К.и.н. Маленков В.В.
Южно-Сахалинский институт экономики,
права и информатик
К ИСТОРИИ
ПРИМИРЕНИЯ
РИМСКОЙ И
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ЦЕРКВЕЙ
Считается,
что в 1054 году н.э. представители римской и константинопольской христианских церквей
предали друг друга анафеме. Ничего экстраординарного в этом событии по тому
времени не было. И те и другие уже предавали друг друга анафеме, не считая
того, что сколько раз они предать анафеме друг друга грозились. Но почему то
именно эта дата считается началом раскола христианства и появления католической
и православной церквей. В действительности разделение, приведшее к расколу
церквей, началось раньше. И произошло это не единомоментно, как пытается
представить историографическая традиция, а постепенно.
Христианская
церковь возникла в недрах огромной римской империи. Географическо-территориальный,
т.е. объективный фактор, безусловно, влиял на то, что в христианских общинах,
разбросанных по разным странам империи, неизбежно возникали свои специфические
особенности в осуществлении веры. Но эти особенности не носили непримиримого
характера и, по мнению исследователя истории христианской церкви А.П. Лебедева,
противоречия между христианами, в первую очередь последователями римской и
византийской «двух сестёр-церквей», улеглись бы и сгладились, «с течением
времени между ними возникло бы если не единение полное и всецелое, то по
крайней мере установились бы более или менее мирные отношения».[1]
Противоречия между двумя христианскими церквями были доведены до раскола и
разделения в результате субъективного фактора – деятельности конкретных исторических
личностей.
Император
Феодосий, умерший в 395 году, ещё при жизни официально завещал римскую империю
двум своим сыновьям, поделив её на Западную и Восточную (Византийскую). По
причине малолетства наследников Феодосий назначил им советников, которые после
смерти императора поссорились, «и эта ссора послужила поводом к фактическому и
окончательному разделению империи».[2]
Формально единая до этого, христианская церковь оказалась в юрисдикции разных
государств. Различный государственно-общественный порядок объективно накладывал
на христианскую церковь свои особенности. В
476 году Западная римская империя перестала существовать под напором варварских
завоеваний. В этих условиях, когда руководство и помощь централизованного
государства исчезли, римская церковь вынуждена была бороться за своё физическое
выживание. Это стало возможным благодаря эволюции её в церковь-государство.
Римские епископы окончательно превратились ещё и в светских правителей. Тем
самым была спасена церковь, которая продолжала существовать и развиваться на
руинах западно-римской государственности самостоятельно и независимо. Иная
картина существовала в Византийской империи, где христианская церковь
превратилась в политическое орудие в руках императоров.
На
территориях бывшей Западной римской империи возникали и исчезали множество
государственных формирований, но неизменно в этих землях господствовала римская
церковь, усиливая свой авторитет. С другой стороны, политическое разнообразие
вносило особенные черты и в церковный порядок, даже в его каноническую
составляющую. Римские епископы учитывали своеобразие политической
множественности и возникающие в связи с этим канонические прецеденты и, если
эти новшества принципиально не противоречили основам христианства, то
перерабатывали их, приспосабливали и вносили в порядок христианской жизни.
Самым ярким
примером такого подхода является учение
о filioque (филиокве)[3]. Впервые оно получило церковное признание в Испании,
на Толедском соборе в 589 году. Римская церковь использовала filioque для того, чтобы показать испанским
вестготам, которые находились под сильным влиянием ариан[4],
единосущность бога Отца и Сына. Похожий подход был применён и в случае с
братьями Кириллом и Мефодием, которые создали церковнославянский язык и вели на
нём службы, что было запрещено в католической церкви. Но чтобы не потерять
окормляемую паству, римский папа позволил в данном конкретном случае
использование славянского языка во время богослужений. Такой прагматический
подход римского апостольского престола сильно его отличал от
константинопольской церкви, которая строго следовала раз и навсегда
утверждённым правилам. Но эти отличия и фактические расхождения по ряду
вопросов канонической и церковной практики не мешали двум церквям поддерживать
отношения друг с другом.
Ситуация
терпеливого общения двух церквей резко изменилась в IX веке под влиянием
конкретных церковных деятелей: римского папы Николая I Великого и
константинопольского патриарха Фотия. Две, безусловно, сильные личности
вступили в ожесточённое противоборство по вопросу статуса их церквей, а также в
борьбу за сферы влияния на славянские народы.[5]
В это время Константинопольская церковь переживала кризис. Патриархом по воле
императорского фаворита (родного дяди императора) Варды был назначен Фотий,
светский человек, занимавший высокую должность в императорском дворце.
