Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание

Молодова Н.А.

Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, Россия

Изучение современного композиторского творчества в музыкальном вузе

Студенты музыкальных вузов в настоящее время достаточно хорошо знают классическую музыку, а также современную зарубежную музыку. Несколько слабее их знания в области современной музыки России. И практически отсутствуют в учебных программах дисциплины, изучающие музыкальную культуру отдельных российских регионов. А между тем в региональных композиторских организациях немало талантливых композиторов, знакомство с творчеством которых необходимо студентам музыкальных вузов.

Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки – один из ведущих музыкальных вузов России - имеет свой положительный опыт решения данной проблемы.

В учебных планах консерватории по специальности «Инструментальное исполнительство» (оркестровые струнные и оркестровые народные инструменты) с 2000 года появился предмет «Современный репертуар». Опыт преподавания данного предмета позволил позднее распространить его на все специализации направления «Искусство концертного исполнительства» (фортепиано, концертный исторический клавир, концертные струнные, духовые и ударные, народные инструменты). Предмет вошел в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебных планов, разработанных вузом на основе Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО 3). Наряду с этим преподавателями вуза были разработаны и включены в учебный процесс программы по дисциплинам «История нижегородской музыкальной культуры» (для пианистов), «Массовая музыкальная культура Нижнего Новгорода» (для музыковедов).

С введением этих предметов у преподавателей вуза появилась возможность включить в них разделы, посвященные творчеству выдающихся композиторов Приволжского федерального округа, в том числе композиторов Нижнего Новгорода. Достойное место среди них занимает творчество заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Станислава Петровича Стразова (1941-2012).

С.П. Стразов – композитор, пианист, дирижер, педагог, ученый, общественный деятель. Более полувека (с 1961 по 2012 годы) его жизненный и творческий путь был неразрывно связан с Нижегородской консерваторией. Будучи профессором кафедры композиции и инструментовки, он талантливо и увлеченно преподавал многие дисциплины специального и общепрофессионального циклов (сочинение, инструментовку, чтение симфонических партитур, историю оркестровых стилей, гармонию, полифонию), руководил научными работами музыковедов. Его исследовательские интересы и многолетний педагогический опыт реализовались в создании фундаментальных научных трудов, авторских разработок в области методики преподавания. Работая в должности заместителя проректора по учебной работе консерватории, он создал  компьютерные программы для планирования учебной нагрузки преподавателей, составления и корректировки учебных планов.

Яркое исполнительское дарование С.П. Стразова - пианиста и дирижера раскрылось в его концертной деятельности. Как пианист он выступал с сольными программами, играл с оркестром, в камерном ансамбле, аккомпанировал певцам и хору. Глубиной и тонкостью художественной интерпретации всегда отличались дирижерские выступления С. Стразова с хоровыми и оркестровыми коллективами. Неизменно яркими по силе художественного воздействия были исполнения собственных сочинений.

Однако главной сферой деятельности Стразова всегда было композиторское творчество. Станислав Стразов – автор музыки различных жанров. Им написаны симфонии, симфонические поэмы, увертюры, концерты, хоровые и вокальные циклы, театральная и киномузыка, фортепианные и камерно-инструментальные сочинения. Тяготение к крупным формам обусловлено масштабностью творческих замыслов, серьезностью и глубиной содержания его произведений. В выборе исполнительских средств композитор оказывает  предпочтение симфоническому оркестру, хору acapella, камерному ансамблю, фортепиано, певческому голосу.  Здесь в полной мере раскрывается его мастерское владение техникой оркестрового и хорового письма, глубокое понимание выразительных возможностей инструментальной и вокальной музыки.

