Филологические науки/3.Теоритические и

методологические проблемы исследования языка

 

к.ф.н. Лоова А.Д., д.п.н. Джандар Б.М.

Адыгейский государственный университет, Россия

Концептуализация мира и проявление менталитета языковой личности в немецкой и адыгской лингвокультурах

 

Во второй половине ХХ и начале ХХI века изучение процессов концептуализации мира в лингвистике становится одним из перспективных направлений новой парадигмы теории языка.

Благодаря трудам ученых разных специальностей (философов, лингвистов, психологов и др.), зарождается антропоцентрическая парадигма научного знания, легшая в основу когнитивной науки. Концептуальные исследования объективируют новое толкование слов, имеющих определяющее влияние на философию и культуру социума. Основным объектом исследования когнитивной лингвистики и лингвокультурологии выступает анализ концептов, составляющих «категориальную основу всей человеческой деятельности, и, прежде всего, языка» (Берестнев 1999: 97).

 Концепты объединяют представителей определенной  лингвокультуры, обеспечивают основу взаимопонимания между ними. Концептуальное пространство отдельной языковой личности и лингвокультуры в целом организуется в концептосферу. 

Следует признать, что концептосфера и концепт в последние годы являются ключевыми понятиями когнитивной лингвистики. Они «детально описывают проблематику образа жизни, языка, культуры и сознания определенного народа» .

Концептосфера представляет собой строго структурированную область мыслительных образов, представляющих собой знание людей, информационную базу их мышления. Концептосфера «помогает понять, почему язык является не просто способом общения, но и неким концентратом культуры, культуры нации и ее воплощения в разных слоях, вплоть до отдельной личности» (Лихачев 1993: 7).

 «Концептосферу можно рассматривать в двух направлениях: как взгляд «извне», то есть анализ концептосферы в целом как выражения национально-культурной специфики определенного народа, и как взгляд «изнутри», попытку проникнуть во внутренний мир представителей разных социальных групп посредством концептов как многомерных образований» (Леонтович 2005: с. 111).

Согласно мнению профессора когнитивной лингвистики  Калифорнийского университета Дж. Лакоффа, концепты являются не просто порождением ума. «Наши концепты структурируют наши ощущения, поведение, наше отношение к другим людям. Тем самым наша концептуальная система играет центральную роль в определении реалий повседневной жизни» (Лакофф 2004:25).

Концепт как всякий сложный когнитивный лингвосоциальный конструкт не имеет однозначного толкования в науке о языке на современном этапе ее развития. В отечественной лингвистической литературе прослеживаются два основных подхода к изучению концептов: лингвокогнитивный (Н.Д.Арутюнова, 1993; З.Д.Попова, 2001; Е.В.Рахилина, 2000; И.А. Стернин, 2001) и лингвокультурологический (С.Г.Воркачев, 2001; В.И.Карасик, 2002; Н.А.Красовский, 2001; Ю.С.Степанова, 2001).

В рамках когнитивного подхода концепт рассматривается  «как оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга» (Кубрякова 1997: 89).

Лингвокультурологический подход относит к числу концептов семантические образования, отмеченные лингвокультурологической спецификой, отражающие менталитет языковой личности определенной этнокультуры.

По мнению В.А.Масловой, концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека (Маслова, 2001: 5).

Культурные концепты представляют специфику языковой картины мира.  «Лингвокультурный концепт – это многомерное смысловое образование, где выделяются ценностная, образная и понятийная стороны» (И.В.Карасик: 91).   

 Концепты, раскрывающие ценностные приоритеты культуры, объединяются в системы или в лингвокультурные  доминанты. Несомненный интерес вызывают те концепты, которые представляют собой своеобразные коды – ключи к пониманию ценностей этой культуры, условий жизни людей, стереотипов их поведения. Духовная культура каждого народа, как и любая сверхсложная социальная система, многообразна в своих началах и проявлениях. Каждый народ имеет многовековую историю и свою культуру. Можно сказать, что культура отражает развитие общества. Одним из ярких творений культуры является эпос. Именно с эпоса начинается культура. Эпос представлен передающимися устно мифическими преданиями, сказаниями, сагами, сказками, героическими песнями.

«Эпос отражает всю совокупность исторической жизни народа, его мироощущения, нравы и обычаи, мечты и чаяния, его духовный мир, сложившийся на протяжении большого исторического времени» (Петросян 1982: 207).

