Педагогические науки/3.Методические
основы воспитательного процесса
К.п.н. Курганская Л.М.
К.филол.н. Кулюпина Г.А.
Белгородский
государственный институт искусств и культуры
Роль книги в формировании
эмоционального интеллекта
В
нынешний прагматичный век все больше ученых, педагогов, политиков обращается к
вопросу воспитания эмоций, эмоциональной культуры, одним из компонентов которой
является эмоциональный интеллект, «emotional quality»,
«качество чувств».
Еще
в девяностые годы прошлого столетия Х. Вайсбах и У. Дакс [1] отметили такую
особенность, как независимость профессионального успеха от уровня интеллекта (IQ).
Во многом успешность зависит от эмоционального интеллекта (EQ).
Психологи, в частности Д. Коулмен, определяют «эмоциональный интеллект» как
фундаментную способность самоощущения. Эта способность выражается в таких
свойствах, как уважительность, внимательность и способность к сочувствию
другим. Это проявляется как вежливость, участливость, самодисциплина, чувство
ответственности, то есть как человечность.
Эмоциональный
интеллект условно можно разделить на несколько составляющих: способность
воспринимать и распознавать свои эмоции и эмоции другого человека; способность
правильно сочетать эмоции и разум (эмоции помогают разуму и наоборот); способность
понимать, что выражает та или иная эмоция; способность управлять эмоциями.
Люди
с высоким EQ хорошо понимают эмоциональное состояние другого,
собственное эмоциональное состояние, умеют управлять своими эмоциями, поэтому
их поведение в обществе более адаптивно, они легче добиваются цели во
взаимоотношении с окружающими.
Каждый
желает, чтобы другие проявили по отношению к нему понимание, уважительность,
терпимость, способность к сочувствию, внимательность. Но поступает ли он таким
образом по отношению к другим? В ответе на этот вопрос и заключается степень
развития эмоционального интеллекта личности.
«Все
начинается с детства». Формирование эмоционального интеллекта также начинается
с детского возраста, зависит от той среды, в которой воспитывается ребенок, от
семьи, в которой он растет. Формирование
эмоционально здорового интеллекта ребенка с самого детства необходимо для роста
и развития эмоционального здоровья. Именно в этот период очень важна книга. В
формировании и развитии эмоционального интеллекта она играет огромную роль.
Вместе с героями книг дети проживают их жизнь, сочувствуют героям, сопереживают
им. Книга учит их разбираться в хитросплетениях чужих поступков, чувств,
мотивов.
В
отечественной и зарубежной детской литературе много произведений, которые
являются учебником по формированию и развитию эмоций ребенка. Анализируя вместе
с ребенком прочитанную книгу или отрывок из книги, взрослый тем самым развивает
эмоциональный интеллект воспитанника.
Так, читая рассказ
В. Драгунского «Друг детства», необходимо обратить внимание на переживания
мальчика, определить, какое чувство испытывает герой в начале и в конце
рассказа. Сначала мальчик воодушевлен, он хочет быть боксером и очень рад,
когда мама в качестве груши принесла старого плюшевого мишку. «Он сидел передо мной, такой шоколадный, но здорово
облезлый, и у него были разные глаза, один его собственный желтый стеклянный, а
другой большой белый из пуговицы от наволочки, я даже не помнил, когда он
появился. Но это было неважно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня
своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а
обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается.
И я вот так
посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на
минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его
за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него
такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть
той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него
тогда, прямо живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького
братишку, и шептал ему разные сказки, прямо в его бархатные тверденькие ушки, и
я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал, и вот он
сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.
Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…
-Ты
что, - сказала мама, она уже вернулась из коридора, - что с тобой?
А я знал, что со
мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не
догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились в
меня обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
- Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я
раздумал. Просто я никогда не буду боксером».
Что
же произошло? Почему герой раздумал быть боксером? Какое чувство испытал он,
вспомнив, что связано с этим Мишкой? Эти вопросы помогут ребенку поставить себя
на место мальчика, «увидеть» эмоции, испытанные героем.
Произведения А.
Лиханова не предназначены детям, но они о детях: детях войны, современниках.
Это «Звезды в сентябре», «Мой генерал», «Мальчик, которому не больно»,
«Девочка, которой все равно» и другие. Прочувствовать скорбь, утрату, боль
душевную героев, плакать не от собственной боли, а от боли другого человека –
цель работы над такими произведениями.
Мать здорово
изменилась за последнее время. Когда приехали в Суднишонки, она была еще совсем
молодой и выделялась среди деревенских баб, похожих на старух.
Потом она положила
свое городское пальтишко в дедов сундук, а сама надела стеганку умершей дедовой
бабки, серый платок и по одежде стала такой же, как остальные бабы, - похожей
на старуху.
Но это только
казалось, что она старая, из-за одежды. А глаза у матери были красивые, черные,
и глядели они молодо из-под старушечьего платка. Мать похудела, кожа ее
пожелтела, а глаза по-прежнему смотрели по-молодому.
Когда Христя
принесла похоронную и мать просидела несколько часов кряду, глядя черными
своими, глубокими глазами в угол, не проронив ни слезинки и не сказав ни слова,
а потом плакала под печальную Христину песню, глаза ее будто угасли. Лека
хлебал несоленые щи и глядел на мать, совсем старуху. Желтая кожа на лице, и
тусклые, бесцветные глаза.
Он хотел было
сказать ей, что она забыла посолить щи, но потом раздумал и сам полез в печной глаз
за солонкой из зеленого и толстого пузырчатого стекла. Мать так ничего и не
заметила. Она глотала бессолые щи, а сама все смотрела и смотрела в стену.
