Доктор культурологии, профессор Палий Е.Н.

Российский Государственный Университет нефти и газа

имени И.М. Губкина

Учебный литературно-музыкальный салон - новая форма эстетического воспитания студентов технического вуза

(на примере РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина)

Эстетическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, литературно-музыкальные салоны

     Развитие отечественной культуры в ХХ веке происходило как на фоне глубоких социальных катаклизмов, так и в условиях быстрого научно-технического прогресса. Это определило высокую динамичность историко-культурных процессов.

     В условиях ускоренного переструктирования социокультурного пространства, когда резко обрываются старые социальные связи, изменяются статусы, роли, привычные жизненные ниши, механизмы социализации и образ жизни в целом, возникают особые социокультурные характеристики «промежуточного» общества, которые культурологи называют «кризисом идентичности». Это - признаки раскола общества на «старое» и «новое», и, как очевидное следствие данной ситуации, начинается поиск новой идентичности, сущность которого заключается в восстановлении распавшейся социальной ткани.

  Вместе с тем современные реалии приводят к необходимости пересмотра системы гуманитарного образования в высшей технической школе, что вполне адекватно стремлению к общему возрождению культуры. Бурный рост естествознания и техники требует сегодня от специалистов не только глубоких узкоспециальных знаний, но и методологической подготовки, знания не только точных, но и гуманитарных и общественных наук, что делает деление высшего образования на гуманитарное, естественно-научное, техническое в известной мере условным, а узкую специализацию в ряде случаев - неприемлемой, особенно в отраслях с высокими темпами научно-технического развития.

     На важность гуманитарного образования указывает тот факт, что в центре гуманитарной парадигмы всегда находится индивид, личность, индивидуальность, социокультурная экзистенция, которая в своей деятельности ориентируется на культурные предметы и культурные объекты, культурные артефакты и социокультурную морфологизацию, поведенческие паттерны. Гуманитарное образование, таким образом, формирует личность с определенными культурными характеристиками.

     Формирование культуры в контексте гуманизации имплицируется с культурой преподавания, общей высокой культурой сферы образования в целом. В конечном итоге, само наследование высоких образцов культуры во многом связано с развитием именно гуманитарного образования. Именно через гуманитарные науки обобщаются знания о мире, социуме, культуре, человеке, искусстве в русле усвоения систем, моделей, норм, максим, традиций, ритуалов, культуры нации, ее национального менталитета. Ведь только собственно гуманитарное образование стимулирует возникновение и развитие общечеловеческих ценностей и идеалов.

     Образование в инженерно-техническом вузе должно помогать человеку вырабатывать гуманитарно направленную культуру, адекватно-личностную философию и индивидуальную структуру ценностей в связи с кризисом социокультурной парадигмы нашего общества, когда культурные феномены обесцениваются и ослабевают культурные нормы, изживают себя и, говоря языком О. Шпенглера, «завершают свою экзистенцию»; чтобы преодолеть вульгаризацию культуры и ее дегуманизацию. В обществе, в котором усиливаются социальные аномалии, должна преодолеваться пассивная форма приспособления людей к социальным отношениям, чтобы человек перестал быть марионеткой игрушкой - средством в руках других людей и государства.

     Гуманитарная подготовка специалистов в техническом вузе направлена, в первую очередь, на то, чтобы сформировать у них определенные мировоззренческие ориентиры.

     Ситуация в России сегодня характеризуется глубочайшим мировоззренческим кризисом. Перед российским обществом, дважды испытавшим в ХХ веке «распад связи времен», встали проблемы смысла жизни, переоценки и создания новых ценностных систем и т.п. Наше общество нуждается в восстановлении связи времен, в приобщении к общечеловеческим культурным ценностям, в формировании мировоззренческой ориентации, направленной на создание гуманистической  системы ценностей.

     Сегодня становится все более очевидным, что сформировавшаяся в стране за последние годы модель образования уже не отвечает требованиям, предъявляемым обществом к образованию. Во всем мире идет поиск новых методов образования, более демократичных, диверсифицированных и результативных с позиций интересов общества. В конечном счете, речь идет об образования как личностно-значимой ценности.

     Необходимость создания новой методики и технологии гуманитарного образования не сводится только к пересмотру спектра и содержания учебных дисциплин. На первый план выдвигается формирование определенной микросреды вуза, так называемой гуманитарной среды.

     Главной целью высшего технического образования является подготовка высокопрофессиональных специалистов. Только специалисты высокого уровня могут способствовать как восстановлению стабильности в развитии топливно-энергетического комплекса страны, так и выявлению наиболее перспективных направлений и путей его развития. В связи с этим, на технические вузы России ложится ответственность в подготовке таких специалистов. Но этого недостаточно. В соответствии с предлагаемой концепцией образование в техническом вузе может считаться гуманитарно сформировавшимся, только если оно направлено на подготовку как высокопрофессиональных специалистов, так и нравственно и духовно состоятельных инженеров, ориентированных в своей профессиональной деятельности на общечеловеческие, гуманистические ценности.

     Гуманитарной средой вуза является совокупность образовательно-воспитательных, культурно-нравственных условий, подкрепленных комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих обретение единой гуманитарной культуры и направленных на формирование и развитие личности, которая осознает смысл своей деятельности, свое предназначение, обладает активной жизненной позицией.

    При построении гуманитарной среды технического вуза следует выделить четыре наиболее существенных для технического образования сферы: среда гуманитарного обучения; языковая среда; внеучебная среда; среда взаимовлияния технического вуза и социума.

