Педагогические
науки/4. Стратегические направления реформирования системы образования
К.п.н.
Павленко И.Г.
Луганский национальный университет имени
Тараса Шевченко
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
В современных условиях катастрофического нарастания негативных последствий непродуманного развития технизированной цивилизации человечество оказывается перед проблемой формирования нового мировоззрения и установок в деятельности людей, экологической культуры каждого члена общества.
Одним из обязательных средств изменения отношений между обществом и природой является экологическое образование, которое официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Поэтому особую актуальность приобретает совершенствование и развитие научно-теоретического, психолого-педагогического обеспечения экологического образования в вузах, повышения его эффективности. На наш взгляд, движущей основой этого процесса является видимая на многих уровнях управления объективная необходимость разрешения следующих противоречий:
· между современными требованиями общества, предъявляемыми к экологической культуре специалистов, нашедшими отражение в модели (профиле) специалиста и состоянием экологического образования в вузах;
· между существующей концепцией экологического образования и современными научными парадигмами. Экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, узко прагматически и потребительски ориентированное, не смогло переломить природоразрушительные тенденции мировоззрения значительной части населения. Это свидетельствует о необходимости коренного изменения философии и теории экологического образования, основанного на принципиально новом, целостном представлении совместного, гармоничного соразвития человека, общества и природы;
· между современной тенденцией гуманизации образования и устаревшими подходами к экологическому обучению – («знаниевая» парадигма и связанные с ней сообщающе-контролирующие методы обучения, прагматическое, узкопрофессиональное целеполагание) – обуславливает необходимость проектирования системы экологической подготовки в вузе на основе принципов гуманизации образования с учетом главной цели – развития личности обучаемого.
Необходимость разрешения этих противоречий делает актуальным рассмотрение достаточно сложной проблемы развития экологического сознания личности средствами экологического образования.
Человеку в отличие от других живых существ
свойственно осознанное, творчески активное отношение к природе, причем как
материально-практическое, так и духовное. Научиться творчески действовать
человек сможет тогда, когда он реально будет поставлен в ситуацию, требующую от
него творческих решений. Усвоения каких-то готовых знаний и выработки
соответствующих навыков тут совершенно недостаточно. Эти требования,
предъявляемые жизнью, непосредственно относятся и к учебно-воспитательному
процессу высшей школы.
Повышенное
внимание к проблемам экологического образования студентов предопределяется
следующими причинами: необходимостью рассмотрения экологического воспитания как
непрерывного и систематического процесса, действующего на протяжении всего
периода обучения, актуальностью формирования экологической культуры в период
профессионального становления личности.
Экологическая
культура не только влияет на сбалансированность системы отношений «человек –
общество – природа», но и способствует гармоничному развитию личности,
поскольку она основывается на единстве рационального и эмоционального, что
предполагает оптимальное взаимодействие механизмов левополушарного и
правополушарного мышления человека. Поэтому в процессе воспитания экологической
культуры необходимо сочетать усвоение
естественнонаучной информации с реализацией образных представлений,
активизацией чувств, переживаний, настроений, стремлений, мотивов.
Экологическая
культура во многом определяет мировоззрение человека, духовно-нравственные,
эстетические, ценностные ориентиры, его готовность к творческому созиданию. Она
базируется на четырех взаимосвязанных элементах: познавательном,
эмоционально-ценностном, поведенческом, деятельностном [6]. При этом
естествознание, этика, эстетика выступают в экологической культуре в
неразрывном взаимодействии, что позволяет воспитывать у людей нравственно-эстетическое
отношение к природе.
Возможные
пути духовного взаимодействия человека и природы, необходимость экологического
образования каждого человека, роль экологической культуры в процессе
формирования духовной культуры личности и общества представлены в работах Н.Бибик, С.Бородавкина, А.Букина, А.Вербицкого,
Э.Гирусова, А.Захлебного, И.Зверева, В.Ильченко, Е.Король, О.Плахотник,
И.Суравегиной, Г.Ткачук, В.Червонецкого и др. Однако, происходящие в природной
среде изменения влияют и на самого человека, на его отношение к ней, на его
экологические ориентиры, мировосприятие, в целом, уровень экологической
культуры.
