Музыка и жизнь/1 Музыка: изучение и преподавание

доктор пед.наук М.Д.Корноухов (Россия)

профессор Новгородского государственного университета

Интерпретационная культура как комплексно-интегративное качество будущего учителя музыки

 

В современном музыкально-педагогическом образовании востребован специалист не только хорошо оснащенный теоретически и грамотно разбирающийся в профессиональных вопросах, но и умеющий принимать нестандартные решения во всех сферах своей профессиональной деятельности. Подготовка специалиста  творческого уровня невозможна без актуализации в учебном процессе феномена интерпретации и формирования на этой основе соответствующих профессиональных и личностных качеств. Изучение вопросов, связанных с интерпретацией как фундаментальной операции мышления, придания смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, чрезвычайно важно именно для педагогики, декларирующей воспитание яркой, всесторонне развитой личности с богатым творческим потенциалом. Следует отметить, что само понятие «интерпретация» сегодня используется в самых различных областях человеческой деятельности, соответственно определяя широкий спектр содержательных характеристик.

Что такое «культура интерпретации» учащегося-музыканта и его «интерпретационная культура»? Между двумя этими понятиями,  выражающими, с одной стороны – уровень  интерпретационно-исполнительской деятельности учащегося, а с другой – качество, характеризующее его как творческую индивидуальность в комплексе - личность Homo Musicus  как ключевого феномена педагогики музыкального образования.

          Культура интерпретации в музыкально-педагогическом образовании обычно трактуется   как деятельность по освоению субъектом (учащимся)   различных художественных текстов (например, в теории  Б. Д. Критского [2] – «образовательного метатекста»), выступающая основой профессиональной подготовки учащегося-музыканта. В таком контексте  под этим понятием подразумеваются определенные качественные характеристики такой деятельности. 

В отличие  от этого,  интерпретационная культура учащегося-музыканта  - важнейшее профессионально-личностное качество, необходимый элемент успешной социализации будущего специалиста. Интерпретационную культуру мы понимаем как комплексно-интегративное  системное качество, включающее в себя как профессиональный, так и личностно-ценностный компоненты; мотивационную, логико-конструктивную и художественно-практическую составляющие. Интерпретационная культура согласуется с такими  качествами учащегося-музыканта как профессиональная культура, методологическая культура, хотя и не прямо обусловлена с этими понятиями. Она не тождественна художественной интерпретации и не ограничивается лишь интерпретацией музыкального сочинения как акта исполнительской деятельности. Это качество, пронизывающее  разнообразные жизненные сферы  будущего специалиста – его познавательную деятельность и житейский опыт, научные знания и восприятие произведений искусства,  мировоззренческие критерии   и систему ценностных ориентаций.

Исходя из этого, формирование интерпретационной культуры учащихся-музыкантов в педагогическом процессе, связано, в первую очередь,  с  духовным становлением   будущего учителя музыки, его потребностью во взаимодействии с окружающим миром посредством произведений музыкального искусства. В таком контексте интерпретационная культура рассматривается нами как связующее звено и общее корневое  качество, объединяющее педагогику и исполнительство как два вида вторичного относительно самостоятельного художественного творчества. Формирование интерпретационной культуры учащегося в музыкально-педагогическом процессе генерирует творческую деятельность, которую мы определяем как интерпретационное культуросозидание, представляющее собой специфический художественно-творческий процесс,  итогом которого    является рождение нового смысла, проявляющегося во всех структурных компонентах (а не только в исполнительстве) профессиональной деятельности учителя музыки.

        Содержание интерпретационной культуры учащегося-музыканта  определяется  в  различном сочетании   обыденного,  научного и  художественного типов интерпретации [1]. В музыкально-педагогическом процессе это, как правило, двуединая познавательно-преобразующая деятельность по определению и выявлению как объективного значения предмета интерпретации, так и субъективного, личностного смысла, что  отражается в художественном освоении и созидании личностью фактов и явлений не только мира искусства, но также в социально-культурологической и нравственно-аксиологической константах.  Сущность интерпретационной культуры определяется пониманием единства как познавательной, так и созидающе-творческой деятель­ности, а также специфических особенностей музыкального искусства,  в «диалоговые» взаимоотношения с которым вступает учащийся.

       Такой подход позволяет говорить о мощном преобразующем воздействии интерпретационной культуры на личность учащегося. Процессы художественной деятельности, в том числе, и интерпретация, влияют на изменение состояний сознания личности, соответственно и структура психики в таком процессе подвергается временной реструктуризации, что прослеживается на ее различных уровнях, в первую очередь – уровне самосознания. Анализ изменений психики связан с изучением процессов смысловой трансляции в обучении, что, в свою очередь, детерминирует проблему межличностного диалога, который предстает в музыкально-педагогическом образовании как технология коммуникативного смыслообразования. Взяв за основу концепции смыслообразующего контекста, мы включаем в диалоговые взаимоотношения и целые явления культуры, что дает нам основание утверждать в качестве методологической основы содержания интерпретационной культуры феномена метадиалогичности. Данный феномен мы понимаем как многоуровневое межсубъектное взаимодействие, имеющее сложную иерархическую детерминацию и порождающее непрерывную интерпретацию текстовых структур в различных знаковых системах,  как особое свойство музыкального сознания личности.   

       Таким образом, интерпретационная культура  способна выступать особым механизмом, который ориентирует учащегося-музыканта в сначала учебной, а позже и в профессиональной деятельности, вооружая его не только необходимыми знаниями и умениями, но и сформировавшейся системой ценностей, критериями отбора и оценкой информации, различными методами и уровнями познания, то есть довольно широким методологическим инструментарием. Интерпретационная культура учащегося-музыканта как синтезирующий комплекс личностных свойств, специализированных знаний и умений,  становится для будущего специалиста ключевым профессиональным качеством, определяющим уровень и успешность его педагогической деятельности.

Библиография

1.     Гуренко Е. Г.  Проблемы художественной интерпретации: (философ. анализ) / Е Г Гуренко; отв. ред. М. Ф. Овсянников, В. В. Целищев. – Новосибирск: Наука, 1982. – 256 с.: ил.

2.     Критский Б. Д.        Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования: монография / Б. Д. Критский. – М., 2000. – 242 с.