Соиск. Д. В. Власенко

Мордовский государственный педагогический институт, Россия

возрождение деятельности Протестантских общин в постсоветской Мордовии

(1990-е – начало 2000-х гг.)

 

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»; проект «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования»

 

В постсоветский период протестантизм в многонациональной Республике Мордовия переживает процессы возрождения, аналогичные возрождению традиционных религиозных конфессий – православного христианства и ислама. В начале XXI в. на территории республики активно действуют баптисты, адвентисты седьмого дня, община пятидесятников, «свидетели Иеговы». В рамках данной статьи рассмотрим некотоые особенности деятельности каждой из указанных общин.

В 1991 г. столицу Мордовии – г. Саранск посетили баптистские миссионеры из Майкопа: Н. Нагорная, Г. Пшеничный, П. Иваненко и др. После их приезда в молельном доме на ул. Мокшанской появилось много новых адептов, в основном молодежь. С этого времени пастором баптистов Мордовии стал П. А. Козлов 1.

В 1992 г. Саранск посетила еще одна баптистская миссия – под руководством А. Бондаренко. Из Латвии в этом же году приехал А. Н. Богатов, организовавший церковь «Возрождение», расположенной по улице Гончарова г. Саранска. В 1995 г. с Украины в Саранск приехал миссионер Г. В. Гаврилов. Результатом этого визита стало открытие в 1996 г. церкви «Благодать». Открылись богослужения и в церкви «Преображение», расположенной по улице Косарева. В 1996 г. миссионеры из церкви «Возрождение» В. Высоцкий и А. Голованов открыли церковь «Новая жизнь» в Северо-Западном микрорайоне Саранска 2. 

В настоящее время в столице Мордовии действуют 4 общины баптистов, и еще несколько находятся в районах республики. Средства баптистской церкви формируются из добровольных пожертвований верующих и отдельных граждан. Они могут пополняться также за счет денежных поступлений от осуществления производственной и религиозной деятельности. Средства расходуются по усмотрению общего собрания.

В плане общих тенденций развития баптизма в Мордовии показательной является деятельность церкви «Благодать», которая проводит работу преимущественно в Октябрьском районе г. Саранска. Члены общины посещают детский дом, работают с трудными подростками, помогают воспитателям в проведении праздников, распространяют Евангелие. Община на первых порах арендовала помещение кинотеатра «Восток», актовый зал музыкальной школы и др. В 1997 г. началось строительство нового молельного дома на деньги прихожан, позже постепенно появились благотворители. 19 августа 1999 г. община переехала в новое здание, первым пастором стал Г. В. Гаврилов. Однако в 2000 г. он уехал в г. Санкт-Петербург для продолжения обучения и пастором стал  Б. Е. Захаров.

Одним из видов деятельности церкви «Благодать» является миссионерство. Оно занимает большое место в работе общины. Миссионеры занимаются и таким видом деятельности, как социальная работа с осужденными. Члены церкви «Благодать» выезжают в места лишения свободы – поселки Потьма и Явас.

Сейчас действуют религиозные общины в с. Баево Ичалковского района, Ичалках («Новая жизнь»); г. Краснослободск; с. Курташки Атюрьевского района; пос. Комсомольский Чамзинского района; с. Кабаево Дубенского района и других населенных пунктах республики.

Баптисты Мордовии также создали детский клуб «Авана», девизом которого являются слова из Библии: «Старайся представить себя Богу деятелем». Данный клуб был образован баптистами США еще в 1920-е гг. С 1997 г. появились его последователи в г. Саранске: клуб размещается в церкви «Благодать». В клубе изучается Библия, проводятся спортивные игры,  ставятся спектакли и сценки на библейские сюжеты. В клубе несколько возрастных групп, каждая из которых носит футболки соответствующего цвета. Второй клуб «Аваны» был открыт в кинотеатре «Россия» г. Саранска, а ныне размещается в помещении церкви «Возрождение» (на ул. Гончарова). На базе баптистской церкви организованы детские летние лагеря отдыха. При церкви «Благодать» работают воскресная школа для детей и взрослых, библиотека.

Численность баптистской общины (крещеных членов церкви) в Саранске – около 200 чел. и примерно столько же в районах  республики. Этнический состав общин – русские, мордва, украинцы, татары, представители других национальностей. Социальный состав также неоднороден (безработные, учащиеся образовательных учреждений,  интеллигенция, представители мелкого и среднего бизнеса, рабочие и др.) 3.

В начале 1990-х гг. церковь «Адвентистов Седьмого дня» (АСД) в Мордовии возглавляли западные миссионеры (с 1992 г. – Джим Рейкинг, с 1993 г. – Дейл Лиман). В результате программ, реализуемых адвентистами, а также их активной прозелитической деятельности, саранская община стала быстро расти. С 1997 г. руководителем церкви стал И. И. Малин, с 2000 г. – Д. Т. Петряев. В настоящее время организация адвентистов Мордовии включает в себя около 220 чел. в г. Саранске, 25 – в г. Рузаевке, 5 – в с. Ромоданове,  25 – в г. Ардатове и около 25 чел. в других районах. По этническому признаку в адвентистской церкви присутствуют люди разных национальностей в зависимости от местности: в  основном, это русские, есть мордва, татары, евреи, украинцы 4.

Адвентисты Мордовии поддерживают тесные контакты с единоверцами, проживающими как в других регионах России, так и в других государствах. Это происходит в форме семинаров и конференций, во время временного пребывания миссионеров, обучения в учебных духовных заведениях, в виде связей по переписке и т. д. К другим конфессиям АСД декларируют подчеркнутую веротерпимость и уважение.

В 1991 г. общиной пятидесятников был зарегистрирован Библейский Центр Республики Мордовия, расположенный в Саранске (по ул. Коммунистическая), в котором церковь христиан веры евангельской арендует помещение для проведения богослужений.

