Исторические науки / 2.Общая история

 

К. пед. н., доцент Корзюк А.А.

Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка

Формирование образов прошлого в процессе обучения истории

 

В первое десятилетие ХХІ в. интерес к такому явлению, как исторические образы, связывается с постмодернистской трактовкой истории. В соответствии с ней утверждается, что историки, осознанно или неосознанно, не описывают реальное прошлое, а сами конструируют его в интересах власти и элит. Следовательно, изучая историю, имеешь дело не с реальным прошлым, а с его образами [1].

Большинство ученых под понятием "образ" понимают ту картину или материальный объект, который непосредственно воспринимается органами чувств человека [2, с. 109] Российский методист О.Ю. Стрелова подчеркивает, что образ – это представление о ком или чём-либо, которое отличается от стереотипа и возникает в индивидуальном порядке, а не передаётся в готовом виде [3]. Под образом исторического события принято понимать результат и идеальную форму его отражения в сознании человека и общества, возникающие в условиях общественно-политической практики на основе и в форме знаковых систем [4].

Влиянием постмодернизма объясняется и тот факт, что главным предметом истории становится не само событие, а тот образ, который запечатлелся у переживших его участников и современников, а также непосредственно транслировался потомкам [5]. При обучении истории единство учебного текста и образа рассматривается как основа для создания когнитивных (познавательных) структур в обучении [6]. В связи с этим по каждой теме привлекаются исторические источники, учебные исторические карты, отрывки из художественной литературы, а также визуальные нетрадиционные источники (видеоклип, карикатура, картина и т. п.). Алгоритмом представления и усвоения содержания исторического материала в данном случае может выступать «Слово – образ – действие» (В.П. Зинченко) или «Образ – слово – действие» (У. Майер).

В современной психолого-педагогической теории подчёркивается актуальность   становления личности как культурно-исторического субъекта, который будет воспринимать историю как своё прошлое и чувствовать ответственность перед будущим общества как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем [7]. На наш взгляд, ценность исторического образования заключается в том, что оно способствует формированию у обучающихся индивидуальных личностных образов прошлого.

Содержание исторического факта познается через создание образа о нем, который воссоздается с помощью органов чувств (с помощью зрения – через восприятие его наглядного образа и с помощью слуха – через описание факта устным словом педагога). Чтобы успешно осуществлять управление процессом формирования образов, необходимо владеть методическими приёмами формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого. К ним относятся:  

- картинное описание, которое предполагает воссоздание яркого целостного образа относительно статичного исторического факта для формирования  представлений о месте исторического события, жилище, одежде, образе жизни и деятельности людей в прошлом с использованием эпитетов, метафор, гипербол с целью погружения в изучаемую эпоху;

- аналитическое описание предполагает мысленное расчленение целостного исторического факта (или материального предмета исторического прошлого) на составные части с целью показа его структуры, назначения и взаимодействия компонентов с помощью схемы, макета, плана, при этом оно не отличается особой яркостью и красочностью;

- образная характеристика предполагает воссоздание яркого оригинального образа реальных исторических деятелей или типичных представителей социальных групп на основе портретного описания их внешности, перечисления важнейших биографических данных, характерных особенностей поведения, мировоззрения, менталитета с оценочным выводом об исторической роли и значении деятельности персоны;

- образное повествование предполагает воссоздание в эмоциональной форме образа развития типичного исторического явления, которое не имело конфликта между его участниками, в рамках определённого хронологического периода и включает в себя картинное и аналитическое описание;

- сюжетный рассказ предполагает воссоздание живого, динамично развивающегося образа единичного исторического события с острой конфликтной ситуацией, которая имеет завязку, кульминацию и развязку с возможностью использования документальных источников;

- персонификация предполагает образное или сюжетное повествование от первого лица (очевидца или участника события), представленное в исторически достоверном контексте с передачей личного отношения участника к событию с возможностью эмпатии, т.е. умения проникать во внутренний мир человека, представлять себе его чувства и поведение в определённых обстоятельствах с опорой на сюжетную или типологическую картину, документальные источники и т.п.;

- драматизация предполагает образное или сюжетное повествование в форме творческой реконструкции диалога двух или более лиц, представителей различных общественных слоёв, партий, движений, выражающих различные и противоположные интересы в условиях возникновения конфликтной ситуации в диалоге (воображаемом споре) с учётом достоверности исторического контекста  с опорой на сюжетную или типологическую картину, документальные источники и т.п.;

- стилизация предполагает имитацию подлинных текстов первоисточников, относящихся к определённым историко-культурным условиям;

- интервью предполагает составление вопросов и ответов для воображаемой беседы с историческим персонажем в контексте конкретной исторической эпохи;

- мультисенсорный перевод визуального образа на вербальный язык в соответствии со следующим алгоритмом («образ – слово –  действие»):

1. Что я вижу на картине? (внешние признаки, одно-два слова).

2. Что я спрашиваю у себя, смотря на картину?

3. Что кажется мне опасным в сюжете этой картины?

4. На что я надеюсь, когда знакомлюсь с сюжетом картины?

5. Какие чувства вызывает у меня эта картина?

6.  Что или голоса кого из изображенных на картине лиц я слышу?

7. Какой запах, связанный с сюжетом картины, я чувствую?

8. Когда и где произошли события, которые отражены на картине?

9. Как вы думаете, что могло произойти дальше, исходя из сюжета картины?

Таким образом, познание истории начинается именно с создания исторических образов. Образы прошлого всегда субъективны, так как зависят от особенностей развития органов чувств человека и степени образности его мышления. Образы исторических событий в определенном смысле являются кодом сохранения исторических знаний в памяти, при этом большинство исторических знаний сохраняется именно в виде образов, на основе которых восстанавливаются   сформированные на их основе понятия и исторические закономерности.

Литература:

1. Соколов, А.Б. Методология истории и практика школьного обучения / А.Б. Соколов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. - № 5. – С. 43–51.

2. Багдановіч, І. І. Методыка выкладання гісторыі ў школе: вуч. дапам. / І. І. Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009. – 286 с.

3. Стрелова, О.Ю. Образы – мифы – фальсификации / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. - № 8. - С. 22–25.

4. Сидорцов, В.Н. Беларусь в ХХ веке: нетрадиционное представление истории: монография / В.Н. Сидорцов, И.А. Кандыба, М.М. Равченко; под ред. Сидорцова В.Н. – М.: МАКС Пресс, 2010. - 272 с. 

5. Репина, Л.П. Историческая память и современная историография / Л.П. Репина // Новая и новейшая история. – 2004. - № 5. – С. 33–45.

6. Миницкий, Н.И. Когнитивные практики в гуманитарном образовании (междисциплинарный аспект) / Н.И. Миницкий // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. -  № 11. – С. 8–15.

7. Фельдштейн, Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д.И. Фельдштейн // Адукацыя і выхаванне. – 2011. - № 7. – С. 19–29.