Соиск. Д. В. Власенко

Мордовский государственный педагогический институт, Россия

ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ  в РЕСПУБЛИКЕ МордовиЯ В 1990-Е – НАЧАЛЕ 2000-Х ГГ.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»; проект «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования»

 

Проникновение деструктивных культов на территорию российских регионов с начала экономического и общественно-политического кризиса 1990-х гг. приняло угрожающие масштабы. Причем до недавнего времени Русская Православная Церковь и мусульманская община (умма) оказывали им незначительное противодействие. Относительное равнодушие проявляла и светская общественность (научная интеллигенция, представители СМИ и т.д.). До сих пор отсутствует профессионально поставленная пропаганда, которая могла бы стать заслоном проникновению в Россию нетрадиционных сект, разлагающих естественную конфессиональную структуру. Необходимы грамотные юридические меры, более совершенные законы, регламентирующие деятельность религиозных организаций и ограждающие население от реакционных взглядов.

Не была обойдена стороной нетрадиционными сектами и Республика Мордовия. 

Белое братство (Юсмалос) – синкретическая секта, соединяющая в себе элементы учения супругов Рерихов, христианства (в весьма, впрочем, вольной трактовке), оккультизма и гностицизма. Адептам Белого братства внушалось, что они живут в последние времена существования человечества и надо стойко сопротивляться Антихристу: не принимать участия в общественной жизни, не учиться, не работать, не держать дома электронную аппаратуру, через которую сатана якобы их кодирует. Запрещено также вступать в брак, чтобы не отдавать своих детей дьяволу. Секта враждебно относится к другим конфессиям, особенно к Русской Православной Церкви (называет ее «невестой Сатаны»).

В 1991 - 1993 гг. жители Мордовии наблюдали деятельность «белых братьев». В основном проповеди проводились в кинотеатрах. Присутствовавшим раздавалась литература. Для вступления в братство необходимо было сделать пожертвование, а затем платить регулярные взносы. Известно, что некоторые люди предоставляли свои квартиры «белым братьям», другие продавали имущество и жилье, а выручку отдавали «семье». В 1993 г. после ареста М. Цвигун ее последователи покинули Саранск, но вплоть до 1999 г. отдельные представители секты посещали город.  Уже  в начале 2000-х гг. в республиканской печати публиковались материалы, свидетельствующий о том, что деятельность Белого братства в Мордовии продолжается и поныне. Так, в Темниковском районе работники уголовного розыска МВД РМ и местного РОВД были заняты поиском украинской семьи, к исчезновению которой причастно Белое братство. В ходе следствия установлено  их предположительное местонахождение в Темниковском районе. По всей вероятности это не единственный район Мордовии, где сектанты нашли себе пристанище и последователей.

Сатанисты. Саранское братство сатанистов («приверженцев черного культа»), активно действовало в 1997 - 1998 гг.: 10-15 человек собирались в группы  и, «подзаправившись» спиртным, ночью шли на городское кладбище, где на одной из самых старых могил города с огромным черным надгробным камнем  и совершались обряды сектантов. После пения на латыни кабаллистических гимнов приносили в жертву черного  петуха, окропляли его кровью могилу и совокуплялись друг с другом среди надгробий. Новичков, желающих «приобщиться к таинствам», вели ночью на кладбище, сажали на черный памятник на могиле титулярного советника А. Пальмовского, умершего «11 января 1854 года» и поили спиртным до потери сознания. Другим излюбленным местом попоек сатанистов была крыша девятиэтажного дома в центре г. Саранска. «В миру» эти молодые люди были вполне законопослушными гражданами. Для некоторых такие обряды были средством вдохновения, чтобы сочинить стихи и музыку «потяжелее». Один из адептов этого течения, по имени Сергей, говорил, что сатанизма в его чистом виде у нас нет. Небольшая группа поклонников дьявола (не больше 10 чел.) собиралась в Октябрьском микрорайоне г. Саранска.  Это были молодые люди, которые ограничивались прослушиванием «металлической» рок-музыки и чтением сатанинской литературы.