В настоящее время в Мордовии насчитывается большое количество пятидесятнических церковных общин: две – в г. Саранске, а также в Рузаевке, Кадошкине, Торбееве, Краснослободске, Чамзинке, Атяшеве, Дубенках, Березниках. Общее количество пятидесятников в РМ достигает примерно 700 чел., из них – около 500 чел. в Саранске и 200 чел. в районах республики. Этнический состав пятидесятников Мордовии достаточно широкий: русские, мордва, татары, украинцы, молдаване, армяне и др.

В Библейском центре пятидесятников Республики Мордовия работают видео- , аудио- и  книжная библиотека, где в большом количестве представлены энциклопедии, справочники по изучению Священного Писания, а также различные издания и фильмы религиозного содержания, записи классической и современной духовной музыки. Действует детская воскресная школа. Миссионерская деятельность включает посещение мест заключения (пос. Явас, Потьма), больниц и детских домов, домов престарелых, учебных заведений, сел и деревень с целью распространения Евангелия в трактовке данной конфессии. У пятидесятников Мордовии существует широкие связи с протестантами из разных городов России, стран дальнего и ближнего зарубежья 5.

«Свидетели Иеговы» («Сторожевая башня») считаются ответвлением адвентизма. Их, в частности, объединяют эсхатологические аспекты: общая вера в близость второго пришествия и конца света. На территории Мордовии они впервые появляются в 1995 г., однако их организация была зарегистрирована лишь в декабре 1999 г. 6.

С 2003 г. активность «Свидетелей Иеговы» была отмечена в г.Темников. В д. Чижиково (недалеко от Темникова) иеговисты при помощи проповедников из Санкт-Петербурга создали один из своих центров. Они занимаются в основном распространением литературы соответствующего толка и предлагают всем желающим тематическое распространение Библии. Большую роль в привлечении новых адептов иеговисты отводят распространению бесплатных пособий по изучению Библии под названием «Познание как путь к вечной жизни».

В свои ряды они привлекают, как правило, людей, испытывающих душевный дискомфорт или людей с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, существует тенденция к расширению пропаганды иеговистов среди подрастающего поколения.

Активная деятельность иеговистов в Мордовии долгое время оставалась вне внимания широкой общественности. Первыми среди общественных организаций серьезную озабоченность деятельностью иеговистов в Республике Мордовия выразили активисты общероссийской общественной организации «Идущие вместе». Так, 18 апреля 2004 г. мордовское отделение «Идущих вместе» при поддержке Саранской епархии Русской православной церкви организовало публичную акцию протеста у кинотеатра «Россия», где иеговисты Саранска традиционно проводили свои молитвенные собрания. Характерно, что в акции протеста приняли участие люди, члены семей которых пострадали от деятельности «свидетелей Иеговы». Впоследствии такие акции неоднократно повторялись, но серьезных препятствий для деятельности «свидетелей» развернутая против них в Мордовии кампания не создала 7.

Отношение РПЦ к деятельности протестантских общин, на наш взгляд, достаточно четко сформулировано в учебном пособии по катехизису проректора Саранского духовного училища игумена Силуана (Туманова), который, в частности, поясняет: «События Реформации (XVI в.) заставили Православие сформулировать свое отношение к протестантскому миру. Православная Церковь осудила многочисленные протестантские мнения, включая оправдание верой, sola Scriptura (лат. «только Писание», т.е. признание абсолютного вероучительного авторитета только за Библией), отрицание икон, отказ от почитания Богородицы и святых» 8. Игумен Силуан подчеркивает, что «всякое согласие православных с католиками и протестантами – скорее видимость, чем реальность, поскольку православное учение о религиозном авторитете носит фундаментально иной характер» 9.

Тем не менее, в начале 2000-х гг. наметилась тенденция к сотрудничеству между протестантами Мордовии, с одной стороны, и Саранской и Мордовской епархией РПЦ (с 2011 г. – Мордовской Митрополии), с другой. Последнее обстоятельство, безусловно, «работает» на этноконфессиональную стабильность, которая является важнейшим фактором противодействия экстремизму и ксенофобии 10.

В целом же, необходимо признать, что протестантские общины в современной  Мордовии ведут активную общественную деятельность, что делает их важной частью конфессионального ландшафта республики.

 

Литература

1.       Чаиркина Н. О деятельности баптистской организации в Мордовии / Н. Чаиркина, Н. Шилов // Этноконфессиональная ситуация в Приволжском федеральном округе. Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов ИЭА РАН. – 2002. – № 41. – С. 9.

2.       Там же.

3.       Там же.

4.       Шилов Н. В. Адвентисты седьмого дня / Н. Шилов // Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». – Вып. IV. – Саранск, 2004. – С. 5.

5.       Шилов Н. В. Пятидесятники / Н. Шилов // Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». – Вып. IV. – Саранск, 2004. – С. 226.

6.       Асанова Ю. Ш. Свидетели Иеговы / Ю. Ш. Асанова, Н. В. Шилов // Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». – Вып. IV. – Саранск, 2004. – С. 260.

7.       Там же.

8.       Игумен Силуан (Туманов). О нашей вере. Беседы по основам Православия. – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. – С.272.

9.       Там же. С. 273.

10.   Еремина С. С. Роль российских вузов в профилактике ксенофобии и экстремизма (на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) / С. С. Еремина, А. В. Мартыненко, Т. Д. Надькин // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10). – С.54–56; Мартыненко А. В. Феномен конфессиональных меньшинств в Республике Мордовия (в контексте формирования толерантности в современном российском обществе) / А. В. Мартыненко, Т. Д. Надькин // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 3. – Ч. 2. – С. 61–65.