Экологическая трансформация сознания
личности и общества должна идти от приобретения экологической грамотности к
усвоению экологической культуры. Современное экологическое образование и
воспитание ориентировано на создание системы непрерывного экологического
образования, сущность которого заключается в его основных целях: развитие
экологического сознания и мышления, экологической культуры личности и общества,
ответственного отношения каждого человека к природе. В процессе экологического
воспитания человек должен овладеть системой общественно важных ценностей,
определяющих его поведение и деятельность по отношению к окружающему миру.
Экологическая культура, по А.Вербицкому,
выступает как «совокупность опыта взаимодействия людей с природой,
обеспечивающая выживание и развитие человека, выраженная в виде теоретических
знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных
норм, ценностей и культурных традиций» [3, 33].
А.Захлебный, И.Суравегина трактуют понятие «экологическая культура», которая проявляется в ответственном отношении к природе как всеобщему условию и предпосылке материального труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Другой аспект составляет отношение к собственным природным данным, своему организму, который включен в систему экологических взаимодействий. И, наконец, важнейший компонент экологической культуры - отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной окружающей природной среды [5].
Н.Тарасенко считает, что «экологическая
культура включает определенный «срез» общественно выработанного способа
самореализации человека в природе, культурные традиции, жизненный опыт,
нравственные чувства и моральную оценку отношения человека к окружающей среде»
[8, 232]. Н.Реймерс определил экологическую культуру как совокупность знаний,
умений, социальных и инженерных норм, руководствуясь которыми человек осознает
себя (и соответствующим образом действует) как часть природной среды и как
субъект, ответственный перед собой, живущими и последующими поколениями людей
за ее сохранение [7]. В.Хилько характеризует экологическую культуру личности в
качестве составляющей части экологической политики, реализующейся в трех
аспектах: социально-политическом, научно-технологическом
(технико-экономическом), духовно-педагогическом [9]. По мнению С.Бородавкина,
развивая экологическую культуру, целесообразно учитывать как сложившиеся нормы
поведения, так и опираться на внутренний контроль самой личности:
ответственность, совесть, долг и т.д. [1]. А.Букин в экологическую культуру
личности включает следующие компоненты: овладение человеком научными знаниями,
усвоение норм поведения, развитие нравственно-эстетических чувств в общении с
природой, охрану окружающей среды [2]. Экологическая культура, по мнению
И.Зверева, предусматривает наличие у человека твердых знаний, убеждений,
готовность к деятельности, а также его практические действия, которые
согласованы с требованиями заботливого отношения к природе [10]. Н.Гнилуша
основными компонентами экологической культуры считает экологическое сознание,
экологические убеждения, экологическое мировоззрение, готовность к
экологической деятельности, ответственное отношение к окружающей среде [4].
Исходя из вышеизложенного, мы под
экологической культурой понимаем интегративное качество личности, воплощающее
духовно-нравственные ценности и определяющее экологически-нравственные
поступки, направленные на сохранение жизни во всех ее проявлениях и на
созидание красоты природной среды. При этом экологическая культура будущего
специалиста характеризуется не только овладением техническими,
научно-экономическими знаниями, умениями, навыками, но и эстетическим
отношением к природе, развитием эмоционально-чувственной сферы человека,
воспитанием его эстетических потребностей и интересов, проявлением творческой
деятельности.
Внедрение новых методических приемов
обучения и воспитания студентов предполагает использование таких форм и методов
работы, которые влияют на экологическое становление личности, развивают ее
самопознание и самоконтроль. Проведенное нами исследование показало, что
наибольшая эффективность в формировании экологической культуры достигается с
помощью применения различных приемов педагогического воздействия, включающих
использование специальных вопросов, экоигр, установок, аутотренингов, ситуаций,
обеспечивающих соблюдение этических норм поведения и развивающих «экологическую
совесть», заданий, основанных на сопоставлении художественных объектов и
реальной природы, проблем творческого характера и т.д. Сочетание различных форм
работы, при тесном сотрудничестве студентов и преподавателей способствуют
формированию экологической культуры будущих
специалистов. При организации процесса формирования экологической
культуры студентов необходимо придерживаться следующих педагогических условий:
·
реализации
мультидисциплинарного подхода в организации экологического образования
студенческой молодежи. При этом под мультидисциплинарным подходом понимается
экологизация большинства существующих учебных предметов;
·
использование
произведений искусства наряду с организацией непосредственного восприятия
будущими специалистами природных объектов;
·
осуществление
на нравственно-эстетическом уровне погружения в мир природы, переживание ее
художественного образа;
·
использование
произведений искусства как средства «эстетического диалога» с объектами
природы.