«Эпос народа – талантливое многовековое создание, завизированное временем, национальное богатство, ценность общечеловеческой культуры. Это памятник культуры особой важности, своеобразная гигантская амфора – хранилище мудрости и знаний, накопленных человеком на протяжении многих  столетий». (Гадагатль 2002: 8).

Формирование эпоса свидетельствует о высоком уровне художественного мышления народа. Каждый народ стремится нарисовать эпический образ общенародного героя, признанного воина, человека всецело преданного идее защиты и процветания своего народа. На ранних этапах  истории эпические произведения выражали мировосприятие и миропонимание социума, базирующихся на мифологии.

Германский эпос «Песнь о Нибелунгах» и адыгский эпос «Нарты» относятся к ярчайшим эпическим произведениям того периода времени. «Песнь о Нибелунгах» появилась приблизительно в 12 веке в эпохе Средневековья и является героическим сказанием, крупнейшим памятником народного немецкого эпоса. В основе произведения лежат древние предания Германии, которые переносят к событиям времени варварских нашествий. Историческая основа эпоса – гибель известного Бургундского королевства, которое разрушили гунны в 437 году.

Героический эпос о нартах уходит своими корнями в глубокую древность и является памятником мировой художественной культуры. Сказания нартского эпоса передают героический дух народа, красоту человеческих взаимоотношений, щедрость, бескорыстие, гостеприимство. Само слово «нарт» означает – глаз, дарящий, то есть готовый, оказывая помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое – свою жизнь.

На примере этих эпических произведении интересно проследить, какие культурные концепты складывались в то время и как они влияли на формирование ментальности. Принимая во внимание особую значимость социокультурных и поведенческих характеристик и ролей мужчины и женщины в обществе, на наш взгляд, следует обратиться к базовым концептам «мужчина», «женщина». Они относятся к разряду архетипических (для человеческого сознания) и ключевых (для культуры) ментальных единиц. Оппозиция мужчина/женщина базируется на архетипическом биноме «мужское – женское», который в древней картине мира был не только отражением биологических различий, но и семиотическим  выражением целого ряда социальных оппозиций.

Как известно, германцы и адыги развивались при разных условиях. Однако, германский эпос, как и адыгский, начинает свое повествование о доблестных героях. Концепт «герой» занимает центральное место в данных культурах. Эпический зачин передает восторженный, величественный образ героя, который воссоздается рядом эпитетов, характеризующих их (Зигфрида в германском эпосе «Песнь о Нибелунгах», Саусырыко в адыгском эпосе «Нарты»):  «Отвагою и мощью везде дивя людей», «По праву воитель молодой считался украшением страны своей родной»; «Еще юнцом безусым был королевич смелый, а уж везде и всюду хвала ему гремела. Был так высок он духом и так пригож лицом, что не одной красавице пришлось вздыхать о нем» («Песнь о Нибелунгах», 2008; 17, 18).

«Саусырыко нами воспитанный», «Саусырыко – наш свет, одетый в железную одежду», «с размахом, ударяющий врага, мечом своим», «Сын нартов Саусырыко, тверже железа тело его, ловкость присущая только ему, благотворному храброму мудрецу» ( «Нарты» 1974: 16).

В германском эпосе, как и в адыгском, герой представлен не только сильным воином, но и хитрым, зачастую мудрым храбрецом. С годами прославленный неоднократными победами в сражениях, тщеславно рассказывающий о боях, делающий бесценные советы, герой – воин становится значимой фигурой  в народе. В германском эпосе Зигфрид, не раз доказывающий, что он отважен и силен, внушает доверие и уважение к себе со стороны окружающих его людей.

В германском эпосе говорится : «если умирать, так умирать в борьбе» («Песнь о Нибелунгах:2008:260). В эпосе «Нарты» - «только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям».

Для мужчины участвовать в сражениях, битвах, набегах, походах не только естественно, но и необходимо. Красота мужчины заключена в поступках воина. К числу наиболее значимых смысловых составляющих концепта «герой» относится: «тело его стальное», «стальные усы», «стройный», «грозный», «справедливый», «достойный», «воспитанный» («Нарты» 1974); «неустрашимый», «могучий», «великодушный», «отважный» («Песнь о Нибелунгах» 2008).

Концепт «герой» отождествляется с концептом «война». Эпосы насыщены жестокими сценами сражений. «Кровь текла, как водопад с гор», «Саусырыко, чей меч большой золотого цвета, чья кольчуга до колен»   («Нарты» 1974:236); «ручьями с побидителей кровь недруга текла», «врагов рассеял ударами клинка», «резни кровопролитной от века не бывало» («Песнь о Нибелунгах» 2008: 260, 261). Такие черты национального характера как воинственность, жестокость, кровожадность, агрессивность составили данный концепт.

