Интеграция религиозного образования   в научно-нформационное        пространство высшей школы.

 

Васильева С.В., д.и.н.,

Бурятский государственный университет  (Улан-Удэ)

  

Статья посвящена освещению проблем соотношения религиозного и светского образования в российской  и мировой практике. Особое внимание уделяется содержанию и формам ре­лигиозного образования, анализу путей взаимодействия церковной и светской образовательной сфер. В заключении предлагаются  механизмы интеграции богословской науки в существующее научно-информационное пространство высшей школы.

 

Ключевые слова: Богословское, светское образование, теология, религиоведение,  государственный и индивидуальный мировоззренческий нейтралитет, религиозная и образовательная политика.

 

Legal status of religious education in the context of modernization of higher school

 

The article is devoted to issues of comparison of religious and secular education in Russian and International practice. Special attention is given to content and variety of religious education. Interaction of religious and secular education has been analyzed. In conclusion the author suggests tools for integration of theological science to existing scientific space of higher school.

 

Key words: theological, secular education, theology, religiology, governmental and individual worldview neutrality, religious and educational policy.

В  данной работе мы попытались  рассмотреть многообразие форм интерпретации религиозного образования, его богословско-конфессиональных и светско-религиоведческих форм в противоречивой тенденции как на их взаимодистанцирование, так и на взаимопроникновение.   На наш взгляд, именно понимание тех фундаментальных основ, на которых базируется отношение к религиозному образованию в разных странах, позволяет не только лучше понять социальную и политическую жизнь современной цивилизации в целом, но и определить место в ней новой постсоветской России, где задача воспитания и образования подрастающего поколения встала очень остро.

Проблема интеграции в сфере образования, соотношение светского и религиозного образования в современной социокультурной системе, роль и место религии в современной российской системе образования привлекает внимание многих зарубежных и отечественных исследователей.  Историографический анализ становления особенностей религиозно-конфессионального и религиоведческого образования позволяет, нам констатировать, что термины «образование», «религиозное образование», «просвещение» и «обучение» сохраняют элементы прежней атеистической идеологии не только в массовом сознании, но и в части научных публикаций. Предметом дискуссий остается и понятие «светскость», характеризующее конституционные нормы государственно-конфессиональных отношений, частью которых является религиозное образование.

В современном поликонфессиональном обществе обеспечение права на религиозное обра­зование среди прочих проблем занимает особое место. Оно является действенным средством укрепления в вере членов определенной религиозной организации и воцерковления тех, кто лишь иногда посещает церковь. В ко­нечном счете, религиозное образование, несомненно, способствует усилению роли религии и в обществе, повышению ее публичного статуса. Молодежь же всегда была и будет предметом при­стального внимания, поскольку ее ориентации во многом определяют будущее как общества в целом, так и конкретной религиозной организации в частности. Однако реализация права на религиозное образование должна осуществляться на законных основаниях.   Право на религиозное образование зафиксировано в различных международных докумен­тах: во Всеобщей Декларации ООН по правам человека 1948 г. (ст. 26, пункт 3), Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 2 Протокола № 1 к Конвен­ции), Международном Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 18, пункт 4), Меж­дународном Пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13, пункт 3), Декла­рации ЮНЕСКО о ликвидации дискриминации в образовании 1969 г. (ст. 5, пункт 1) [1, С. 294].

Среди основных целей религиозного образования следует выделить такие, как: передача знаний о религии, уважение религиозных традиций, формирование нравственной личности. В поли­конфессиональном обществе их реализация осложняется как с точки зрения содержания, так и организационной формы. 

В чём, на наш взгляд, заключается сложность взаимодействия церковной и светской образовательных сфер?   

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, каким образом происходило в России развитие светского и духовного образования. Без сомнения, основную роль в имеющемся сегодня отчуждении сыграла богоборческая власть, которая сознательно вытеснила всё церковное в маргинальную область. До революционного лихолетья и церковная, и светская образованность находились в едином научно-образовательном пространстве: учёные степени магистра и доктора наук взаимно признавались, то же самое относилось и к дипломам, и к премиям. Следует отметить также единое журнальное научное пространство, в котором церковная и светская учёность существовали на равных правах. Однако нельзя не упомянуть и о том, что уже в середине XIX века эпизодически случалось напряжение между церковной и светской образовательными системами, которое, например, могло выражаться в отказе Университета признавать компетентность академий при магистерских защитах, которые до 1869 года в академиях не были публичными.    