Боль утраты, шок от страшного известия
писатель нарисовал несколькими штрихами: мать за считанные минуты превратилась
в старуху. На это необходимо обратить внимание юного читателя. Не всегда горе
вырывается из груди криком. Горе может засесть глубоко, не позволяя человеку
свободно вздохнуть. Это еще страшнее, чем если бы героиня плакала, кричала,
«убивалась». И это эмоциональное состояние должен распознать читатель, чтобы
понять всю глубину отчаяния матери Леки.
Способность сопереживать, сочувствовать – высшее
проявление эмоционального интеллекта. И именно такие произведения позволяют
сформировать его в детях.
Огромный воспитательный потенциал кроется в
произведениях К. Паустовского. Писателю претит жестокость, холод сердца.
Филька забрался на
печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.
- Сто лет назад упал
на нашу округу такой же лютый мороз, - говорила бабка. – Заморозил колодцы,
побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни
деревья, ни травы. Семена в земле
пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь –
боялся пустыни.
- Отчего же стрясся
тот мороз? – спросил Филька.
- От злобы людской,
- ответила бабка. – Шел через нашу деревню старый солдат, попросил в избе
хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай ему одну только
черствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе!
Жуй!» - «Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. – У меня вместо
ноги деревяшка.» - «А ногу куда девал?»- спрашивает мужик. – «Утерял я ногу на
Балканских горах в турецкой баталии»,- отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже
голодный – подымешь, - засмеялся мужик. – Тут тебе камердинеров нету.» Солдат
покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зеленая
плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась метель,
пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.
- Отчего же он
помер? – хрипло спросил Филька.
- От охлаждения
сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила: - Знать, и нынче завелся в
Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.
Нельзя обижать тех, кто слабее тебя, кто
нуждается в твоей помощи, защите. Об этом хотел сказать К.Г. Паустовский, этому
мы учим детей, читая и анализируя произведения из круга детского чтения. Очень важно
в этом случае обращаться к жизненному опыту ребенка: были ли случаи, когда вы
обидели кого-то? Не помогли, хотя и могли это сделать. Отвечать вслух
необязательно. Просто подумайте, вспомните, проанализируйте свой поступок.
Такое задание позволит ребенку побыть наедине со своей совестью.
Конечно, не только на таких грустных, порой
трагических произведениях необходимо останавливать внимание детей.
Эмоциональный интеллект развивается тогда, когда ребенок наблюдает и испытывает
и положительные и отрицательные эмоции, когда он радуется за удачу героев (и
своих товарищей), смеется вместе с ними.
Бабушка
отдыхает
Пришла из школы
маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама
пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
- Тихо, Галинка,
бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.
Галинка тихонько
подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку
тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь,
пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
- Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей
пальцем, как мама, и прошептала:
- Тихо, Оля, бабушка
отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу
и рассматривают рисунки.
А из закрытых
бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка
встала, Галинка спросила:
- Бабушка, почему вы
во сне плакали?
Бабушка улыбнулась,
приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.
(В.А.
Сухомлинский)
Почему плакала бабушка, кто ее обидел?
Оказывается, плакать можно и от счастья, от радости. Забота родных растрогала
пожилого человека. Так мало надо для счастья, и так мало мы порой делаем для
того, чтобы близкие были счастливы. И в этом случае можно обращаться к опыту
детей. Надо, чтобы они соотнесли ситуацию, созданную писателем, с ситуацией,
которую создает жизнь.
Человек, который не разучился удивляться, –
молод душой. Удивляться можно многому: двойной радуге, золотому лугу,
лисичкиному хлебу, лошади-почтальону.
Необычный
почтальон
До Озерков было еще
километра два. Мы продолжали медленно двигаться вслед за бричкой. Лошадь
спокойно трусила по дороге, лишь изредка замедляя шаг и оглядываясь в нашу
сторону.
Наконец мы въехали в
село. Лошадь свернула и остановилась возле второй крайней избы. Мы тоже
остановились.
В это время из
калитки вышел старик, привязал лошадь к столбу и стал снимать мешок.
Заметив нас, он
спросил:
-
Любопытствуете?
- Да не просто любопытствуем, - сказал я, -
удивляемся. Может, случилось что с почтальоном?
- А чему ж тут случиться? – хитро засмеялся
старик. – Вот она и есть наша почтальонша – Марья Ивановна, а попросту Машка! –
И он похлопал лошадь. – Дорога у нас до почты близкая, ей известная. А там ее
уже все знают. Вот она и бегает туда-сюда.
Мы весело
переглянулись.
(С. Баруздин)
Конечно,
лошадь-почтальон вызывает удивление. А сколько удивительного вокруг нас! В
каких еще произведениях встречаются удивительные вещи?
Так
от книги к книге надо вести ребят по стране эмоций, формируя и развивая их
эмоциональный интеллект, воспитывая чутких, отзывчивых, внимательных людей.
В
этой работе может помочь «Словарь эмоций», составленный и опубликованный нами в
2002 и 2003 годах. В нем представлено более четырехсот наименований эмоций,
эмоциональных состояний, иллюстрациями являются отрывки из произведений или
произведения, в которых герои испытывают ту или иную эмоцию (чувство), или само
произведение вызывает эту эмоцию у читателя.
Литература:
1. Вайсбах Х., Дакс У.
Эмоциональный интеллект. – М.: Лик пресс. – 1998.
2. Курганская Л.М. Словарь
эмоций. 1 часть. – Белгород, 2002.
3. Курганская Л.М. Словарь
эмоций. 2 часть. – Белгород, 2003.