Музыка и жизнь/1 Музыка:изучение и преподавание.

Неизвестных И.Г.

ГБОУ СОШ №1900 г.Москва, Россия

Классическая музыка в эстетическом

воспитании детей дошкольного возраста

Одним из важных средств формирования личности, ее духовного мира является музыка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка с самого раннего детства совершенствует мышление, формирует эмоциональную сферу ребенка, делая его чутким к красоте в искусстве и в окружающей  жизни. Очень важно, чтобы в раннем возрасте малыш попал в атмосферу полноценных впечатлений от музыки, поскольку отсутствие их в детстве с трудом восполняется впоследствии. Студентам музыкально-педагогических вузов необходимо осваивать новые методики работы с детьми, позволяющие эффективно раскрывать им красоту музыки, учить их правильно ее чувствовать,  пробуждая в ребенке любовь к музыке на всю жизнь.

Рассмотрим методику преподавания музыки для детей дошкольного возраста, апробированную нами и применяемую в настоящее время в детском учреждении ГБОУ СОШ №1900 Северо-Западного округа г. Москвы.

Мы - педагоги  должны знакомить детей с художественными образцами классической музыки, доступными восприятию детей, развивать их музыкальную восприимчивость, способность откликаться на чувства, выраженные в музыке, различать музыкальные образы, а также стимулировать деятельность воображения, формировать начала музыкальной культуры, которые в дальнейшем будут способствовать формированию общей духовной культуры человека. Мы работаем по Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования группой авторов под руководством ректора «Московской педагогической академии  дошкольного образования», доктора психологических наук, профессора Н.Е.Веракса и доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, заведующего кафедрой эстетического воспитания МГТУ им.М.А.Шолохова  Т.С. Комаровой.

В начале учебного года во всех возрастных группах мы проводим «диагностику» каждого ребенка по всем видам музыкальной деятельности, определяя, таким образом, состав группы и репертуар, который необходимо выбрать из Программы именно для данного состава группы.

Рассматриваем исходный вид музыкальной деятельности — восприятие музыки на примере пьесы «Слон» из «Карнавала животных» К.Сен-Санса в младшей группе.

Ранний возраст (2 года) предполагает развитие у детей интереса к музыке, умения внимательно ее слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки. Занятия по восприятию одной пьесы проводятся как часть общего музыкального занятия и делятся на несколько этапов.

Предварительное занятие проводит воспитатель в группе. Детям предлагается игрушка-слон, иллюстрация или видео-материал с изображением слона. Проводится небольшая беседа, выясняющая, кто из детей знаком с этим животным, дается ему простейшая характеристика. Воспитатель показывает, как тяжело слон ходит, а затем просит детей повторить эти движения. Такое предварительное занятие вызывает интерес у детей и позволяет во время следующего за этим музыкального занятия (длящегося 12-15 минут) сосредоточиться на музыке.

Первое музыкальное занятие (и последующие) проходит в музыкальном зале. Здесь заранее должны быть приготовлены иллюстрации с изображением слона. Включая музыку, мы говорим: «Это - слон», устанавливая ассоциативную связь в сознании детей между словом, зрительным образом и музыкой. Во время звучания музыки педагогом могут даваться краткие, понятные детям комментарии, например: «Вот как слон топает» (в пьесе Сен-Санса «походка» слона отражена очень ярко). Мы ставим задачу приучать детей внимательно слушать музыку, чтобы они узнали ее при повторном прослушивании. Поэтому педагог вместе с детьми должен внимательно слушать музыку, тем самым подавая им пример. Это развивает у детей сосредоточенность. По окончании пьесы детям задается вопрос: «А какой слон?»  На первом занятии могут быть лишь единичные ответы: «Большой».

Второе занятие проводится без наглядного материала, тем самым развивая детскую память и воображение. Поставив звукозапись, музыкальный руководитель спрашивает: «Кто это?» Как правило, уже несколько детей отвечает на вопрос: «Слон!» Если дети не отвечают, за них отвечает музыкальный руководитель. Затем, пьеса ставится сначала и слушается до конца без комментариев. У детей формируется понятие, что музыку нужно слушать внимательно и не разговаривать во время исполнения. Воспитатель может иногда молча показать те движения, которые он показывал детям (на предварительном занятии), подражая движениям слона. По окончании пьесы детям предлагается самим изобразить движения слона - так в восприятие музыки включается двигательно-моторный компонент. Вновь звучит музыка и дети «изображают» движения слона – с удовольствием повторяя виденные ими движения воспитателя или импровизируя сами. Такая комплексность является важнейшей особенностью методики проведения слушания музыки с детьми раннего возраста: именно взаимосвязь слушания, движения и слова активизирует детское музыкальное восприятие.

На третьем занятии детям предлагается вновь послушать пьесу «Слон», но перед тем как она зазвучит, следует сказать: «Сейчас мы послушаем музыку. Кто это?»  Как правило дети узнают пьесу. Если у них появляется желание двигаться – нужно это поощрять: так они выражают свое отношение к музыкальному образу.

Четвертое занятие проводится, подобно третьему, но на нем добавляется еще одно - новое - произведение для слушания. Его освоение осуществляется по аналогичной методике. Постепенно на следующих занятиях количество произведений можно довести до четырех. И тогда на каждом занятии должны слушаться три знакомых произведения и одно новое.

Двухлетние дети к трем годам приобретают опыт слушания классической музыки, что дает возможность педагогу в дальнейшем ставить новые более сложные задачи формирования восприятия.

Продолжение приобщения детей к классической музыке в 3-4-летнем возрасте предполагает знакомство с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Эта сложная задача (усвоение и узнавание жанровых признаков музыки)  не вызывает особых затруднений у детей, обучавшихся с двух лет по изложенной выше методике. Параллельно формируется эмоциональная отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку, определять, сколько частей в произведении.

Как и в группе раннего возраста, в любой другой возрастной группе воспитатели по рекомендации музыкального руководителя должны провести предварительную беседу с детьми: показать наглядный материал, обсудить характер того образа, который будет представлен в музыке. Музыкальный руководитель доходчиво объясняет детям, что музыка может «рассказывать»,  подобно книге или картине. На занятиях сохраняется принцип комплексности, позволяющий максимально эффективно развить способность детей к восприятию классической музыки. Подобная методика является основой формирования грамотного, образованного слушателя, обладающего хорошим художественным вкусом. Все это способствует духовному развитию подрастающего поколения – тому, что так необходимо нашему обществу в современных условиях.