Вместе с тем, С. Стразов не обходит своим вниманием и область музыки для народных инструментов. Широта жанровых интересов композитора затронула и эту, весьма значительную, сферу его творчества. Много лет он плодотворно сотрудничал с известными музыкантами-исполнителями и педагогами кафедры народных инструментов Нижегородской консерватории, профессорами В. Кузнецовым, Ю. Бардиным, В. Голубничим,  С. Малыхиным, творческая и педагогическая деятельность которых направлена на развитие и пропаганду народно-инструментального исполнительства. Взаимная заинтересованность автора (в высокопрофессиональном исполнении сочинений), и исполнителей (в пополнении репертуара новыми оригинальными сочинениями) нередко служила стимулом к созданию замечательных произведений, залогом их успешной концертной жизни.

Первое произведение С. Стразова в данной области – Поэма для оркестра русских народных инструментов, написанная в 1976 году. Это сочинение стало началом творческого контакта с народным артистом России, профессором В.А. Кузнецовым, создателем и руководителем Государственного Нижегородского русского народного оркестра, который в ту пору находился в стадии становления.

Стразов задумал Поэму как сочинение серьезной тематики, отказавшись от общепринятого жанрового направления, связанного с вариационной разработкой народных мелодий. К этому времени композитором были написаны крупные сочинения для симфонического оркестра (три симфонии, две увертюры). В них нашла яркое воплощение тема Великой отечественной войны.  Размышления о событиях войны, о пережитой родной  страной и ее народом трагедии рождали в душе сильный эмоциональный отклик.   В 1975 году состоялась творческая поездка группы композиторов и музыковедов города Горького в Белоруссию с посещением мемориального комплекса Хатынь. Побывав на местах реальных трагических событий, С. Стразов находился под глубоким впечатлением, которое и вылилось в создание Поэмы для оркестра русских народных инструментов, названной «Хатынь».

Этот выбор жанрового направления определил работу композитора в области написания музыки для народных инструментов на многие последующие годы. Сочинения С. Стразова для народных инструментов имеют преимущественно лирико-драматическую содержательную направленность. В них отразились и нашли своеобразное претворение присущие музыке Стразова черты: масштабность художественного замысла, яркость музыкального тематизма, размах тематического развития и формообразования, драматургическая цельность произведений, оркестровая сочность и полифоническая насыщенность звучания – то, что можно назвать симфоническим мышлением. Это позволяет поставить сочинения для народных инструментов в один ряд с произведениями симфонического, хорового, камерно-инструментального творчества С. Стразова.

Среди последующих произведений хочется особо выделить «Болдинскую поэму» для домры и оркестра русских народных инструментов, сочинение 1998 года. Своим содержанием она связана с пушкинской темой, а именно, осмыслением болдинского периода творчества поэта, в котором переплелись трагические настроения и переживания с небывалым взлетом вдохновения. Произведение неоднократно исполнялось в концертах, посвященных 200-летнему юбилею А.С. Пушкина (1999 год), а затем прочно вошло в репертуар Государственного Нижегородского русского народного оркестра.

Произведения сольного и ансамблевого репертуара создавались автором по мере становления и профессионального роста кафедры народных инструментов Нижегородской консерватории. С неизменным успехом исполнялись в России и за рубежом, звучали на международных конкурсах «Элегия» для домры и фортепиано, «Поэма» для балалайки и фортепиано и многие другие сочинения Стразова. Созданием оригинальных произведений для народных инструментов С. Стразов значительно обогатил репертуар оркестровых коллективов, ансамблей и солистов. Его сочинения по-новому раскрывают возможности русских народных инструментов в выражении сильных, глубоких чувств, передаче ярких, порой драматичных музыкальных образов. Они позволяют исполнителям продемонстрировать не только  виртуозное владение техническими приёмами, красочной звуковой палитрой инструментов, но и мастерство в раскрытии художественного замысла.

Включение сочинений Стразова, а также других нижегородских композиторов, в программу дисциплины «Современный репертуар» значительно расширяет представление студентов консерватории о современной музыкальной культуре и вырабатывает адекватное представление о значении отечественной музыки в современной культурном пространстве. Именно эту цель преследовало руководство Нижегородской консерватории при формировании вариативной части учебного плана. Эта цель в настоящее время эффективно реализуется педагогами вуза.