Стразова Н.С.

Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки, Россия

Изучение  произведений С.И.Танеева в классе камерного ансамбля консерватории

Неотъемлемой частью вузовской подготовки музыканта по направлению «Искусство концертного исполнительства» (специализация «фортепиано») является дисциплина «Камерный ансамбль». Программа этого  предмета включает большой список произведений различной степени сложности. Но особо необходимым для профессионального совершенствования пианистов, как показывает практика, является изучение произведений выдающегося русского  композитора Сергея Ивановича  Танеева.

Ансамбли для фортепиано и струнных инструментов С.И.Танеева относятся к одним из наиболее значительных и сложных произведений камерного ансамблевого репертуара. Серьезные по содержанию, масштабные по форме, эти сочинения отличаются богато разработанной ансамблевой фактурой, сложным полифоническим взаимодействием голосов. Обилие контрастов внутри отдельных частей и, вместе с тем, целостность общей концепции цикла создают немалые трудности в работе исполнителей над сочинениями, требующими глубокого понимания их драматургии, строения и особенностей музыкального языка. Это, в свою очередь, является отражением индивидуального творческого метода композитора, знакомство с которым также может способствовать пониманию и успешному исполнению его музыки студентами консерватории.

          Будучи блестящим пианистом-виртуозом и тонким интерпретатором, признанным мастером сольного и ансамблевого исполнительства, Танеев с большой ответственностью и тщательностью подходил к работе над исполняемым сочинением. Он сопровождал работу над концертным репертуаром глубоким анализом произведений, их образов, формы и музыкального языка, стремился узнать как можно больше об их авторах. В этом проявилось следование педагогическим заповедям его учителя – выдающегося русского пианиста Николая Григорьевича Рубинштейна, творческий облик которого был близок исследовательской натуре С.И. Танеева. По свидетельству современников, каждое танеевское выступление было итогом длительной работы, причем не только технической, а научной и творческой – оно было почти исследованием композиторского стиля произведения, воплощенным в концертном выступлении пианиста.

          Результатом такой работы были те достоинства исполнительского искусства Танеева-пианиста, которыми не раз восхищались его слушатели. Это - соединение блестящей виртуозности и глубокой содержательности, возвышенной мысли, экспрессии и уравновешенности, оркестрового размаха, стилистической выверенности деталей и вдохновенной артистической индивидуальности. Современники считали Танеева не просто талантливым пианистом могучего темперамента, но и убежденным активным мыслителем, логически осознававшим каждый миг в процессе своего исполнительского мышления.

В 1906 – 1911 годах Танеевым были завершены четыре ансамбля для фортепиано и струнных инструментов. Если струнные ансамбли композитор создавал на протяжении почти сорока лет  (от ранних ученических опытов в классе композиции П.И. Чайковского до позднего Трио си-минор, сочиненного в 1913 году), то ансамбли с фортепиано он написал за сравнительно небольшой отрезок времени. В этот период Танеев уже был зрелым мастером, в совершенстве овладевшим камерным стилем и искусством создания крупных циклических композиций.

В течение 5 лет с удивительной последовательностью Танеев создает образцы ансамблей, ведущих свое начало от классических камерных форм: фортепианный квартет (op. 20), фортепианное трио (op. 22), фортепианный квинтет (op. 30), дуэт для фортепиано и скрипки (скрипичная соната), – каждый из которых представляет собой «кульминационную точку» жанра в русской музыке. Эти ансамбли с фортепиано составляют органически цельный раздел творчества Танеева, отличающийся общностью многих важнейших качеств. В то же время каждое из этих произведений отмечено неповторимой индивидуальностью воплощения композиторского замысла.

          Неизменно присущим качеством зрелых сочинений Танеева является высокое мастерство композиторской техники, одна из важнейших сторон которой – полифоническое письмо. Поразительной контрапунктической техникой Танеева восхищались даже гениальные русские композиторы П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков. Танеев, зрелый мастер, в значительной мере овладевший искусством полифонии, методом тематической работы, опытом сочинения крупных циклических произведений симфонического и камерного жанров, свободно претворял свое мастерство в воплощении глубоких и серьезных содержательных задач своих произведений.

Вот почему такая сторона композиторского стиля Танеева, как полифоническое письмо, является притягательной областью не только для композиторов, желающих постичь секреты мастерства, но и для исполнителей его сочинений.

Партитуры фортепианных ансамблей Танеева дают богатый материал для освоения пианистами полифонических приемов развития тематического материала. Его сочинения поражают обилием контрастных и имитационных форм ансамблевого многоголосия, мастерством применения техники подвижного контрапункта, канона и канонической секвенции, вариантной полифонии. Благодаря использованию различных видов полифонии композитор добивается значительной объемности, многоплановости фактуры, звукового богатства, воплощенного в активном взаимодействии всех участников ансамбля, их равноправном включении в процессы тематического развития.

          Владея, как никто из его современников, широким спектром возможностей полифонического развертывания многоголосия, Танеев четко и продуманно выстраивает драматургическую линию развития, в которой достаточно простые типы фактурного изложения материала сменяются более сложными, а в моменты динамических нарастаний и драматических кульминаций полифоническая ткань достигает необычайно высокого уровня тематической насыщенности.

          Необходимо отметить еще одну важную особенность танеевского камерного стиля. В сонатных формах композиторов-классиков полифонические методы развития тематизма применялись, преимущественно, в разработках, а в экспозициях преобладал гомофонный тип изложения.  Танеев же в своих сочинениях насыщает полифонией все разделы сонатной формы, начиная с экспозиции. Более того: тематически значимые элементы проникают во все слои танеевской ансамблевой фактуры, включая фигурационные типы сопровождения. Многоголосная ткань его камерных сочинений становится интонационно выразительной, многоплановой, наполненной поющими голосами, поистине полимелодической.

                Раскрытие драматургических особенностей камерных ансамблей Танеева, анализ их структуры и тематизма, умение ориентироваться в сложных тонально-гармонических построениях музыкальной формы дает возможность исполнителю быть более точным в понимании композиторского замысла и оставляет меньше места для случайностей в той или иной трактовке авторского текста. Понимание исполнителем этих процессов позволит в полном объеме раскрыть глубину и значимость взаимоотношений содержательной основы и формальной стороны ее структурного воплощения в музыкальном произведении. Именно поэтому камерные ансамбли С.И.Танеева являются эффективным  художественным материалом  для профессионального совершенствования пианистов музыкальных вузов.