иными словами, на период развития исполнительских и творческих навыков.

         Однако, несмотря на молодой возраст, время занятий музыкой у 82 % больных профессиональными заболеваниями превышал 10 лет, а у 40 % – 15 лет, так как музыканты обычно начинают играть с 4-6 лет [8, 9].

         Очень часто педагоги-музыканты почти не занимаются вопросами профилактики профессиональных заболеваний музыкантов, и, чаще всего, им не хватает теоретической подготовки в этой области [10].

         В анамнезе больные профессиональными заболеваниями, как правило, связывают это с хроническим утомлением на почве профессионального перенапряжения мышц и функций, связанных еще с нервирующими моментами и профессиональными перегрузками [2, 8, 9, 10]. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания возникают в результате нарушения естественных физиологических законов работы мышц и функций, которое может быть вызвано как искажением рабочих навыков и физическими особенностями организма, так и недостатком тренированности исполнительского аппарата.

         Ряд специалистов-музыкантов отмечают необходимость и большую значимость физических упражнений, как в области совершенствования исполнительской техники, так и в области профилактики и терапии профессиональных заболеваний [1, 6, 7, 7, 10]. Некоторые из них отмечают терапевтическое действие утренней гимнастики, водных процедур, закаливания и массажа, «двигательной терапии» и специальной гимнастики до игры, пения, дирижирования. А ряд авторов рекомендуют неуклонно развивать и тренировать мышцы, заниматься зимними и летними видами спорта, художественной гимнастикой, теннисом, настольным теннисом, бадминтоном, греблей. Специальные упражнения для рук, ног, туловища, упражнения на расслабление, растяжение и координацию движений, для укреплений функций внешнего дыхания были предложены педагогами-музыкантами [2, 6, 10].

         Большинство авторов единодушны в том мнении, что главным физическим качеством для музыкантов всех специальностей является выносливость [1, 6, 8, 10].

         В профилактике профессиональных заболеваний не менее важной стороной учебной, исполнительской и производственной деятельности музыканта является организация занятий, репетиций, концертов, которые далеко не всегда зависят от самого музыканта. Часто учебная и производственная деятельность диктует двухразовые нагрузки: утром – на репетиции, вечером – на спектакле. Работа в вечернее и ночное время очень утомительна. Такие занятия и работа требуют строгого соблюдения режима труда и отдыха. Рациональной она будет в том случае, когда работа чередуется с паузами отдыха. Наблюдения показали, что музыкант не должен играть более 30-40 минут без перерыва. Через 40 минут рекомендуется сделать перерыв на 5-10 минут, так как продолжение игры свыше 40 минут приводит к утомлению нервно-мышечного аппарата. После 3-4 часов занятий отдых должен быть более длительным [2, 7, 8, 9]. Не следует перегружать молодой неокрепший организм непосильными занятиями, необходимо рационально составлять музыкальную программу. Плохое самочувствие, переутомление, нерегулярность питания, злоупотребление алкоголем и табаком, недостаточное пребывание на свежем воздухе, непродолжительный сон и малая двигательная активность могут способствовать более быстрому возникновению профессиональных заболеваний и заболеваний органов зрения.

         Проанализировав профессиональную и творческую деятельность музыкантов, нами экспериментально установлено, что физиологически обоснованным профилирующим видом спорта для них является плавание.

         Занятия плаванием оказывают положительное влияние на респираторную систему, совершенствуют ее функцию, что имеет существенное значение в профессиональной деятельности музыкантов-духовиков, вокалистов и хоровиков-дирижеров [11].

         Плавание известно как средство профилактики и метод лечения различных заболеваний [3]. В воде практически исключается статическая работа скелетной мускулатуры и мышцы получают возможность расслабиться. Уменьшается нагрузка на позвоночник, а это является благотворным фактором для лечения радикулитов, сколиозов. Активные занятия плаванием помогают вылечиванию различных травм, связанных с растяжением связок, вывихами.

         При погружении тела в воду повышается окружающее давление и легочные объемы уменьшаются. Функциональная остаточная емкость и остаточный объем воздуха уменьшается в воде примерно на 100-200 мл. Этот факт является очень важным для профилактики эмфизематозных заболеваний легких у певцов и исполнителей на духовых инструментах [5].

         Плавание является эффективным средством закаливания, так как вода в 28 раз сильнее, чем воздух, поглощает тепло с кожного покрова тела. Терморегуляция организма в воде играет большую роль в профилактике простудных заболеваний, составляющих до 40 % общей заболеваемости.

         Совершенствование техники плавания, поворотов, общее согласование движений рук, ног, туловища и дыхания при плавании стимулируют динамическую координацию рук и всего корпуса, совершенствуют двигательные навыки [3], а это очень важный момент в профессиональной деятельности музыкантов, особенно хоровиков-дирижеров. Кроме того, плавание формирует умение расслаблять мышцы, что профессионально важно для музыкантов всех специальностей. Специалисты также отмечают положительное влияние занятий плаванием на подвижность в суставах.

         Экспериментально доказано, что плавание – один из циклических видов спорта, совершенствующих выносливость. А выносливость является профессионально важным физическим качеством для музыкантов всех специальностей.

         Музыкантам необходимо заниматься и спортивными играми. Занимающиеся баскетболом значительно опережают в моторном развитии молодежь, занимающуюся по общепринятым программам по физическому воспитанию. Это особенно проявилось в таких компонентах моторики, как динамическая координация в целом, что наиболее ценно для музыкантов, особенно дирижеров [4].

Упражнения в передаче и ловле мяча совершенствуют функцию зрения. При игре с приспущенным мячом (баскетбол, волейбол) не только сводится к минимуму возможность получения травмы, но и развивается сила и гибкость кисти. Наиболее доступными (с точки зрения безопасности и воспитания профессионально важных физических качеств музыканта) являются игры в теннис, бадминтон и настольный теннис.

 

Литература:

1.                 Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов-пианистов: Автореф. канд. дисс.-Л., 1972.-18с.

2.                 Грацианская Л.Н., Ковшило В.Е. Справочник по профессиональной патологии.-Л.: «Медицина», 1981.-149с.

3.                 Куренков Т.И. Внешнее дыхание и газообмен при плавании: Автореф. канд. дисс.-М.,1968.-22с.

4.                 Лебедев В.М., Жук Э.И. Влияние различных форм физических упражнений на моторную зрелость 7-10-летних детей// Теория и практика физической культуры.-1982.-№ 7.-С.31.

5.                 Навратия М., Кадлец К., Даум С. Патофизиология дыхания. -М.: «Медицина», 1967.-43с.

6.                 Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. -Л.: Изд-во «Музыка», 1969.-131с.

7.                 Остапкович В.Е., Брофман А.В. Профессиональные заболевания лор-органов. –М.: «Медицина», 1982.-С.100.

8.                 Пронькова Е.Н. Клиника, лечение и профилактика профессиональных заболеваний рук у музыкантов: Автореф. канд. дисс.-М.,1967.-17с.

9.                 Струве Б.А. Профилактика профессиональных заболеваний (смычковая группа). -Л.: «Музыка», 1985.-С.60.

10.            Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических навыков. Издание 2-е. -Л., «Музыка», 1985. –С.60.

11.            Шнайдер А.А. Функциональное состояние кардиореспираторной системы и физическая работоспособность музыкантов различных специальностей: Автореф. канд. дисс.-Фрунзе,1988.-С.18.

12.