Музыка и жизнь/1 Музыка: изучение и преподавание
доктор
пед.наук М.Д.Корноухов (Россия)
профессор Новгородского государственного университета
Параметры уровней сформированности интерпретационной культуры
учащихся-музыкантов
Определяя уровень развития интерпретационных качеств и, в целом,
интерпретационной культуры учащихся, мы исходим из того, что наиболее точным
индикатором здесь является сама интерпретация музыкального произведения,
которую учащийся создает на основе изучения нотного текста и своих
исполнительских возможностей, актуализируя целый комплекс различных, как
профессиональных, так и личностных, качеств. Учитывая сложность точных
и объективных индикаций исполнительских интерпретаций музыкальных
произведений, следует максимально расширить
параметры исследуемых способностей – соответствующих знаний, умений,
навыков. Таким образом, определение уровня развития и условий эффективности
формирования интерпретационной культуры учащегося-музыканта обусловило
необходимость разработки специального инструментария педагогической диагностики
этого качества с позиции профессиональной компетенции, для чего нами были
выделены следующие критерии: мотивационная готовность учащихся к
интерпретационному творчеству в своей профессиональной деятельности; объем и
качество профессиональных и общих
гуманитарных знаний; результативность профессиональных умений (слуховых,
аналитических, исполнительских, артистических, педагогических,
коммуникативных); степень развития личностно-профессиональных качеств
(ценностно-мотивационных, нравственных, эстетических, рефлексивных,
эмоционально-психологических, креативных).
Исходя
из структурных компонентов (мотивационно-ценностный, логико-конструктивный,
художественно-практический) интерпретационной культуры учащихся-музыкантов, определяются ее параметры и
уровни сформированности (высокий, средний и низкий). Различная степень выраженности каждого критерия в практической
учебно-музыкальной деятельности служит
основанием для исходных индикаций.
Основными параметрами,
определяющими высокий уровень сформированности интерпретационной культуры являются:
а) мотивационно-ценностный
компонент: сформированная система ценностей, осознанная
и ярко выраженная мотивация в
исследуемом аспекте профессиональной деятельности (интерпретационное
культуросозидание), развитая рефлексия и эмоциональная сфера, потребность в развитии интерпретационной культуры как комплексного
профессионально-личностного качества и необходимости ее реализации в своей
профессиональной деятельности.
б) логико-конструктивный компонент: значительный объем знаний, не только связанных с интерпретацией
музыкальных произведений, но и в общегуманитарном плане (в частности, смежных
видов искусств, философии, истории, психологии, общественных наук и т.д.),
обеспечивающий свободу и гибкость их применения; наличие знаний о содержательных принципах интерпретационной культуры, педагогических условиях, необходимых для ее
эффективного формирования, креативно-преобразовательная направленность этих
знаний.
в) художественно-практический компонент: высокая результативность
интерпретационных умений исполнительски
выявлять «интерпретационное поле» музыкального произведения, исходя из его
образного строя и жанрово-стилевых особенностей на основе поиска путей воплощения графической
информации, обусловленной характерным внетекстовым содержанием; способность
акустически воплощать индивидуальный авторский почерк; оптимально определять
«зонность» значений знаков нотного письма, соотношение этих значений с
вопросами авторского и исторического стиля, национальных особенностей
произведения в акустической форме
индивидуальных интерпретационных решений; проявление самостоятельности и поисково-преобразующего стиля
мышления, выстраивание собственной интерпретационно-личностной модели музыкального
произведения от себя, от первого лица; умения анализировать, синтезировать и интегрировать информацию,
обусловленную временными, тактильными
и динамическими факторами исполнения
конкретного музыкального произведения, аргументировать и отстаивать свою позицию, выдвигать
гипотезы и интерпретационные идеи.
Основными параметрами, определяющими средний
уровень сформированности
интерпретационной культуры являются:
а) мотивационно-ценностный компонент: недостаточно сформированная система ценностей; мотивация в
исследуемом аспекте профессиональной деятельности (интерпретационное
культуросозидание) не всегда выражается в постижении эмоциональной и особенно,
рефлексивной сторон этого качества;
потребность в развитии
интерпретационной культуры как комплексного профессионально-личностного
качества и необходимости ее реализации в своей профессиональной деятельности
проявляется неосознанно и выборочно.
б) логико-конструктивный компонент: достаточный объем знаний, связанных с интерпретацией музыкальных
произведений, ограниченный, тем не
менее, заданными параметрами
предусмотренной деятельности; слабая осведомленность учащегося в смежных областях - например, в
сфере других видов искусств, коммуникативной деятельности, артистизма,
психологии и т.д.; недостаточное
владение знаниями о содержательных принципах
интерпретационной культуры, педагогических условиях, необходимых для ее
эффективного формирования.
в) художественно-практический компонент: относительно высокая результативность интерпретационных умений по
выявлению «интерпретационного поля»
музыкального произведения преимущественно в прогнозируемых условиях и
ситуациях; недостаточная способность акустически воплощать индивидуальный
авторский почерк посредством музыкального языка; слабо развиты самостоятельность и поисково-преобразующий стиль мышления при выстраивании собственной
интерпретационно-личностной модели музыкального произведения.
Основными параметрами,
определяющими низкий уровень сформированности интерпретационной
культуры являются:
а) мотивационно-ценностный компонент: ценностная система не сформирована; мотивация в интерпретационном
аспекте профессиональной деятельности не имеет четко выраженную
преобразовательную интентность; не
проявляется потребность в развитии
интерпретационной культуры как комплексного профессионально-личностного
качества и необходимости ее реализации в своей профессиональной
деятельности.
б) логико-конструктивный компонент: недостаточный и
разрозненный объем знаний,
связанных с интерпретацией музыкальных произведений; отсутствие
осведомленности учащегося в смежных
гуманитарных областях, в частности, других видов искусств, философии,
психологии и т.д.; отсутствие знаний о содержательных принципах интерпретационной культуры, педагогических
условиях, необходимых для ее эффективного формирования.
в) художественно-практический компонент: невысокая результативность интерпретационных умений, связанных
с выявлением «интерпретационного поля»
музыкального произведения; низкая способность акустически воплощать
индивидуальный авторский почерк посредством музыкального языка; отсутствуют умения анализировать,
синтезировать и интегрировать информацию,
не выражены способности аргументировать и отстаивать свою позицию,
выдвигать гипотезы и интерпретационные идеи.
Изложенные выше критерии уровней сформированности
интерпретационной культуры будущих учителей музыки дают возможность не только максимально точно выявить недостатки, но и
методически дифференцированно
определить вектор дальнейшей работы по совершенствованию создаваемой интерпретационной модели произведения.