В целом хотелось бы заметить, что с самого начала существования двух образовательных систем - ведомства духовных дел и народного просвещения - вопрос о месте и самой возможности нахождения богословия в университетской среде обсуждался неоднократно и представлялся по-разному. Первоначальный отказ включить отделение богословия в состав открытой в 1724 г. Академии наук и художеств был мотивирован преобладанием инославных в профессорской корпорации. Однако предполагалось, что по мере развития университетского образования к этому вопросу ещё предстоит вернуться. Но уже к середине XIX века едва ли не основной причиной, препятствовавшей появлению богословских факультетов в университетах, стала секуляризованность и расцерковлённость самих университетов. Предлагаемые модели - духовного университета или богословского факультета в составе университета, но с подчинением Священному Синоду - так и остались нереализованными, в то время как в европейской образовательной системе эти формы существования богословия в университетском образовательном поле являются актуальными по сей день.

         При сохранении общего научно-образовательного пространства духовные академии и университеты существовали как параллельные структуры, местами пересекающиеся и взаимодействующие, но в целом реализующие разные задачи.  Политика изоляционизма, которая проводилась государством по отношению к Церкви в целом и, особенно к сфере духовного образования, сводила к минимуму саму возможность подобных пересечений. В итоге к концу советского периода эти две образовательные сферы оказались надёжно изолированными, автономными и самодостаточными. К сожалению, эти настроения сохранялись и после распада советского государства. 

В мировой практике существует несколько вариантов соотношения религиозного и светского образования. Причем неверно предполагать, что все светские демократические государства не допускают преподавание религии в государственных учебных учреждениях.  Так, в соответствии с конкордатом между Итальянским государством и Ватиканом, католическое обучение является частью исторического наследия [3, Р. 323]. Согласно Конституции Норвегии все граждане должны воспитывать своих детей в официальной религии [4, Р. 384]. Израильское законодательство об образовании содержит положение, во исполнение которого и религиозные, и нерелигиозные школы должны преподавать ценности иудейской культуры [5, Р. 373]. В Англии учебные программы общеобразовательных школ должны отражать основные христианские религиозные традиции [6, Р. 275]. Данный список можно продолжить: Германия, Греция, Австрии, Ирландии, Италии, Португалии, Египет. П. 1 ст. 24 Конституции Бельгии (1831) устанавливает: «Сообщество организует образование, которое является нейтральным. Нейтральность подразумевает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся. Школы, организуемые государственными властями, предоставляют вплоть до конца обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием неконфессиональной морали [7, С. 112].

 Безусловно, каждое государство решает вопросы, связанные с образовательной деятельностью религиозных организаций в соответствии со своей религиозной и образовательной политикой, религиозной и культурной историей. В странах с сильными религиозными традициями религиозное образование не может быть оторванным от общей системы образования и учащиеся получают образование, частью которого являются религиозные знания. В связи с изложенным выше, мы убеждены в том, что конституционное право на образование должно включать и право на светское образование и право на религиозное образование, а так же право на образование на основе религиозных убеждений и с религиозными элементами, с которыми должно считаться  государство, допуская их в той или иной степени в образовательную систему страны.

 Религиозное образование, его материальное обеспечение, организация и содержание целиком и полностью должно стать прерогативой религиозных объединений соответствующих конфессий в силу конституционной нормы об отделении их от государства. В то же время Российское государство в меру материальных возможностей и в рамках правового поля может содействовать религиозным объединениям в развитии   религиозного образования путем:

- предоставления налоговых льгот и льгот на аренду помещений для духовных и находящихся под опекой конфессий общеобразовательных учебных заведений;

- дотаций на оплату труда преподавателей предметов Государственного образовательного стандарта в конфессиональных общеобразовательных учебных заведениях;

- выделения религиозным объединениям в бесплатное пользование или на условиях льготной аренды зданий и помещений из государственного или муниципального фонда для религиозных школ, катехизических пунктов и других форм обучения религии детей и взрослых.

Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Союз журналистов России, независимые средства массовой информации призваны сыграть важную роль в пропаганде и распространении научных знаний о религии, соблюдая объективность и толерантность в отношении как религиозного, так и различных типов нерелигиозных мировоззрений и убеждений, избегая конфессиональной или антирелигиозной ангажированности (выделено нами).

