Баймулдина Н.С., канд. пед. наук, ассоциированный

профессор КАЗНПУ им.Абая
Дуйсебаева А.Б., ст.преподаватель КАЗНПУ им.Абая

Керимова Г.У. преподаватель КОУ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Дизайн»

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и одним из решающих факторов конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему, скорости развития инноваций, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.1].
      
Мультимедиа — быстро развивающаяся современная информационная технология, позволяющая объединять в информационной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). В результате обеспечивается такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно. Именно этот переход к параллельной передаче аудио и видеоинформации в сочетании с использованием ее больших объемов, быстрого доступа и интерактивного взаимодействия с ней, предоп­ределил качественно новые возможности повышения эффективности обучения.

Технология мультимедиа — информационная технология,реализующая         возможности мультимедиа-операционных сред, основанная на одновременном использовании различных средств представления информации, обеспечивающая применение совокупности приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой.

Возможности систем мультимедиа позволяют интегрирование представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. При этом система обеспечивает возможность выбора по результатам анализа действий пользователя нужной линии развития представляемого сюжета или ситуации. В обучении технологию мультимедиа реализуют при создании и использовании программных (электронных) средств образовательного назначения. Компонентами таких программных средств являются статические и анимированные изображения, а также текстовая и видеоинформация со .звуковым сопровождением. В настоящее время существуют и развиваются мультимедиа-приложения в сетях.

Дидактические возможности систем мультимедиа, предназначенных для образовательных целей

Выделим дидактические возможности современных систем мультимедиа, предназначенных для образовательных целей. К ним можно отнести следующие:

1.функционирование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью интерактивного доступа к любому кадру сюжета и «продвижения в глубь» выбранного кадра, а также «выхода» из него, перемещения по кадрам рассматриваемого сюжета;

2.представление и «манипулирование» текстовой, графической, аудиовизуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (следующего) экрана;

3.интерактивное взаимодействие с виртуальными объектами предметной среды;

4.демонстрация реально протекающих событий в реальном времени (в виде видеофильма) с возможностью «наложения» графической, аудиовизуальной информации, вкрапления анимационных эффектов, в том числе любого виртуального сюжета;

5.обеспечение доступа к любым зафиксированным в системе текстовым, графическим, звуковым видеоданным;

6.присвоение действия (анимация, видеофрагмент, звук) текстовым и графическим объектам;

7.дифференциация представляемой аудиовизуальной информации адекватно выбранным признакам;

8.ранжирование, иерархизация представляемой аудиовизуальной информации адекватно установленным правилам;

9.создание виртуального образа объекта, процесса, явления, адекватно отражающего существенные признаки его реального аналога, наделение его динамикой развития, адекватно отражающей закономерности реального развития.

Таким образом, системы, основанные на реализации возможностей технологии мультимедиа, позволяют представлять на экране любую аудиовизуальную информацию, обеспечивая возможность выбора нужной линии развития представляемого сюжета или ситуации, реализуя интерактивное информационно емкое и эмоционально насыщенное информационное взаимодействие пользователя с виртуальным представлением изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений [2].

Стать настоящим мастером по мультимедийным разработкам  в дизайне — значит пройти длинный многоступенчатый путь, не задерживаясь надолго ни на одной из взятых вершин. Окончание базовой университетской программы — важный этап этой подготовки, но и он не ставит точку в повышении квалификации.
        В настоящее время доступны многие новейшие технические разработки и программное обеспечение — сенсорные панели, планшеты, мониторы с планшетными функциями.  Центральным аспектом преподавания мультимедийных технологий является создание студентами собственного анимационного проекта. Это может быть курсовая работа, проект для конкурсов или выставок, который затем становится основой для бакалаврской  дипломной работы. В процессе создания своего фильма студенты знакомятся со всем многообразием приемов и методов мультимедийных технологий, а также учатся аккумулировать и применять на практике знания, полученные на смежных дисциплинах по специальности дизайн, таких как компьютерная живопись, рисунок, композиция, графика и другие. Это также позволяет им поближе познакомиться с процессом самостоятельной разработки законченного проекта. Очень важно, подчеркивает  чтобы студент умел рисовать не только кисточкой на электронном планшете, но и самым обычным карандашом на обычной бумаге.
Движение во временном и пространственном объеме, которым и завораживают пользователя продукты мультимедиа, дает возможность поистине бесконечного варьирования композиции, форм, объемов и других качественных характеристик того или иного проекта. Работать в мультимедиа-системе — значит непрерывно изучать современные технологии, которые постоянно развиваются. Попутно приходится изучать специализированную литературу, причем преимущественно на языке оригинала. Ведь тон в инновациях задают разработчики дизайна в мультимедийных технологиях, а также производители операционных систем и компьютерных технологий из Европы, США, Японии.Любой дизайн — это творческий процесс, и речь не идет о том, чтобы овладеть софтом, программой, определенным пакетом — например, Adobe Master Collection, Autodesk 3DsMax или Maxon Cinema4D.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятие учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

Мультимедийные технологии превратили устную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Моделировать процессы, которые развиваются во времени; возможность интерактивно менять параметры этих процессов - очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Сейчас довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшней день.    Это связано с возникновением информационных сред обучения и виртуальных образовательных пространств, где в качестве посредника выступают современные средства информационных технологий. Появляются новые формы организации учебной информации, которые, прежде всего, характеризуются нелинейным структурированием учебного материала, что, в свою очередь, позволяет студенту выбрать индивидуальную траекторию обучения.

Литература:
1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы.
2.  
 И. В. Роберт Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М. : Дрофа, 2008. — 312, [8] с. : ил. — (Высшее педагогическое образование).

3.http://journal.spbu.ru/?p=4871