Необходимо,
чтобы курс экологической безопасности устойчивого развития стал обязательным
компонентом высшего образования независимо от профиля вуза и специальности
выпускника. Базовым условием развития всех форм образовательных учреждений
следует считать сохранение и поддержку государственной системы экологического
образования и исследований в области экологической безопасности и устойчивого
развития.
Профессионально-экологическая подготовка
студентов разных специальностей в вузах должна быть органически включенной в
общую систему профессиональной подготовки будущего специалиста любой
специальности и квалификации. К тому же важно, чтобы она проводилась с учетом
региональных компонентов стандартов образования и была личностно-значимой для
студентов.
Использование в образовательном процессе
современных педагогических технологий является важным условием повышения эффективности
процесса формирования экологической культуры студентов. При этом педагогическую
технологию можно рассматривать как проектное непрерывное осуществление
педагогического процесса, в котором взаимосвязаны и взаимодействуют все
компоненты и субъекты образовательного процесса.
Все педагогические технологии,
используемые в процессе экологического образования, помогут студенту познать
окружающий мир в виде реальных объектов социоприродной среды. Которые
соответствуют не только логике образования, а также современному уровню развития
науки и практики жизнедеятельности. Знания, умения в них рассматриваются не как
цель обучения, а как средство развития личности обучаемого в соответствии с их
жизненным и профессиональным опытом. При этом цели, результаты процесса
обучения становятся внутренними целями обучаемого. Кроме того, особенностью
таких технологий является то, что в них естественнонаучные методы изучения
социоприродной среды дополняются культурологическими компонентами, что
способствует становлению экологической нравственности и этики будущих
специалистов.
Использование педагогических технологий в
образовательном процессе развивает творческие, коммуникативные способности,
учит разрабатывать и решать проблемы на основе интегративных знаний, ставит
цели, задачи с учетом конкретных условий, проектировать деятельность, проводить
анализ, самоанализ, рефлексию. Именно такая деятельность формирует
экологическую культуру студентов.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Бородавкин С.В. Этика и
экологическое воспитание / Бородавкин С.В. – Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание»
РСФСР, 1988. - 15 с.
2.
Букин А.П. В дружбе с
людьми и природой: Кн. для учителя / Букин А.П. - М.: Просвещение, 1991. – 156
с.
3.
Вербицкий А.А. Основы
концепции развития непрерывного экологического образования / А.А. Вербицкий //
Педагогика. - 1997. - № 6.– С. 31 – 36.
4.
Гнилуша
Н. Екологічна освіта – складова культури майбутнього вчителя / Н. Гнилуша
// Рідна школа. – 1999. - № 7-8. – С. 40 -
42.
5.
Захлебный А.Н.,
Суравегина И.Т. Научно – технический прогресс и экологическое образование /
А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина //
Советская педагогика. – 1985. - № 12. – С. 9 - 14.
6.
Пустовит Н.А., Вороніна
Л.П., Руденко Л.Д. Система пізнавальних завдань екологічного змісту / Н.А.
Пустовит, Л.П. Вороніна, Л.Д. Руденко // Педагогіка і психологія. - 1997. - №
2. - С. 80 - 88.
7.
Реймерс Н.Ф. Охрана
природы и окружающей человека среды: Словарь- справочник / Реймерс Н.Ф. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
8.
Тарасенко Н.Ф. Природа,
технология, культура: философско-мировоззренческий анализ / Тарасенко Н.Ф. – К.: Наук. думка, 1985. – 256 с.
9.
Хилько В.Г. Екологічна
культура та об’єктивна зумовленість її зростання / В.Г. Хилько // Питання
соціально – політичних наук. – 1991. – Вип. 82. – С. 67 - 73.
10.
Экологическое образование школьников / [под ред. И.Д. Зверева,
И.Т. Суравегиной]. – М.: Педагогика, 1983. - 160 с.