Низложенный патриарх Игнатий и новый патриарх предали друг друга анафеме.
Игнатий ещё и наложил запрет на действия византийской церкви из-за своей
отставки.[6]
Сторонники
(по другой версии – сам Игнатий) низложенного патриарха – бывшего монаха,
который был ревнителем строгих порядков и законности в церкви, обратились по
обычаю за судом и помощью к римскому папе Николаю I. Последний вступился за
Игнатия и указал на незаконность вступления в патриархи Фотия и анафемствовал
его. Папа даже грозил анафемой императору Михаилу III за его желание держать
Фотия во главе церкви.[7]
В 867 году по приказу императора был убит Варда – покровитель Фотия, а в 868 году убили уже самого Михаила III. Новый император Василий Македонянин изгнал патриарха Фотия и вернул Игнатия. После этого отношения между Римом и Константинополем нормализовались. Император и патриарх написали письма римскому папе, в которых обвинили Фотия в неповиновении римскому первосвященнику, за что тот и был свергнут.[8] На церковном Константинопольском соборе 869 года Фотия предали анафеме. [9]
Общение
между двумя церквями было нарушено в середине XI века. Вот как об этом пишет
исследователь церковной истории А.П. Лебедев: «К сожалению, на этот раз первый
шаг к борьбе был сделан со стороны церкви Константинопольской. Это тем более
достойно сожаления, что столкновение церкви западной и восточной, происшедшее
теперь, повело к печальным следствиям решительного разделения церквей».[10]
Византийский патриарх Михаил Керуларий закрыл все римские монастыри в
Константинополе, а также послал в Италию на имя одного из подвластных ему
епископов письмо, в котором обвинил римскую церковь в отступлениях от христианской
веры. Патриарх наказывал адресату передать это послание известным западным
церквям и самому папе. То есть, Керуларий не решился лично обратиться с
подобными обвинениями к римскому папе, а действовал через агента. Римский папа
отправил ответное письмо лично патриарху, подробно объяснив позицию своей
церкви.
В
указанный период Византийская империя на западе теснилась норманнами. В связи с
этим константинопольский император Константин Мономах обратился к римскому папе
за помощью, чтобы тот уговорил германского императора выступить против
норманнов. В ответ Рим послал посольство в Константинополь, которое, помимо
политических вопросов, имело поручение примирить патриарха с папой. Патриарх
Михаил Керуларий уклонился от всяких переговоров с папскими легатами.[11]
Не дождавшись никакого ответа от патриарха, папские легаты 16 июля 1054 года
положили на алтарь в Софийском храме во время богослужения отлучительную
грамоту на патриарха. В грамоте среди прочего говорилось: «…Поэтому мы – легаты
– не снося несправедливости и оскорбления, допущенного касательно первой
апостольской кафедры, властию святой и нераздельной Троицы и апостольской
кафедра, всех св. отцев, бывших на седьми вселенских соборах, произносим
анафему на Михаила и его сообщников, если не вразумятся…».[12]
Как
видно из грамоты, ни о какой анафеме византийской церкви в ней нет и речи.
Обвинялись конкретно патриарх и его сообщники, которые целенаправленно шли на
разрыв с сестринской церковью. Но даже и в этом случае грамота говорит о
возможной анафеме, на тот случай, если патриарх и его сообщники «не
вразумятся».
С
вершины нашего времени мы знаем, что они не вразумились. И обиды и амбиции
отдельных личностей стали причиной окончательного разделения сначала этих двух
сестринских церквей, а затем византийская церковь целенаправленно прививала
свою ненависть к Риму и всем другим православным церквям, в том числе и
православной церкви в России.
Формальное разделение римской и константинопольской
церквей закончилось только в 1965 году. Шаг к примирению сделал римский папа
Павел VI. На II Ватиканском соборе
понтифик от лица католической церкви и константинопольский патриарх Афинагор от
лица православной церкви отменили обоюдное проклятие и отлучение от церкви,
совершённое в 1054 году. Собор завершился торжественной церемонией изъятия
взаимных анафем 1054 года «из памяти и лона Церкви». В присутствии всего католического
епископата, собравшегося на последнее заседание в базилике св. Петра, митрополит
Мелитон, викарий Афинагора и глава православной делегации, вручил Павлу VI патриарший
Томос[13],
снимающий древнее осуждение. Одновременно в Стамбуле, в церкви св. Георгия на
Фанаре, был совершен аналогичный обряд.[14]
Обе церкви вновь стали «сестринскими».
Приложение.
Совместная декларация
римско-католической церкви
и константинопольской православной церкви
по случаю снятия анафем
(7 декабря 1965 г.)
1.
