Марущенко Лариса Сергеевна

СОШ №88  учитель ИЗО и черчения

Виды изобразительного искусства


Изобразительное искусство объединяет близкие друг другу живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию. Оно едва ли не наиболее древние среди других видов искусства и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен.
Еще в эпоху палеолита первобытные люди создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства, воспроизводивших конкретные факты и явления повседневной жизни. От этих первых признаков пробудившейся в человеке жажды художественного освоения действительности изобразительное искусство, развиваясь на протяжении веков и тысячелетий в тесной связи с развитием общества и особенно его духовной культуры, получает все больше и большее распространение и раскрывает свои практически неисчерпаемые творческие возможности.
Важнейшая особенность изобразительного искусства состоит в свойственной ему удивительной способности передавать все многообразие и сложность жизни. Лишенные возможности непосредственно включать время в свою структуру, они выработали определенные способы выражения временных характеристик через пространственный ряд, колорит, сюжет и т.д. "Бурлаки" Репина, например, как и всякое произведение изобразительного искусства, как бы "остановили" жизнь на одно мгновение, но в этом мгновении художник сумел выразить в этих людях их прошлое, настоящее и ожидание будущего.
Живопись
По меткому замечанию художника К. Юона, "живое письмо или письмо о живом". На первый взгляд это может показаться парадоксальным: ведь живое письмо и письмо о живом совсем не одно и то же. Но в данном случае парадоксальность этого утверждения только кажущаяся. Словами " письмо о живом" художник раскрывает предмет живописи, а "живое письмо "- ее средства. В живописи передается форма предмета, его цвет, фактура материала, пространство, в котором находится изображаемый предмет. "На своих холстах, - писал Паустовский о Ван Гоге, - он изобразил землю. Он как бы промыл ее чудотворной росой, а она осветилась красками такой яркости и густоты, что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры, а каждое клеверное поле - в солнечный свет, воплощенный во множестве скромных цветочных венчиков". Это - о Ван Гоге и в то же время - о живописи вообще.
Живописец воссоздает реальный мир, используя для этой цели краски, накладываемые на специально подготовленную поверхность. Накладывая краски на холст или любую другую поверхность, живописец превращает их в цвет, создающий представление и о материальных качествах (фактуре) изображаемого предмета, и об его окраске, и т. д. Ввиду того, что явление жизни неоднокрасочных и неодноцветны, живопись изображает не только цвет каждого отдельного предмета, но и то сложное сочетание, которое образуют предметы, обладающие различным цветом, когда они расположены в определенном виде и даны в совокупности. Сочетание цветов, цветовая гармония и образуют в живописи колорит.
В натюрмортах Живопись делится на монументальную и станковую. Монументальная живопись связана с архитектурой - это роспись фасадов зданий, стен, потолков и т.д. Это, как правило, крупные по своим размерам произведения с назначением архитектурных сооружений. Тематическая, или сюжетная, картина занимает ведущее место в советской живописи. Портрет – жанр, в котором не только (и даже не столько) передается внешнее сходство, но раскрывается внутренняя сущность портретируемого человека. На хорошем портрете человек порой даже более похож на себя, чем в жизни, ведь художник нередко делает явным то, что для самого портретируемого было тайной. Графика
Графика в первую очередь - это искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т.д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно – выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета..
Художники - графики могут создавать не только отдельные листы, но и целые серии рисунков, объединенных одной темой. Таковы, например, известные серии Д. Шмаринова «Не забудем, не простим», Б.Пророкова «Это не должно повториться». Листы этой серии Пророкова – «Хиросима», «Бабий Яр», «Голод» и другие – убедительное свидетельство широчайших возможностей графики. Не прибегая к помощи цвета, графика – искусство необычайно лаконичное – своими скупыми средствами может дать и действительно дает не менее значительные в идейно – эстетическом отношении картины жизни, чем живопись. Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика, например гравюра, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды графического рисунка – книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т.д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения в изображаемое явление.
Для примера сошлемся на иллюстрацию литературных произведений.
