VIІI Международная научно-практическая конференция

«Достижения высшей школы – 2013»

Музыка и жизнь 5. Музыковедение

Михайлова А. О.

Научный руководитель – Теремова Т. И.

Луганская государственная академия культуры и искусств, Украина

 

Жанровая палитра донского обрядового фольклора на Луганщине

Обряды – один из древнейших видов народной культуры и их происхождение относится к глубокой древности. Назначение всех обрядовых действий – способствовать достижению какой-либо цели, которая может представлять собой достижение общего благополучия, слаженной семейной жизни и другие. Поскольку обряды и сопровождающие их фольклорные произведения выполняли такие жизненно важные функции, то каждый раз в момент их исполнения они осознавались как явления очень нужные, необходимые и по-своему актуальные. В них отражалась бытовая реальная жизнь народа, его мировоззрение. В этом смысле обряды и сопровождающее их поэтическое и музыкальное творчество были и остаются современны. По словам Круглова Ю. Г., обрядовый фольклор – сложное многожанровое явление [2, с. 7].

Цель работы – показать и раскрыть богатство и многообразие песенной культуры донских казаков, проживавших на территории Луганской области, проследив распространение обрядов календарного и семейного циклов.

В науке утвердился подход к системе жанров в соответствии с их приуроченностью, отношением к обряду или действию (жанры обрядовые и внеобрядовые или приуроченные и неприуроченные, исполнение которых обусловлено или не обусловлено определенным временем и обстоятельствами). Существуют и другие подходы, как например учет формы выражения – поэтической или прозаической, певческой и речевой. Иногда целесообразно строить классификацию с учетом представления самих носителей фольклора.

Современная фольклористика и этномузыкология практикует другой подход, который применен в данном исследовании. В его основу положен функциональный критерий общего свойства – приуроченность/неприуроченность. Таким образом, весь фольклор в ракурсе его бытования можно разделить на обрядовый и необрядовый [1, с. 41].

Представление, которое сложилось о жанровом составе обрядовой поэзии, сформировалось в процессе ее историко-этнографического анализа. Произведения фольклора, исполнявшиеся в определенном этнографическом комплексе, рассматривались как единый жанр, в результате чего в обрядовом фольклоре донских казаков были выделены песни рождественского цикла, троицкие и свадебные.

Календарно-обрядовый жанр не утрачен и сохранён в Станично-Луганском районе, хотя и не в полном объёме, но даже из этой горсточки можно воссоздать представление об интереснейших песенных спектаклях, народных праздниках. Рождественский цикл представляет собой собрание христославных песен (колядок), исполняемых на Рождество, щедровок, пение которых происходило на Старый Новый Год, а также песен, раскрывающих сущность праздника (тропарь, кондак).

Наряду с рассмотренными календарными обрядами, которые совершались всей общиной, проводились также обряды, преимущественно связанные с жизнью отдельных семей. Отсюда и название этих обрядов – семейные. Все события, имеющие значение в жизни (рождение человека, вступление в брак, смерть и др.) сопровождались специальными обрядами. Свадебные обряды – самые значительные во всей народной обрядности и по их разработанности, и по продолжительности: в некоторых районах они занимали от двух до трех недель. В различных местностях свадебная обрядность отличалась частными деталями, но в целом она имела общий характер и неизменно включала в себя такие основные этапы, как знакомства, девичьи гадания (досвадебные обряды), сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки (предсвадебные обряды), отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир (свадебные обряды), второй день, визиты (послесвадебные обряды). Жанры свадебной песенной поэзии, распространенные в нашей области, подразделяются на величальные,  лирические и шуточные.

День Святой Троицы – воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Употребление цветов и зеленых ветвей в язычестве имело символическое изображение: так, масличная ветвь знаменовала мир, лавровая – победу, дубовая – славу. Такое значение растений перешло почти ко всем народам и традициям, в том числе и к донским казакам, также как и обычай украшать свои жилища зелеными ветвями [3, c. 144 – 147]. Троицын день не случайно в древности называли зелеными святками. Воскресенье проводили в лесу. В Луганской области в обряд входят игры, хороводы, обряд кумления, плетения венков и пускания их на воду.

В заключении следует отметить, что данная работа поднимает вопросы изучения и возрождения наследия донского казачества на территории Украины, в условиях практического отсутствия комплексных исследований по изучению фольклора и народной культуры донских казаков. Фольклор является нашим духовным богатством, которое нуждается в сохранении и защите, в восстановлении естественных связей современного человека с духовным наследием своего народа, прошлого с настоящим.

Литература

1.     Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество : учебник для філол. фак. ун-тов. / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М. : Высшая школа, 1977. – 375 с.

2.     Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни : учеб. пособие. – М. : Высш. школа, 1982. – 272 с.

3.     Полная энциклопедия быта русского народа / сост. И. А. Панкеев – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1998. – 688 с.