Музыка и жизнь/6. Композиторы

 

Трегулова Н.П.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия

Хоровые обработки

мордовских песен Г.И. Сураева-Королёва

 

Г. И. Сураев-Королев (1922 – 2000) – известный композитор, этномузыколог, публицист, хоровой дирижер, скрипач, педагог, музыкально-общественный деятель с именем которого связано развитие мордовской музыкальной фольклористики, формирование композиторской школы и национального музыкального стиля в профессиональной музыке Мордовии. Работа Сураева-Королева по изучению народной музыки шла параллельно собиранию и публикации песен. В сборнике «Мордовские народные песни» (1957г.)             Г. И. Сураев-Королев выделил некоторые типы обработки народной песни в творчестве мордовских композиторов. К ним относится весьма распространенная обработка народных песен, где используется прием сочинения к ним аккомпанемента. Такие обработки интересны лишь тогда, когда гармонические средства вытекают из самой сути народного мелоса или же самобытного многоголосия. Другим типом обработки можно назвать гармонизацию песни без учета ее национальной природы. Такая обработка при всей своей изысканности, утонченности нередко содержит в себе элемент безнравственного отношения к творениям народа. Еще одним важным типом обработки народной песни является ее тематическое развитие.

Сборник «Мордовские народные песни» (1969) является одной из самых крупных публикаций мордовских песен, созданных советскими фольклористами. Он, по существу, впервые представил народное многоголосие в его характерных чертах. Собиратель стремился зафиксировать песню в момент ее непосредственного бытования в народе: на праздниках, семейных торжествах, в поле, на работе. Большая работа по собиранию и изучению мордовской народной песни обусловила явное преобладание вокальных форм над инструментальными. Он обосновал принципиально новые подходы к обработке народной песни, определил ее цели, задачи, приемы, типологию. В работе с народным мелосом он сознательно следовал нормам народного многоголосия, в своем творчестве развивал приемы мордовской многоголосной пентатоники. Многолетняя  хормейстерская, фольклорно-собирательская и научно-исследовательская деятельность Сураева-Королева была направлена на выявление и теоретическое обоснование специфики мордовского народного музыкального искусства.

Характерные черты индивидуального творческого почерка композитора сложились на основе традиционной музыкальной культуры мордвы и реалий современности. Жанрово-тематическое и музыкально-стилевое разнообразие, тяготение к программности, экспрессии музыкального высказывания, национальное своеобразие интонационного языка обусловили многогранный, новаторский характер его творчества, в частности обработок мордовских народных песен в виде хоровых миниатюр и крупных циклических произведений.

Появление первых хоровых обработок народных песен было инициировано деятельностью профессиональных и полупрофессиональных хоровых коллективов, призванных представлять национальную музыкальную культуру. Г.И. Сураев-Королёв в разное время создавал хоровые обработки для организованного им при Республиканском Доме народного творчества ансамбля «Келу», преобразованного впоследствии в женский фольклорный ансамбль Мордовской государственной филармонии.

Новаторский подход композитора к обработке появился в разнообразии исполнительской трактовки посредством введения элементов театрализации, ярких динамических контрастов, диалогов хора и солистов, народных музыкальных инструментов, хореографических движений. Сураев-Королев сделал значительное количество хоровых обработок. Самые популярные из них «Вирь чиресэ» ( «На опушке леса»), «Аляняце вешенттянза» («Тебя ищет батюшка»), «Вай, оля, оля», «Сур велесь» («Село Сабаево»), «Келу» («Берёза») и др. Они выдержали проверку временем и вошли в постоянный репертуар профессиональных и любительских коллективов Мордовии, национальных республик Среднего Поволжья и Приуралья, а также Москвы, Эстонии и Финляндии. Одна из лучших – обработка эрзянской баллады «Вирь чиресэ» о драматической встрече брата и сестры в ногайском плену. Образно-эмоциональному содержанию и драматургии этого произведения соответствует лаконичная, но чрезвычайно емкая, стремительно и напряженно развертываемая музыкальная форма. Вначале ничто не предвещает беды: на фоне широко и привольно льющейся «с небес» выразительной мелодии, усиленной контрапунктирующим подголоском в партии сопрано, напевно-повествовательно звучит соло альта. Но уже во второй – третьей строфах напряженный характер интонирования альтовой партии усиливается разрастанием певческого диапазона всей хоровой фактуры, введением приемов имитации и предельно громкостной динамики, способствующих обострению ощущения тревоги и страха. Это состояние достигает психологической кульминации в следующем разделе формы благодаря стремительному полифоническому развитию с использованием народных и профессиональных выразительных средств. Сохраняя русско-мордовскую народно-песенную интонационную стилистику, Сураев-Королев обогащает ее разновидностями национально характерной попевочной мелодики, бурдонирующими подголосками и своеобразными аккордами нетерцового строения. Все музыкально-стилевые средства подчинены передаче внутреннего состояния юноши – от спокойного, безмятежного до драматичного и трагичного. Выразительность звучания усиливается темброво-регистровыми красками смешанного хора, контрастными динамическими оттенками, мелодической линией баса, придающей сочинению особую мощь, эпичность.

Хоровые вариации на тему подлинной эрзянской народной песни, записанной в Левобережье Волги М. И. Чувашевым и опубликованной в сборнике Г. Сураева-Королева «Мордовские народные песни», принадлежат к числу лучших страниц хоровой музыки Мордовии. Композитору удалось творчески развить музыкальную форму напева, пользуясь приемами его ладового, интонационно-ритмического, мелодического, тембрового, динамического, фактурного, регистрового и гармонического преобразования.

Последний представляет собой характерный образец гипертрофированного многоголосного стиля, возникшего под влиянием русской песенности. Г. Сураев-Королев выявил и усилил прежде всего его ладо-мелодическую праоснову, восходящую к бесполутоновому интонированию. Яркий национальный колорит напев приобрел благодаря преобладающему использованию ангемитоники, как основной ладовой сферы (и в связи с этим вычленению характерных секундовых, терцовых, кварто-квинтовых интонаций), а также закономерностей  бурдонной полифонии, творчески претворенной в хоровой фактуре (бурдонирование, «волыночные» басы, голосоведение, аккордово-гармонический склад, приемы вокализации поэтического текста и др.).

В обработке мордовской народной песни композитору удалось многогранно и динамично раскрыть содержание и специфику художественного образа, усилить его выразительные возможности. Примечательно то, что Г. Сураев-Королев оставляет без изменений народную мелодию, развивая её художественную сущность другими средствами. По нашему мнению это обусловлено сравнительно поздней традицией интонационного мышления, характеризуемой  прикрепленностью напева только к одному тексту, восприятием последних как явлений одного эстетического уровня.

Музыкальный язык композитора передающий национальный стиль в жанре обработок для хора делает картину современности более яркой, многоцветной, этнически колоритной.

Творчество Г. И. Сураева-Королева многогранно и содержательно, отражает жизнь мордовского народа. Он оставил большое музыкально-публицистическое наследие, имеющее значительную ценность для изучения истории мордовской музыки.