Книжная графика – это не только оформление книги (обложка и суперобложка, титул, рисунок в начале и в конце текста и т.д.). Иллюстрация ставит задачей раскрыть идеи и образы произведения, внутренне соответствовать его глубинному содержанию. Иллюстрации, созданные Д.Шмариновым к « Войне и миру» Л.Толстого, О.Верейским к «Тихому Дону» М.Шолохова, Кукрыниксами к сочинениям А.Чехова, обогатили наше понимание и эмоциональное восприятие немеркнущих образов этих произведений. Однако книжная иллюстрация – не простая копия литературного текста, переведенного на язык графики, а самостоятельное художественное произведение, результат подлинного творчества. Особое место в искусстве графики занимает плакат – большое публицистическое, агитационное искусство, отличающееся ясностью, броскостью, яркостью, сочетанием рисунка с литературным текстом, - боевой ответ средствам изобразительного искусства на наиболее острые и значительные злободневные политические вопросы 
Расширение круга воспроизведенных явлений жизни, большая смысловая наполненность, емкость произведения – важная тенденция современной графики. И в станковой графике, и в художественных иллюстрациях в рамки одного листа начинают вмещаться разные, хотя и сопутствующие друг другу сюжеты или разные грани одного сюжета. Так, Г.Поплавский один только лист «Семья» из серии «Память» решил почти как триптих. В центре листа мужчина и женщина, приникшие друг к другу в прощальном объятии. На левой части листа – колонна партизан, уходящая из деревни, на правой – окопы. Здесь и развитие событий, и видение этих событий главными действующими лицами.
К искусству графики относится также карикатура и промышленная графика.
Графика – необычайно оперативное искусство, оно идет по горячим следам событий самой жизни и с каждым днем все в большей мере входит не только в общественную жизнь, но и в быт людей.
Скульптура
Скульптура воспроизводит явления жизни в объемной форме. Скульптор создает задуманный им образ из твердых материалов – камня, бронзы, мрамора, определенных пород дерева – с учетом пластических возможностей каждого из них.
Современная скульптура расширяет свои изобразительные возможности, она обращается к прямому восприятию таких явлений и граней жизни, к которым в прошлом скульпторы не обращались. Не только сам человек, но и окружающая его среда становятся непосредственным объектом интересов скульптора.
Д. Митлянский показал не только трех человек, сидящих в президиуме собрания, и женщину – оратора, но и саму трибуну и стол, покрытый скатертью, и даже висящий над стеной лозунг «Да здравствует 8 Марта!». Скульптор ввел в свою композицию и две боковые стенки, ограждающие сцену. Назовем еще двухфигурную композицию А.Шатерника «Материнство»: молодая женщина и ребенок расположены на деревянном срубе (работа выполнена в алюминии), в руке женщины ветка с плодами. Но сруб здесь не просто пьедестал, и ветка – не просто образ плодоносящего дерева. Художник стремился вызвать у зрителя более глубокие ассоциации. И в том, что скульпторы проявляют большой интерес и к изображению среды и к более активной организации пространства – приметные черты современного пластического искусства.
В скульптуре с большой силой проявляется гуманистическая природа искусства. Глубокий смысл заключен в том, что искусство скульптуры хотя и знало периоды упадка, но они всегда наблюдались в эпохи господства тирании и подавления человеческой личности. Произведения скульптуры выступают в виде портрета или бюста (погрудного изображения), полуфигуры и фигуры или статуи (изображения в полный рост).
В развитии художественной культуры особенно большое место занимает скульптура монументальная. К ней относят памятники, установленные на площадях, в парках и других общественных местах с целью увековечения выдающихся деятелей, людей науки и искусства, героев труда, а также важнейших событий. Монументальная скульптура связана с архитектурной или естественной средой: она должна хорошо просматриваться с любой точки и поэтому устанавливается на открытом месте. Ее очертания должны быть ясными и четкими, без чрезмерной детализации и вызывать у зрителя яркое впечатление.

 

Список литературы.
Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты – Рисунок, живопись, композиция – 2-е издание, переработано и дополнено. – М.: Просвещение, 1981
Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М: Искусство, 1977
Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1977
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись – 2-е издание. – М.: Академия, 1998
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5 – 8 класс: в 4 ч. – М.,О.,Т., 1996
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусства и методика его преподавание в начальной школе. – М.: Академия, 2002
Энциклопедия словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983
Этюды об изобразительном искусстве/ М.Алпатов и др. –М: Просвещение, 1994