Однако в начале 2000-х гг. тема сатанизма получила в Республике Мордовия неожиданное продолжение. В январе 2009 г. правоохранительные органы раскрыли тайное общество «Орден дьявола», действовавшее в республике с 2003 г. Это общество было основано гражданином Беларуси студентом медицинского факультета Мордовского государственного университета А. Казаковым. Им в ряды сатанистов было вовлечено 85 чел., проживающих в Мордовии и за ее пределами. Вовлечение в «Орден дьявола» проходило с помощью пропаганды и распространения сатанистской литературы. Участниками тайного общества были студенты вузов и даже учащиеся старших классов средних школ Мордовии.

Тщательно законспирированное общество было структурной ячейкой широкой организационной сети сатанистов, действующей не только в РФ, но также в некоторых других государствах СНГ. Эта сеть, получившая название «Nobilis Ordo Diaboli» («Орден дьявола»), была создана в 1999 г. в Подмосковье на базе секты Legion 666 (г. Москва) и «эзотерической организации черных магов» «Сфера хаоса» (г. Минск). Автономными филиалами «Ордена» являются следующие организации: «Клуб Hell Fire» (г. Минск и г. Витебск), «Орден черного дракона» (г. Ростов, а также отделения в Краснодарском крае, Сибири, в Республике Украина), «Дом ad-Tenzo» (отделения в Поволжье). Сами участники «Ордена дьявола» позиционируют себя как оккультную организацию сатанистского толка. Новые адепты «Ордена» принимаются только по рекомендации действительных участников, которые несут ответственность за свое поручительство. При вступлении дают особую «пожизненную» клятву. Главными целями «Ордена» провозглашаются «преумножение тьмы во вселенной» и «становление ада на земле».

Деятельность «Ордена дьявола» в Мордовии сводилась к выполнению «оккультных обрядов» - сексуальных оргий (в том числе с привлечением несовершеннолетних), «алкогольных марафонов», приему наркотических веществ и т.п. Причем развратные действия считались обязательным условием подъема по иерархической лестнице «Ордена»: например, девушки, принимавшие участие в оргиях, объявлялись «ведьмами» и получали право командовать «новобранцами». Следствием установлено, что для проведения подобных собраний сатанисты использовали специально арендованный частный дом в одном из микрорайонов Саранска. Также практиковалось проведение ночных «шабашей» за городом, в лесу. К участникам «Ордена» неоднократно прибывали сатанисты из других регионов.

В ходе операции силовых структур РМ было проведено одновременно более двадцати обысков: в результате было изъято большое количество оккультной и сатанистской литературы, уставные документы «Ордена дьявола», многочисленные предметы атрибутики сатанистского культа. Во многих квартирах, подвергшихся обыску, оперативники находили расписки молодых людей об их добровольном вступлении в «Орден», подписанные кровью. Было также установлено, что в отношении тех, кто пытался покинуть эту организацию, сатанисты применяли угрозы и психологическое давление.

В отношении А. Казакова и другого активиста «Ордена» Д. Даньшина суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу. Уголовное дело в их отношении было возбуждено по статье УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан».

Факт создания достаточно крупного сообщества сатанистов в РМ был отражен не только в республиканских, но и федеральных СМИ: 25 февраля 2009 г. репортаж о деятельности «Ордена дьявола» в Мордовии был показан в выпуске новостей телекомпании «Первый канал ОРТ».

Прецедент с «Орденом дьявола» начала 2000-х гг. говорит об устойчивости, «живучести» подобных движений в молодежной среде. Очевидно, что немалую роль в популяризации инфернальных культов играют отдельные направления и представители альтернативной контркультуры («эмо», «готы», брутальные сатанисты в уродливых масках из американской группы «Slipknot», и т.д., и т.п.), к слову, открыто пропагандируемой многими молодежными изданиями и телеканалами РФ. Поэтому истоки молодежной «моды» на сатанизм, на наш взгляд, носят не столько социальный, сколько социокультурный и психологический характер. Сюда можно отнести свойственное многим молодым людям стремление самоутвердиться и выделиться из «серой массы» за счет приверженности разнообразным альтернативным субкультурам, обостренное восприятие и максималистское неприятие действительности со всеми ее пороками и несправедливостями, и, добавим, элементарное невежество, незнание традиций этнической и конфессиональной культуры своей страны.