Герои рыцарской эпопеи, как и персонажи адыгского эпоса, имеют крепкое положение в обществе. При обращении к ним используются такие выражения, как: «доблестный», «отважный», «бесстрашный».

В нартском эпосе жизнь героя – воина – Защитника Родины немыслима без верного коня. Он – неразлучный друг любого нартского героя. Конь в нартском эпосе выступает таким же всесильным, как сам герой. Он наделен неимоверными силами и возможностями. Конь, пока не испытает своего хозяина на верность в дружбе, его отвагу, не доверится ему. Он не допускает к себе слабых и трусов. В эпосе воспевается конь, которого Саусырыко впервые оседлал, чтобы доказать, что стал настоящим мужчиной для свершения великих дел на благо нартов: «Если ты, Саусырыко, сможешь сесть на этого коня, - говорит ему мать Сатанай, - он будет твоим». После этих слов Саусырыко одним прыжком вскочил на хребет коня. Не успела мать взглянуть вслед своему сыну, как взвился конь, подобно звезде и, подобно звезде, скрылся за облаками. Там, в поднебесье, конь решил сбросить с себя седока, чтобы тот упал на землю и разбился. Что только не делал конь! И на дыбы вставал в воздухе, и вниз головой бросался в бездну, и снова взмывал ввысь, и скакал вверх ногами, а Саусырыко все держался за его гриву, не падал. В конце концов, конь понял, что ему не сбросить с себя Саусырыко, и тут он заговорил человеческим языком: «Клянусь Амышем, богом животных, буду я твоим верным конем, если ты станешь настоящим нартом!» («Нарты» 1974: 57). Лошадь для адыга – это часть его культуры, это его национальное достояние.

В нартском эпосе не только мужчина – воин - защитник играет большую роль, но и мужчина – труженик. Страна нартов гордилась не только своими храбрыми воинами, но и умелыми хлебопашцами и пастухами. В эпосе пропагандируется трудолюбие.

В нартском эпосе нашло достойное место и воспитание чувства прекрасного. Эпос богат не только своими героями, тружениками, но и искусными плясунами, певцами, музыкантами. Нарты уделяли огромное внимание не только физической подготовке, но и нравственному, интеллектуальному воспитанию: «Взял Ашамез справедливый жизни источник – свирель, тихо запел свой счастливый свой задушевный напев. Он на свирели играет, и оживает земля, дома, поля расцветают, вновь улыбаются лица, веселы звери и птицы, снова струится река» («нарты» 1974:13).

Каждый герой в германском эпосе позиционируется  с точки зрения его положения в обществе. Конфликты, в которые попадает герой, часто продиктованы не его личными решениями, а его статусом и общим положением дел. В обществе формируется строгая иерархия, а так же пропагандируется точное следование правилам поведения своего сословия. Это говорит о зарождении такой национальной черты как законопослушание, как любовь к порядку. Данная национальная черта стала со временем одним из основных концептов немецкой культуры «die Ordnung – порядок». В сказаниях можно найти большое количество примеров поведения героев, демонстрирующих строгое соблюдение правил и законов. Так, Кримхильда и Брюнхильда спорят из-за того, кто более знатный и имеет право войти первой в церковь: « Итак, столкнулись свиты обеих королев, и тут хозяйка гостье, от злобы побелев, надменно приказала не преграждать пути: пускай супруга ленника даст госпоже пройти» («Песнь о Нибелунгах» 2008: 47).Вассал в иерархической лестнице стоит намного ниже и беспрекословно подчиняется своему господину. Так, Брюнхильда плакала из-за того, что ее муж отдавал свою сестру Кримхильду замуж за своего вассала: « Могу ль   не лить я слез, коль тяжкую обиду мой муж сестре нанес, за своего вассала ее, решив отдать» («Песнь о Нибелунгах» 2008: 117).

Таким образом, в эпоху раннего Средневековья у германцев формировался социальный менталитет, выходящий за рамки индивидуализма.

В германском эпосе «Песнь о Нибелунгах» и в адыгейском эпосе «Нарты» особую значимость имеют женские образы.