     Деятельность всех составляющих гуманитарной среды является по своей сути программой гуманитаризации вуза.

    Среда гуманитарного обучения в техническом вузе представлена, прежде всего, определенным набором гуманитарных дисциплин и имеет свою специфику. Спецификой среды гуманитарного обучения в техническом вузе, в отличие от гуманитарных, является то, что в качестве особой ценности здесь предстает межличностное общение, личностное взаимообогащение и развитие. Данная специфика, прежде всего, связана с задачей раскрытия смысла существования человека в мире техники, общества и природы. «Совмещение в процессе образования различных пластов знания - технологического и гуманитарного - это не ведомственная проблема, требующая лишь формального пересмотра набора образовательных дисциплин и структуры образования. Это также не является поиском некоторого консенсуса, но представляет собой решительный поворот к поиску утраченного единства образования, культуры, воспитания, что, по сути дела, означает восстановление общего культурного контекста образования и воспитания, которое осуществимо лишь на путях выявления взаимосвязей образования и воспитания, понимаемых как феномены культуры»[2].

     Не менее важную роль играет и изучение культурологии. Человек является единственным носителем культурного сознания. Вне единства с культурной памятью и духовной традицией нет и не может быть полноценной человеческой личности.

    В то же самое время культура представляет собой основную форму и условие не только индивидуального, но и общественного бытия. Иными словами, культура есть инструмент взаимодействия индивида и социума, механизм их взаимопонимания. «Если образцы наследия не осваиваются как феномены культуры, не разрабатываются соответствующие программы образования и воспитания на памятниках прошлого, о сохранении культурного наследия говорить невозможно, как о его использовании. И здесь требуется историческое исследование процессов изменения образцов наследия в ходе эволюции, а значит - выделение эпох, культурно-исторических типов и т.п.»[3]

    В гуманитарной дисциплине «История мировой культуры» автором введен элективный курс «Литературная и музыкальная жизнь России XIX века»[4].

     Салон - это традиционная для России высшая форма интеллектуального и художественного общения на основе постижения философии, литературы, музыки, живописи в непосредственном контакте участников встречи. В технических и иных вузах XIX века салон рассматривался как форма внеучебной работы. В данном случае речь идет о салоне в рамках учебной работы.

     Именно в учебном салоне развиваются такие необходимые для наших выпускников качества, как широта мышления, художественная чуткость и эрудиция, гибкость и острота интеллекта, умение мыслить и излагать свои мысли, слушать, дискутировать, наконец, умение вести себя, т.е. знание этикета. В учебном салоне студенты должны встречаться с выдающимися профессиональными музыкантами, поэтами, литераторами, философами, с деятелями науки и общественными деятелями, а также принимать непосредственное участие как собеседники, исполнители и слушатели.

     С 1995 года по настоящее время автором ежемесячно проводятся учебные литературно-музыкальные салоны. В салонах принимает участие симфонический оркестр ЦДУ РАН им. А.П. Бородина, артисты московских музыкальных и драматических театров, студенты МГК им. П.И. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, студенты Российского университета Дружбы народов и др. В рамках салонов происходит обучение музыке, сам автор диссертации исполняет фортепьянные концерты (И.С. Бах, Ф. Шопен, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Ф. Шуберт, А. Вивальди и др.).

     В салоне сформировался хор студентов факультета Разработки нефтяных и газовых месторождений, хормейстером которого является автор данного исследования. Хор принимал участие в праздновании 80-летнего юбилея РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, а также в тематических и литературно- музыкальных салонах. В музыкальном салоне «родился» гимн университета. Этот гимн студенческий хор (75 студентов) исполняет на торжественных праздниках университета. В репертуаре хора русские народные песни, песни русских и современных композиторов. Хор удостоен диплома на международном Пушкинском фестивале «С веком наравне…». Заслугой хора является исполнение указанного репертуара с симфоническим оркестром ЦДУ РАН им. А.П. Бородина.

     К деятельности салона привлечены самодеятельные коллективы Дворца культуры РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (хоровой, вокальный и театральный, танцевальный коллектив «Бальный этикет», студия художественного слова). Совместно с творческой студенческой молодежью в литературно-музыкальных салонах принимали участие: артисты музыкальных и драматических театров; Академический ансамбль МВД под руководством народного артиста России Виктора Елисеева; студенты технических и гуманитарных вузов Москвы.

     Таким образом, очевидно, что вышеизложенные принципы, подходы и методология проведения салонов в техническом вузе на примере РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина показывают: в учебном салоне развиваются такие необходимые для технической интеллигенции России качества как глубина мышление, умение думать и обсуждать, ясно излагать свои мысли, грамотно говорить, воспитывать в себе любовь к своей истории и культуре.

     Учебный литературно-музыкальный салон является одним из способов трансляции культурного наследования - феномена русского салона XIX века. Прослеживаются основные функции в учебном салоне, которые актуальны в современном техническом вузе:

 

Литература

1. Концепция гуманитарного образования в техническом вузе. РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.-М.,2001.

2. Селезнева Е.Н. Культурное наследие – культурная политика России 1990-х годов.-М.,2003.-с.139.

3. Селезнева Е.Н. Культурное наследие – культурная политика России 1990-х годов.-М.,2003.-с.52.

 4. Палий Е.Н. Программа культурологического курса «по выбору» для  высших учебных заведений.-М.,1998.-с.1-20.