Сарсекеева Ж.Е., Протопопова Н.Н.
Казахстан, г. Караганда
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. 
Таким образом, человеческая игра возникла как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми [1]. Так появилась игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. 
Рассмотрим историю возникновения детской игры.
По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем труде «Государство» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры. Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности: в игре человек упражняясь, совершенствует свои способности. 
Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель  Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре [2]. 
Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям [3]. Центром педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры. По Ф. Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Ф. Фребелю в виде единой и многообразной сферы.
К.Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. Он говорил о том, что учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли. Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса [4].
Л.С. Выготский и его ученики считают исходным в игре то, что человек играя, создает себе мнимую ситуацию, вместо реальной и действует в ней, выполняя  определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. Феномен игры в том, что она, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявления в труде. Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым. Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер [5].
Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Невозможно непосредственно проследить весь процесс возникновения игры, так как имеются лишь очень скудные данные. 
Таким образом, вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания детей в обществах, стоящих на более низких уровнях развития производственной культуры, слабом развитии образования или отсутствия ее как таковой.
Литература:

1. Степкина И.А. Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников // Начальная школа Казахстана. – 2007. - № 6. - С.8-12.

2. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 233 с.

3. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. – М.: Педагогика, 1981. – т. 1. – 257 с.

4. Ушинский К. Д. Собрания сочинений. – М. – Л., 1950. – т. 8. – 390 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс,1996. – 536 с.