Развитие интеграции светского и религиозного образования рассматривается нами как условие оптимизации образовательной системы, приобретающей новое качество и новые потенциальные возможности. Поэтому мы считаем, что, постановка полноценного религиоведческого образования должна опираться на фундаментальные и прикладные   исследования в области религиоведения. Их развитие должно осуществляться академическими институтами Российской академии наук и Российской академии образования, кафедрами религиоведения университетов и других гуманитарных вузов. 

Сегодня  в российской высшей школе начинает активно развиваться светское религиоведческое образование. Его осуществляет все больше и больше кафедр государственных ВУЗов, а так же научные центры, ведущие исследования по вопросам религии, религиозности населения. В качестве примера можно назвать   кафедру религии и религиоведения МГУ, Центр социологических исследований, Центр изучения религии Российского государственного гуманитарного университета, Научно-исследовательский центр «Религия и общество» Санкт-Петербургского университета, ряд институтов РАН, а также негосударственные учреждения и организации: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, Институт религии и права, Центр «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем и др.

В высшей школе в деле взаимодействия образования светского и духовного  на наш взгляд  именно классический  университет, может определять несколько направлений: 

1. Открытие специальности:  «Философия религии», «Религиоведение», «Теология».

 2. Создание виртуального информационного поля, в рамках которого происходило бы представление и популяризация знаний. Содержание которых не должно раздражать ни молодого светского исследователя, далёкого от церковной жизни, ни глубоко верующего   профессора богословия духовной академии, ни учёного иной конфессии. 

3. Взаимодействие со светской образовательной средой должно начинаться с минимизации церковной (выделено нами) декларативности,   и выражаться в отсутствии какой бы то ни было теологической атрибутики в дизайне, надписях или структуре портала.

         4. На базе центра коллективного пользования классического университета  организовать службу, которая  будет отслеживать  широкий спектр издаваемой в других странах научной богословской литературы, которая будет осуществлять отбор, перевод и публикацию аннотаций и содержания книжных новинок, одновременно с подготовкой биобиблиографий авторов для размещения в разделе «Персоналии». Все это сделает возможным привлечение внимания к тем новым богословским изданиям, которые выходят за рубежом и для большинства наших соотечественников недоступны.

5. В рамках учебного пространства начать работы по  расширению национального корпуса русского языка путём интеграции отдельного корпуса святоотеческих текстов на русском, а в последующем на славянском и на классических языках.   

6. Публикация описаний  дипломных работ, кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, которые были защищены в Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академиях.   

7.  Через  информационный портал университета сделать возможным   внешнее оппонирование защищаемых кандидатских диссертаций и проведение публичных диспутов.  Комментарии и замечания,   позволят, с одной стороны, улучшить общий уровень диссертаций, с другой - открыть возможность светской аудитории познакомиться с актуальными исследованиями духовных академий.

8. Создание   интересного и для церковной, и для светской аудитории - открытого мультиязычного словаря-справочника религиозных организаций и богословских терминов.

 Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз подчеркнуть, что  именно  классический университет позволит нам найти механизмы интеграции богословской науки в существующее научно-информационное пространство и шире - в пространство социальных коммуникаций. Однако, главная проблема заключается в том, что государство в целях сохранения общественного порядка и гражданского мира не только может, но и должно придерживаться мировоззренчес­кого нейтралитета.

 

Список использованной литературы

1.     Мирошникова Е.М. Применение международного опыта в области религиозного образования в российских условиях // Историческая наука и историческое образование на Дальнем Востоке. – Владивосток, 2009. – С. 294.

2.     Long G. Church Autonomy and Religious Liberty in Italy // Church Autonomy: a comparative survey / Gerhard Robbers (ed). Peter Lang GmbH. Frankfurt am Main. 2001. P. 323.

3.     Minnerath R. Church Autonomy in Europe // Church Autonomy. Р.384.

4.     Maoz А. Religious Human Rights in the State of Israel // Religious Human Rights in Global Perspective. Legal Perspectives. Ed. Johan D. Van der Vyver and John Witte. The Hague, Boston , London . Martinus Nijhoff Publishers. 1996. P.373.

5.     Doe N. Legal Framework of the Church of England. Oxford. Clarendon Press. 1996. P. 275.

6.     Конституция Бельгии (1831) // Конституции государств Европейского Союза. С.112.

7.     Лебедев С.Д. О взаимодействии светского и религиозного в российском образовании // Журнал «Религия и право», 2004, № 2 -  С.47.