В нартском эпосе Сатаней выступает как мать всех нартов: «Сатаней, ты одна так мудра», «ты чиста, как утром белая роса», «с тобою в дом приходит счастье» («Нарты» 1974: 10). К ней обращаются мужчины за советом. И она имеет влияние на решение главных вопросов в обществе. В языковом отношении приоритет героини выражается в том, что главный герой Саусырыко назван так же по имени матери «сын Сатаней». В эпосе кроме Сатаней воспеваются другие женщины: Даханаго, Адиюх, Малечипх, которые отличаются своей красотой и обаянием. Они пользуются всеобщим уважением. Они не только умны и красивы, но и добры. Это говорит о большом авторитете женщин в нартском эпосе: «Лик ее – солнцу подобен, стан ее с тополем сходен, славится кожею нежной, умной, прилежной слывет» ( «Нарты» 1974: 12).Кто красивей всех красавиц? Красотою, славясь дивной, всех красивей  - Даханаго. Нету равной Даханаго. Брови- ласточкины крылья, косы – шелка шелковистой («Нарты» 1974: 35).

В «Песни о Нибелунгах» женщина наделена также красотой: « И жила в земле бургундов девица юных лет, знатней ее и краше еще не видел свет. Звалась она Кримхильдой и так была мила, что многих красота ее на гибель обрекла. Наделена высокой и чистой душой, примером быть она могла для женщины любой» («Песнь о Нибелунгах» 2008: 3 7).

В германском эпосе воспевается наряду с красотой физическая сила: «Царила королева на острове морском, была она прекрасна и телом, и лицом, но женщины сильнее не видел мир досель. Она могла, метнув копье, насквозь пробить им цель. И,  бросив тяжкий камень, прыжком ее догнать» . Образ Брюнхильды передается так: «с Брюнхильдой шутки плохи», «Брюнхильдина твердыня» ( «Песнь о Нибелунгах» 2008: 63). Однако в германском эпосе управление сосредоточено в руках мужчин, их положение доминирует в обществе и семье. Для этого эпоса характерен патриархат. Женщины в германском эпосе в отличие от адыгского эпоса не имели большой власти. Но они были не так безгласны и беспомощны. Главные героини – Кримхильда и Брюнхильда жестко расправляются со своими врагами и обидчиками. Месть героинь прослеживается на протяжении всего сюжета. Кримхильда, узнав, что Хаген убил ее мужа, будет мстить ему всю свою жизнь. Лишь при условии, что ей будет оказана помощь в осуществлении плана мести, она соглашается на второй брак.

В «Песни о Нибелунгах» понятие чести стоит превыше всего – жизни, богатства, человеческих привязанностей. Оно охватывает внутреннее состояние человека и является внешним проявлением его благородства, выражаясь в его поведении, речах, в его облике, осанке, одежде, вооружении. Честь одинаково высоко ценится как мужчинами, так и женщинами знатного рода: «Да защитит господь их честь!». Не жизнь и не счастье, но честь – в центре феодального сознания.

В нартских сказаниях можно обнаружить почти все элементы адыгэ хабзэ (адыгского этикета).

Таким образом, ценности – высшие ориентиры, определяющие поведение людей, составляют наиболее важную часть языковой картины мира. Совокупность концептов, рассматриваемых в аспекте ценностей, образует ценностную картину мира.

Понятие концептосферы помогает понять, что язык является не только средством общения, но и выражением всей культуры нации. Концептосфера соотносима со всем историческим опытом нации, и поэтому чем богаче ее культура, тем богаче концептосфера национального языка.

          

Литература:

1.                 Берестнев Г.И. Слово, язык и за их пределами: монография. Издательство: БФУ, 2007. – 358с.

2.                 Гадагатль А.М.Нарты: Адыгейский героический эпос.М.: Главная редакция научной литературы. 1974.

3.                 Гадагатль А.М. Памятник нации. Идейно-тематическое и художественное своеобразие героического эпоса «Нартхэр» адыгейского народа.Монография.-Майкоп:ГУРИПП «Адыгея»: 2002.-440 с.

4.                 Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис,2004. 390 с.

5.                 Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка//Вопросы когнитивной лингвитстики.2009.№1.-ИЯ РАН

6.                 Лакофф Дж. Когнитивная семантика. Сб. «Язык и интеллект. М.: 1995.

7.                 Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. Издательство: СПб ГУП. 2006.

8.                 Маслова В.А. Лингвокультурология. Учебное пособие.М.: Идательство «Академия». 2001.- 208 с.

9.                 Петросян А.А. История народа и его эпос. – М.: Наука, 1982. – 216 с.

10.            «Песнь о Нибелунгах». Издательство : «Наука». 1972