Благодарные Богу за то, что по благости и милосердию Своему Он дал им
встретиться на той священной земле, где смерть и воскресение Господа Иисуса
совершили тайну нашего спасения, и где излияние Духа Святого породило Церковь,
папа Павел VI и патриарх Афинагор I, твердо решили не упускать ни одной
возможности к проявлению жестов, вдохновленных любовью, которые могли бы
содействовать развитию начавшихся братских отношений между Римско-католической
Церковью и Константинопольской Православной Церковью. Они убеждены, что
отвечают таким образом на призыв благодати Божией, ведущей как Церковь Римско-Католическую
и Церковь Православную, так и всех христиан к преодолению разногласий, дабы они
вновь стали «едиными», как молил о них Господь Иисус Своего Отца.
2.
Среди препятствий, которые находятся на пути к братским отношениям доверия и
уважения следует назвать прежде всего воспоминание о достойных сожаления
решениях, поступках и инцидентах, приведших в 1054 году к отлучению патриарха
Михаила Керулария и двух других лиц легатами Римского Престола, возглавляемыми
кардиналом Гумбертом, подвергшимся в свою очередь подобному отлучению со
стороны Константинопольского патриарха и Синода.
3.
В тот беспокойный период истории события эти не могли быть иными. Но сегодня,
когда возможно вынести о них более здравое и уравновешенное суждение,
необходимо признать, что чрезмерное значение, которое они приобрели позднее,
было чревато последствиями, которые, насколько мы можем судить далеко вышли за
пределы намерений и предвидений зачинщиков, чьи запретные меры касались лишь
определенных лиц, но не Церквей и не были направлены на прекращение церковного
общения между кафедрами Римской и Константинопольской.
4.
Вот почему папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом, убежденные в
том, что выражают общее стремление к правде и единодушное чувство любви своих
верующих, напоминают завет Господень: «Итак, если ты принесешь дар твой к
жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь про- тив тебя,
оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим,
и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5. 23-24) - и по обоюдному согласию
заявляют:
а) что они сожалеют об оскорбительных словах, о
необоснованных упреках и осудительных жестах, которые как с одной, так и с
другой стороны окрасили собою печальные события того времени или сопутствовали
им;
б) что они равным образом сожалеют и желают изъять из памяти и среды церковной
акты отлучения, которые затем последовали и воспоминание о которых до наших
дней служит препятствием к сближению в духе любви, и предать их забвению;
в) что они скорбят о том, что дурные прецеденты и
последующие события под влиянием различных факторов, прежде всего взаимного
непонимания и недоверия, в конце концов привели к реальному разрыву церковного
общения.
5.
Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест
справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец
разногласиям, как древним, так и недавним, все еще остающимся между
Римско-Католической Церковью и Церковью Православной, и которые будут
преодолены действием Духи Святого, благодаря очищению сердец наших, благодаря
раскаянию в исторических ошибках и деятельной воле к достижению понимания и
совместному выражению апостольской веры и ее требований.
Совершая
подобный жест они уповают на то, что он будет угоден Богу, готовому прощать
нас, когда и мы прощаем друг друга, и оценен всем христианским миром и в
особенности всей Римско-Католичсской Церковью и Православной Церковью, как
выражение искренней взаимной воли к примирению, как побуждение к продолжению в
духе взаимного уважения, доверия и любви, диалога, который к великой пользе для
душ приведет с помощью Божией к обновлению жизни, наступлению Царства Божия в
полном общении веры, в братском согласии и участию в таинствах, соединявших нас
в течение первого тысячелетия жизни Церкви.
Павел VI, папа
Афинагор I, патриарх.
Примечания
[1] Лебедев А.П. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV века. М., 1902. С. 1.
[2] Ковалев С.И. История Рима. Курс лекций. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. С. 698.
[3] Filioque (и от Сына) – учение Римско-католической Церкви об исхождении св.Духа не только от Отца, но и от Сына.
[4] Ариане – сторонники взгляда, что бог Отец и бог Сын не равны, что Христос не бог, а его творение.
[5] Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991. С. 84.
[6] Лебедев А.П. История разделения церквей. М., 1900. С. 25.
[7] Там же. С. 87.
[8] Там же. С. 110-112.
[9] Там же. С. 173.
[10] Цит.: Там же. С. 322.
[11] Там же. С. 340.
[12] Там же. С 342.
[13] Томос – (греч.) указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. В томосах используется более торжественная и полная подпись, чем в других патриарших указах, со словами «Божьей милостью» и проч.
[14] Тамборра А. Католическая церковь и русское
православие. Два века противостояния и диалога. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. С.
516.